"Булочный король" подмосковного города N, пожилой миллиардер Петр Степанович Рябов пал жертвой современных технологий и очнулся в 1553 году. Вокруг - Средневековая Русь, на престоле - Иван Грозный, буквально на днях была взята Казань, где-то вдалеке маячит Смута, а наш герой, ныне - юный поваренок-грек Гелий, должен выжить и преуспеть в этих непростых условиях. Что ж, толковый человек везде найдет возможности, а средневековые русичи поди эклеры не хуже своих потомков трескать любят!
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
Воскресная служба в маленьком подмосковном городке завершилась, и жители разошлись по своим делам. Среди них — успешный бизнесмен Петр Степанович Рябов, основавший крупную кондитерскую сеть. Он часто гуляет по городу, наслаждаясь успехом и думая о сыновьях, которых считает ленивыми и обиженными на жизнь. В один из дней, возвращаясь домой, он попадает под электрический самокат и оказывается в больнице, опасаясь за свою жизнь и размышляя о прошлом.
Внезапно он просыпается в другом времени, среди русского средневековья, окружённый "богатырями" и историческими реалиями XII–XVI веков. Не понимая, как оказался там, он ощущает сильное disсонанс между своей современной личностью и образом прошлого, где его тело занимает молодой парень, а окружающие — воители и простолюдины, ведущие суровую жизнь. Он вынужден адаптироваться к новым условиям, понимая, что тут он совсем чужой, и начинает ломать голову, что и как делать в этом мире.
Постепенно он осознаёт, что перенесся в эпоху, связанное с договором о его доставке туда, и предполагаемой ролью — быть "выписанным" из турецкой империи в качестве преграды или засланца. Его охватывает паника от осознания масштабов опасности — он окружён людьми, готовыми к жестким казням и суровым наказаниям, а его знание языков и культур помогает лишь отчасти. Всё это вызывает у коллег, которые выглядят как богатырские воины, ощущение зыбкости и абсурдности происходящего, и он с трудом борется с паникой.
Внутри, несмотря на страх и боль, он вдруг ощущает, что снова молодеет, что дарует ему временную свободу — шанс исправить ошибки прошлого и понять, зачем он здесь. В мыслях он уже планирует, как выжить, отбиться и найти способ вернуться домой. В то же время его охватывает горечь: он ясно понимает, что оставил в современности свою семью, что его дети и жена, возможно, уже рады получить наследство, а он — один на новом, страшном поле боя жизни, наполненной опасностями и тайнами прошлого.
Вторая глава повествует о трехдневном пребывании главного героя в XIII веке, после загадочной перемещения во времени и измененного восприятия мира. Пытаясь понять свою новую реальность, он замечает, что его речь и восприятие окружающего мира сильно отличаются от привычных, а тело адаптировалось к местным условиям. Вскоре герой оказывается в монастыре, где знакомится с настоятелем и обстановкой: вокруг — древняя крепость, монастырь с пушками, поля и леса. Он также наблюдает за порядком жизни, узнает о военных тревогах Руси и ее внутренней напряженности, а также размышляет о своем положении и целях в новом времени.
Герой занимается бытовыми делами — помогает на кухне, нарезает морковку, делает первые шаги в адаптации к жизни в средневековье. Вся его деятельность — это одновременно попытка закрепиться и понять окружающую реальность, и средство обеспечить себе безопасность и статус, ведь он обладает знаниями и культурой будущего. Получив стартовый капитал в виде оружия и денег, он размышляет, как использовать свои способности и ресурсы для выживания и развития. В то же время он не может избавиться от внутреннего чувства растерянности и вопросов о своей сущности — умер ли он или ведь его сознание перенесено сюда, и что ждет его после смерти.
