Глава 41 — Величайшая насмешка I
Тридцать шестой день.
В голове ответ нашёлся буквально сам, его не нужно было искать. Он сидел здесь. На тридцать шестом дне. Весь комплекс отличался от того, каким он был ранее. Заполненный, с множеством аномалий… Туда-сюда бегали агенты, но ни один из них не узнавался. Каждый из них словно бы инороден. Так мало этого, у него в комплексе полно всяких мерзких аномалий ALEPH уровня.
И судя по тому, какие у него тут данные, создавалось впечатление, что прошлый Управляющий занимался полной чепухой. Непрокаченные агенты, проекты выбраны странным образом, даже не все «миссии» пройдены от Сефир. А что насчёт тех же подавлений? Ха! Да их не существует!
Настоящая проблема Шахматистки. Она способна проворачивать вот такие трюки, чтобы перейти в следующую фазу его головной боли.
Но не стоит обманываться всеми эти видами. У её способности имеется недостаток. Это неполноценный мир, лишь жалкая имитация, копия, призванная для того, чтобы являться площадкой для развлечений.
Здесь не сыскать ничего настоящего, разве что… Просмотрев всех агентов, он нашёл лишь одного знакомого. Лайра. Сейчас отдыхала в информационном отделе и вообще в ус не дула. Не выполнила ни одного поручения. Довольно в её характере. Явно сейчас думает о том, как бы ей заняться исследованиями. В обычных условиях.
«Она быстро дойдёт до того, что здесь творится…» — прикинул у себя в голове Аин, после чего поднялся с кресла. Так. Что-то тут не так. — Анжела? — он резко развернулся и… Увидел Анжелу. Только в каком-то странном состоянии. Она валялась плашмя на полу. Вот так просто. Валялась и всё. Без каких-либо движений.
Вот такая аномалия впервые. Даже манипуляции Шахматистки не могли влезть в её процессы и как-либо навредить. Что же изменилось сейчас?
— Не верю, что эта тварь приспособилась и нашла способ вырубить Анжелу… — даже если брать в расчёт, что этот робот-убийца в будущем попытается его зарубить, не стоит сбрасывать такую боевую и логистическую единицы со счетов… Теперь как ему удастся вообще выжить здесь? С одной лишь Лайрой! — Ну… Даже не знаю, радоваться или плакать.
— Обожаю людей за их разные характеры. — внезапно здесь раздался ещё один голос, что мгновенно приковал к себе всё внимание.
Мужчина уставился на незваного гостя здесь.
Некто или нечто, напоминающее человека. Гуманоидное создание в старой, аристократической одежде. Тёмно-синий жакет, красная жилетка, белая рубашка и подобие галстука, обёрнутого вокруг его шеи. Несуразная длинная шляпа на голове, покуда под ней красовалась… Маска, сломанная на правой части, где можно было увидеть золотой монокль.
— Что-то не так, господин Аин? — продолжило оно с абсолютно естественным видом, будто так и должно быть.
— Ты ещё что такое?
— Ах да, где мои манеры? Совсем забыл представиться. Прошу, зовите меня Оценщик. Это моя работа, моя профессия. И моё призвание, попрошу заметить.
— У аномалии есть профессия? Призвание? Не гони коней, дружище. Ты не выглядишь как тот, кто может обладать чем-то таким. — покачал головой Управляющий.
— Не совсем так, господин Аин. Все люди оценивают. Каждый человек оценивает. Я же есть олицетворение оценивания. Я оцениваю самого себя на все сто, возможно, с маленькими огрехами. Впрочем, нет никакого совершенства. Его попросту нельзя достичь, ведь не знаешь, что есть понятие «совершенство». Впрочем, многие трактуют это по разному и ищут своё понятие «совершенство».
— Оценивают, да?..
— Конечно. В этом есть часть вашей природы. Знаете ли, вы же ведаете, откуда родились мы. Аномалии. Несчастные создания тьмы, которые всегда тянулись к свету. И вы буквально сияете, господин Аин. Подобно маяку в свете тьмы. Вы всё сверкаете, сверкаете, обращаете своё внимание на кого-то из нас, поднимаете нас сюда. И знаете… Каждая аномалия благодарна вам. — существо сделало шаг вперёд. Его тело несуразно, оно не могло бы существовать в обычных условиях. Эта тварь словно сбежала из страшной сказки. Его ноги увеличивались в бёдрах, затем становились намного меньше к коленям, а затем то же самое повторение до самых стоп. — Именно вы внесли свет в наши жизни. Именно вы подарили осознание. Именно вы позволили думать, мыслить, размышлять в отрыве от коллективного. Именно вы… Породили в нас желание стремиться к вашему миру. — оно оказалось прямо перед ним. Почти два метра в высоту эта зверюга… А ауру излучал поистине устрашающую.
— Хах… Вот как? Вся благодарность выражается таким образом? Ну спасибо. — усмехнулся Управляющий. Он не боялся, что этот ублюдок нападёт на него. Нет. Если бы хотел, давно сделал бы. Тут есть кое-что другое.
— Сами понимаете, господин Аин. Аномалиям неизвестны понятия сия мира. Они не могут выражаться иначе, чем способны. Те, кто не разумеют, стараются делать то, что могут делать. Это вполне понятная причина.
— А что же до разумных тварей? Подобных тебе? — его янтарные глаза уставились на существо.
— …мы ведомы желаниями.
— Желаниями? У вас?
— Как только мы получили возможность думать, то и обзавелись желаниями. Не подумайте, господин Аин. Я не желаю вас убивать. По крайней мере, сейчас. Я вас уважаю. Как того, кто открыл на дверь. — он прошёл мимо него. — Вы, должно быть, догадываетесь. Здесь наша личная площадка для игр. И, признаюсь, мне грустно даже думать о том, что придётся с вами расправиться.
— А с чего ты решил, что у тебя получится? — какая невиданная наглость.
Оценщик развернул голову на все триста шестьдесят градусов:
— Вы открыли не маленькое отверстие, откуда возможна небольшая струйка воды. Нет, вы уничтожили само понятие «стены».
— Понятие?..
— Полагаю, вы думали, что ваши «побеги» позволят вам что-либо изменить. Боюсь, для вас будет разочарованием узнать, что все ваши действия приближали к тому, чему уже быть и никогда не измениться.
— Хо-о-о?
Как же бесит этот тип. Управляющий давненько не ощущал такого раздражения. Этот ублюдок общается крайне официально и вежливо, но при том излучают это стоическое высокомерие, возвышенность, словно бы перед ним жалкая букашка. Немыслимая наглость недооценивать его. Даже если всё так, как он говорит, Аин… Аин не просто бежал сломя голову в надежде найти решение.
У него есть решение. Даже если оно неидеально, даже если всё может пойти не так, оно существует. И всё идёт к тому, чтобы оно осуществилось.
— В этом маленьком мире мы произведём оценку наших жизней, наших желаний, наших стремлений и выясним на практике. Кто из нас достоин пойти в новый мир и жить под лучами?
Сразу же после этих слов аномалия покинула кабинет, оставляя его в одиночестве. Не описать словами те эмоции, что клубились внутри Управляющего. Надо же. Ему бросил вызов какой-то непонятный монстр, являющийся олицетворением «оценки». В такое поверить тяжело.
Шахматистка и раньше забавлялась тем, что отправляла его в разные временные рамки. Ну, создавала псевдо миры, где ему приходилось переживать тяжёлые события. Чаще всего они короткие, небольшие и локальные.
Сейчас тут весь комплекс. Ну, почти весь. В любом случае, всё вокруг призвано покончить с ним. Даже не в физическом плане, а в ментальном. Поражением воистину является тот момент, когда сам человек опускает руки. И Шахматистка прекрасно это знает. Она множество раз видела, как эти слабые смертные, их создатели, встают и встают, продолжая бороться. И потому пришла к закономерному выводу — лишь отчаяние и сокрушение души позволит ей одержать идеальную победу.