Глава насыщена описаниями обстановки, быта, настроений, а также размышлениями героя о времени, в котором он оказался, о войнах, политике и страданиях народа. Важным моментом становится встреча с людьми — монахами, келарем, поварами, — и его первые действия в новом обществе, включая готовку и бытовую помощь. Эти сцены создают атмосферу погружения в древнюю Русь, показывают сложности и суровость времени, а также внутреннюю решимость героя адаптироваться и найти свое место в новой реальности.
В главе 3 главный герой, Гелий, сопровождает монастырского келаря Николая через монастырский двор и здание, в которое он ведет его в кабинет. Разговор длится тихо и обдуманно: Николай ценит размеренность и вдумчивость, предпочитая не говорить на ходу, а лучше подготовившись. Они обсуждают организацию труда на кухне, технологии и эффективность, проявляя интерес к западным методам, таким как «человеко-час», и сравнивают их с русскими реалиями.
Гелий признается в своих знаниях и навыках, предлагает свои услуги как специалиста по организации работы, желая найти место в монастыре или церкви, чтобы обеспечить себе поддержку и статус. Он описывает свои планы на будущее, надеясь на возможность карьерного роста в церковной иерархии, и говорит о своей цели быть полезным. Батюшка Николай заинтересован, и, несмотря на некоторые условия, соглашается помочь ему с этим, предложив помощь в трудоустройстве, если Гелий выполнит определенные условия.
В процессе диалога показываются важные ценности времени — терпение, аккуратность, умение вести дела и наконец поиск социального подъема через церковь. Гелий делится своим стремлением изменить свою судьбу и закрепиться в русском обществе, несмотря на чуждость страны. Николай, с уважением и пониманием, оценивает его искренние мотивы и готовность работать.
Разговор прерывает появление скоморохов, их веселая песня и шутки, что создает атмосферу спокойного, даже немного праздничного времени. В завершение переговоров Гелий получает обещание о помощи с защитой и возможностью укрепить свои позиции, если он докажет свою полезность. Он также просит оставить у себя замок для хранения своих ценностей, что вызывает одобрение и поддержку келаря.
Таким образом, перед читателем раскрывается картина человека, ищущего путь к лучшей жизни через ум, терпение и связь с церковью, а вместе с тем — природа русского медлительного, вдумчивого образа жизни и важность стратегического подхода в выживании и развитии.
В четвертой главе главный герой Гелий вместе с келарем и поваром обсуждает предстоящие изменения в кухне монастыря по плану реорганизации, подготовленному без особого энтузиазма и опасений. Их разговор раскрывает осторожность и сопротивление нововведениям в традиционном монастырском укладе, а также подчеркивает важность одежды, статусных атрибутов и репутации в том мире, где даже пояс имеет значение. Герой пытается убедить собеседников, что новые методы растут из древних знаний и традиций, на что батюшки отвечают, что опыт предков уважают и постепенно внедряют новшества.
Гелий рассказывает о своем желании сохранить семейный секрет и избегает раскрытия семейных тайных клятв, изображая из себя испуганного юношу. В ходе беседы выясняется, что отец Гелия работал на Государевой кухне, и о возможных клятвах и обещаниях родовых секретов идет ожесточенная дискуссия. Батюшки убеждают его, что семейные клятвы можно оставить и защищать их с помощью хитрости и страха, а молодость и амбиции — повод быть осторожным. В конце концов, Гелий соглашается с планами, получая наставления по постепенной реализации изменений на кухне.
На следующий день начинается внедрение новых методов: кухонный инвентарь и материалы заперты по ночам, чтобы избежать хищений, а кухня делится на зоны для подготовки, готовки и сервировки, что должно повысить эффективность. Несмотря на сопротивление и недоверие со стороны монахов, дисциплина и порядок нарастают, а система постепенно налаживается. Гелий наблюдает за процессом, понимая, что новые приемы помогают людям работать лучше, хотя и требуют времени для привыкания. Утренний запуск системы вызывает небольшие недоразумения и жалобы, но большинство соглашается, что с упорядоченной организацией работать проще.