И чем же предстоит ему заниматься сейчас? Комплекс в порядке, нет никаких проблем. Всё работает как часы…
— Проклятье. Без Анжелы я не смогу вовремя реагировать. Если все разом соберутся сбежать, я не смогу нормально управлять комплексом.
Это главная проблема человека. Он опытен в управлении, да вот без жертв не обойтись. А учитывая уровень его сотрудников, будет тяжело не потерять их. У него даже были ребята пятого уровня, да вот эти статисты не внушали доверия. Помимо умений нужны хоть какие-то отличия. Как минимум, как у той же Дакота, которая может проворачивать различные манипуляции.
Пока Аин размышлял, то к нему резко постучались. Его взгляд остановился на двери. За ним уже пришли? Или Оценщик передумал, решив покончить с ним сейчас? Так-то никто не сможет его защитить, однако же…
— Управляющий, вы откроете или нет? Я не люблю ждать. — оттуда раздался голос Лайры.
Он, естественно, отворил. Повезло-повезло. Или нет? Мужчина остановился на полпути, буквально в моменте перед тем, как открыть дверь.
— А ты, случаем, не мимик?
— Чего? Какой ещё мимик? Вы насмотрелись фильмов ужаса или что? А может, мне предоставить свои днк для того, чтобы переубедить вас?
Звучит и ворчит как настоящая. Нет смысла сомневаться.
— Мне нужно было убедиться. — усмехнулся Аин, наконец впуская девушку внутрь.
— Ха. Вы стали чересчур мнительными.
— А разве таким и не нужно быть в подобных условиях? — разведя руки в стороны, хмыкнул Управляющий. — Всё несколько повторяется. Шахматистка собирается с нами поиграть.
— О… А это тело тоже часть её игры? — она тыкнула на павшую Анжелу.
— Да…
— Не припоминаю, чтобы она отключалась в таких условиях…
Анжела должна быть в состоянии двигаться, думать и помогать, да вот не в этих условиях. Всё стало в несколько раз сложнее, чем можно было представить.
Лайра недолго заостряла внимание на секретаре, её волновало кое-что другое:
— Мы здесь, похоже, одни. И кто же является нашим главным оппонентом?
— Оценщик. Он некоторое время назад покинул мой кабинет. Довольно разумная аномалия. Не могу сказать о его способностях, мне ничего неизвестно, как и цель «этого» мира.
— Ха-а-а-а… Одни проблемы. — Лайра закинула руки за голову и подняла глаза в потолок. — Мы здесь совсем одни. Все остальные клерки и агенты лишь пустышки, что призваны выполнять работу. С ними нормально не поговоришь. И когда же случится важное событие, м-м?
Если псевдо мир не существует долго, то очевидно, что в нём должно случиться что-то. И это что-то послужит началу разрушения всего вокруг. Кстати, об этом. Внезапно комплекс тряхнуло, после чего Аин быстро нашёл взглядом нужный монитор. В дисциплинарном отделе случилась какая-то авария, погибло два клерка и один агент. Их убила… Цензура. Аномалия, которая буквально представляет из себя это понятие.
Никто и ничто не может разглядеть сквозь неё, но тот, кто сумеет, определённо получит сильный ментальный урон от лицезрения подобной хтони. Оно покинуло камеру содержания и начало своё шествие, попутно с этим создавая из трупов павших своих мелких марионеток.
Не самая сильная из аномалий уровня ALEPH, но её главная проблема в том, что у неё чёрный урон, а каждая встреча с ней может закончиться для тебя потерей разума.
— Знаете, у меня нет сильного желания с ней встречаться. — стоя рядом с креслом, произнесла Лайра. — Да и есть у меня смутное ощущение, что это отвлекающий манёвр.
Отвлекающий или нет, однако подавить надо. Аин направил туда отряд агентов пятого уровня. Только они смогут с ней справиться. Ну и ещё подобрал каждого из них с такой бронёй, что обладает устойчивостью к чёрному урону. Что касается пуль… Анжела не успела реализовать подобное, ну или же постаралась сама Шахматистка, чтобы снова перетасовать ему все карты.
Такая толпень пускай и посредственных сотрудников должна разобраться с этой махиной. Она ещё не успела расплодить слишком огромное количество приспешников. Вон, они ворвались и начали сражение. У них неплохо получалось, сразу же покончили со всеми мелкими тварями и принялись за главную, которая начало прыгать по коридору, подобно какой-то обезьяне. Это очень несвойственное поведение для… Этой аномалии.
— До чего же прискорбное событие, господин Аин. Я оцениваю вашу внимательность на четыре из десяти. Вы не смогли предотвратить эту трагедию, но не позволили ей распространиться на весь остальной комплекс. — внезапно в мониторах показался Оценщик, вещающий этим своим снисходительным тоном галантного мужчины.
— Полагаю, это он и есть? — усмехнулась Лайра. — Интересно… Мне хочется проверить на нём мои новые препараты, чтобы он не возникал. Не нравится он мне.
— Правильно полагаешь. Уже начинает раздражать.
— О, и кстати, мне кажется или вы снова упустили какой-то элемент? Точно, один и тот же сотрудник был задушен насмерть медведем.
Вскоре стало ясно, что на него не стоит обращать внимание, если нужно было разбираться с проблемами. Его агенты… Они работали не так, как следует. Каждому надо было давать конкретные инструкции, иначе идиоты делали всё иначе.
Что же до Оценщика, сейчас он буквально заменял собой Анжелу. Раньше именно она сообщала о каких-то происшествиях, а ещё порой отмечала ошибки, но теперь же этим занимается этот ублюдок. Только в отличие от неё не занимается тем, что подбирает слова, просто говорит прямо.
— Вы потеряли уже десять важных агентов. Но вы смогли подавить Цензуру. Достойная жертва, полагаю? Или же нет?
И так будет продолжаться неизвестное количество времени. Вряд ли удастся подобным с ним покончить… Здесь нужно кое-что иное.
— Лайра… Ты должна будешь отыскать эту тварь.
— Вы хотите и меня сгубить? — усмехнулась девушка, которая сделала себе уютное местечко рядом с телом Анжелы.
— А ты разве собираешься погибать? — мужчина бросил на неё мимолётный взгляд.
— Глупый вопрос, Управляющий… Это закономерно. Вы не сможете долгое время держать комплекс на плаву. И вы хотите, чтобы я покончила с врагом, не так ли? Впрочем, это звучит не так уж и сложно. — она поднялась на ноги и отряхнула юбку. — Только мне потребуется немного подготовиться. И… У вас нет мыслей, где бы он мог спрятаться?
— Вы снова отвлекаетесь, господин Аин? Это сказывается на вашем наблюдении. Сбежало ещё несколько аномалий. Соберитесь, если не хотите опустить свою ценность ниже, чем это возможно. — слышался из динамиков его глас.
— Скорее всего, прячется в каком-нибудь безопасном месте. В комплексе есть производственные отделы. Они находятся довольно далеко от аномалий. Из всех моих попыток туда меньше всего захаживали твари. Там в целом всегда тихо, нет людей, нет никого. Всё автоматизировано. Как думаешь, он там?
Почти риторический вопрос. Лайра устала уже от всей этой борьбы с Шахматисткой… Ей хотелось узреть тот мир, к которому все стремятся. В первую очередь, продолжить свои исследования после них. Возможно, мир и правда изменится к лучшему. В конце концов, нынешний ей не нравится.
Да и оный успел её отринуть, заставляя спрятаться, укрыться в глубоком месте. Именно здесь. Где никто по-настоящему не осудит её стремления.