Когда работа подошла к завершению и кухня готовилась к следующему дню, Гелий увидел, что его положение в монастыре остается шатким и недружественным — посланные мудрые монахи ушли на рассвете, оставив его ждать решения судьбы, и он ощущает хрупкую гордость и внутреннее сопротивление этому миру, где даже самые важные люди игнорируют его и не прощаются должным образом.
В пятой главе рассказчик описывает свою повседневную жизнь в монастыре, показывая заботу о себе и окружающих. Он бреется, ухаживает за бородой, моется у бочки и чистит зубы веточкой, употребляя мяту для свежести. В монастыре много детей-беженцев, пришедших из-за войны, и трудников, которых монах assign использует для работы и обучения. Монастырь переполнен, но монахи стараются помочь всем нуждающимся, хотя ресурсов явно не хватает. В процессе он делится наблюдениями за их бытом и заботами, а также учит детей и занимается хозяйственными делами.
Он общается с монахами, которые интересно и аккуратно ведут беседы, обсуждая разные темы — от истории до современности. Особенно его впечатлил разговор о «третьем Риме» и значении этой идеи для русской духовной и национальной идентичности. Рассказчик рассказывает монахам о Царьграде (Константинополе), его великолепных храмах и культовых памятниках, что вызывает у них восхищение. Он объясняет, что Россия — это «Третий Рим», хранитель истинной веры и наследница великих цивилизаций, что очень радует монахов и придает им уверенности.
В течение диалогов он показывает свою глубокую связь с русской историей и духом народа, размышляя о судьбе России — её борьбе, вере и преемственности. Монахи слушают его рассказы о Москве, Византии и Турции с уважением, даже проявляя интерес к его знаниям. Рассказчик подчеркивает важность русского наследия и веры, уверяя, что несмотря на трудности, Россия сохранит свою силу и место в мировой истории, ведь «четвертому Риму не бывать».
Таким образом, в этой главе сочетаются бытовые детали монастырской жизни с глубокими размышлениями о судьбе Руси и её духовной миссии, создавая атмосферу патриотизма, веры и надежды на будущее, несмотря на текущие испытания и войну.
В главе описывается рабочий день в монастырской кухне и строительстве. Персонал медленно и саботажничая занимается выпеканием хлеба, а батюшка келарь, несмотря на его веру в Бога, не доверяет людям и ограничивает работу. В процессе обсуждения он предлагает создать примитивную печь-тандыр, используя земляную яму и кирпичи, что обещает более вкусный хлеб с хрустящей коркой и насыщенным ароматом.
Позже герои знакомятся с каменщиком Ярославом и его помощником Ярославом, говорящим о строительных чертежах и особенностях кладки кирпича для будущего сооружения. В разговоре раскрывается обстановка, где каждое действие наполнено смыслом и символизмом — одежда послушников, их статус, и общий уклад жизни. Герой обеспокоен своим положением, он мечтает попасть за высокий стол с важными для монастыря людьми, чтобы заслужить уважение и получить признание.
К моменту обеда монастырь оживляется, и герои продолжают подготовку к строительству. В процессе работы появляются новые персонажи — плотник Василий и плотник Далматов, с которыми герои знакомятся. Беседы носят дружелюбный и практический характер, демонстрируя совместную работу и взаимодействие в условиях средневекового монастыря, где каждый вносит свой вклад в общее дело. Время суетливо течет, и перед героем стоит задача не только помочь в строительстве, но и добиться признания среди важнейших лиц монастыря.
В главе 7 рассказывается о буднях монастыря, утренних процедурах и жизни рабочих. Главный герой, Гелий, занимается физической подготовкой в compañía детей, при этом объясняя им важность ухода за зубами и делая это с благоразумием. Однако монах Никодим, узнав о его попытках научить детей самостоятельности, осуждает его, считая приучение к деньгам вредным и отвлекающим от религиозных ценностей. Между ними возникает конфронтация, и Гелий задумывается о предстоящем визите архиерея, который, по слухам, пробудет в монастыре.