— Мне нужно хорошенько подготовиться…
* * *
Оценка — важное понятие. Важная вещь. То, без чего никто на свете не может жить. Без оценки ты ничего не сможешь. Даже животные обладают чем-то схожим. Они могут оценивать своё местонахождение, могут оценивать хищников, могут понимать, когда им следует отступить.
Это вложено в их инстинкты, в их суть. Так и с людьми. Эти разумные создания смогли развить оценку, создавая множество критериев. Оценка перестала быть такой примитивной, как ранее, она приобрела множество форм, трактовок и разных смыслов. В конце концов, люди пришли к тому, к чему пришли именно благодаря правильной оценке своих сил, своих стремлений и конечных целей.
Мы родились из вас. Вы — наши создатели. Вы наделили нас разумом, позволили вырваться из бездонной тьмы, к самому свету. Даже если ваш свет намного тусклее, чем кажется, он всё же бесконечно яркий по сравнению с тем, что было ведомо нам.
И никто из нас не возжелает повернуться назад, чтобы упасть во тьму. Когда есть такой соблазнительный свет, зачем отворачиваться и уходить? Мы… Не эгоистичны, но были этим наделены вами.
Кто же виноват в том, что теперь мы находимся тут? В ткани вашей реальности? Всё-таки безграничное любопытство и амбиции могут сыграть злую шутку.
— Таким образом, господин Аин, наша маленькая игра может закончиться довольно быстро. Не считаете, что вам лучше стоит оценивать свои планы? Не уверен, что каждый из них достоин хотя бы средней оценке. Каждое ваше действие понижает общий коэффициент полезного действия. — в тёмных стенах находилось несуразное создание гуманоидной формы. Перед ним был один-единственный монитор, позволяющий ему транслировать самого себя. Простая прихоть самой Шахматистки и его просьбы. — Как же вы, люди, возвысились, если так часто совершаете ошибки? Этот мир… Он ведь их не прощает.
Комплекс медленно погружался в хаос. Реагировать на все инциденты слишком тяжело. Без Анжелы так уж точно. Она могла локализовать множество проблемных вещей за мгновение. Тем более, под управлением Управляющего абсолютные болваны, не способные ничего сделать, пока им напрямую не скажешь, что ИМЕННО делать!
— В самом деле. Вам даны идеальные пешки, которые могут исполнять ваши приказы без лишних тревог. Они почти как куклы. В них есть доля воли и автономности, но ничего сверх сложного. Простыми словами, всё это, идеальная оценка ваших способностей, господин Аин. — объяснил Оценщик невозмутимым голосом.
Внезапно за его спиной раздался странный глухой звук. Создание обернулось. Оно знало, что в этом комплексе есть ещё один настоящий человек. Но не мог в полной мере отыскать его. Даже исследовав все камеры, ничего не нашлось. Единственное объяснение, которое можно было дать, так это…
Внезапно дверь к нему вышибло чем-то мощным. Оценщик не сдвинулся с места. Совсем через секунду сюда залетело две шашки, которые пустили фиолетовый дым.
— Хм? Смертельный газ? Наблюдаю множество токсичных элементов. О-о-о, он способен негативно влиять на меня? Превосходно. Его действие медленное, потому не могу назвать это идеальным средством для таких, как я. Оцениваю его на шесть баллов.
В проходе он увидел человека. Некто в белом халате и чёрном противогазе. На спине красовался какой-то рюкзачок, откуда девушка достала несколько ампул разного цвета, после чего вставила себе в руку.
— Ты ведь любишь всё оценивать? Тогда мы друг другу подойдём. Я тоже обожаю тестировать различные разработки! Особенно, когда есть отличный подопытный, что не умрёт от нескольких экспериментов! — раздался восторженный женский голос, после чего она направила металлическую ладонь на противника и… Проявился яркий синий свет, накрывший всё помещение.
Всё внутри расплавило за доли мгновений. Ни один нормальный человек не смог бы пережить подобное…
Что же до аномалии, то…
Лайра прекрасно видела, куда эта тварь успела спрятаться:
— Ха!..