Далее герой вместе с местными ремесленниками занимается строительством — он наблюдает за работой землекопов и каменщиков, учится терпению и аккуратности. В процессе он делится своими знаниями о дальних странах, рассказывая о крокодилах и других существах, что вызывает интерес и улыбки у окружающих. В разговоре затрагиваются темы упорства, честности и духовных ценностей, а также тонкая критика чрезмерной строгости духовенства.
После дневной работы во время трапезы Гелий, усталый, брызгается грязью и воняет, как и все вокруг, но сохраняет бодрость духа. Вечером он сталкивается с требованиями келаря — нужно закончить строительство до заката, что вызывает у него внутреннее напряжение и чувства собственного несовершенства. В очередной раз он оказывается в конфликте с начальством, и в его поступках чувствуется желание идти своим путем, несмотря на строгость и контроль.
Глава насыщена атмосферой трудовой дисциплины, религиозной строгости и внутренней борьбы героя с внешними требованиями и своими порывами. Вечные темы труда, веры, послушания и личной ответственности переплетаются с юмором и острой сатирой на монастырскую жизнь и духовенство.
В главе 8 повествуется о первых днях пребывания героя в монастыре, wherein он постепенно привыкает к размеренной жизни, людским обязанностям и окружающей обстановке. Он становится наставником для мальчика Федора, которого берёт в помощники, обещая заботу и обучение в обмен на труд. Федор, испуганный и трепетный, рассказывает о своём страшном прошлом, о сожжённой деревне, потере близких и жестоком нападении крымчаков, что вызывают у героя сочувствие и понимание. Их разговор прозрачной ниточкой связывает личные истории и общие страдания, создавая атмосферу тяжёлой, но стойкой надежды.
Параллельно герой знакомится с обитателями монастыря, решает бытовые вопросы — переодевает Федора, договаривается о ночлеге и одежде, обсуждая текущие дела. Он наблюдает за окружающим миром: шум живой природы, утренний ритуал, и чувствует сложную грань между суровой реальностью и тихой внутренней гармонией. В это утро воскресает русская деревенская жизнь, наполненная звуками, запахами и заботами, — всё это контрастирует с тёмными воспоминаниями о войнах и насилии.
В завершение герой вместе с Федором идет к старшему монаху, в их келью, где происходит обмен небольшими бытовыми услугами, — гость помогает батюшке с укладыванием, а сам получает уютный, хоть и скромный покой. Внутри монастыря человеку привыкается к нищете и простоте, где важнее внутреннее спокойствие и терпение. Уходя в свои мысли, герой размышляет о дороге судьбы, о жестокой природе войны и о непрекращающемся движении жизни даже в таких суровых условиях.
В девятой главе повествования главный герой занимается строительством тандыра в монастыре. Он вместе с Ярославом, Василием и рабочими пытается быстро возвести один из прототипов, однако старец-иннокентий, юродивый, проверяет качество кирпичной кладки и предсказывает, что из трёх построенных тандыров только один будет исправным. Его пророчество вызывает у работников сомнения, но все решают продолжать работу, надеясь на честность и благонадежность старца. В ходе этого процесса герой размышляет о необычной для средневековой России технологии — тандыре, о чужеземцах и положении дел в стране, наблюдая за феодальными и церковными отношениями, которые кажутся ему примитивными по сравнению с его временной эпохой.
Наблюдая за строительством, герой сталкивается с конфликтами малых деталей — спором о происхождении меда, испытаниями качества печей и взаимодействием с монахами и послушниками. В разгар работы ему приходит известие о приезде гостевого каравана, что вызывает у него интерес и некоторые расчёты — он планирует выгодно распорядиться ценностями для своих целей, одновременно осторожно поддерживая доверие к нему, чтобы не потерять важные связи. В процессе он отмечает, что несмотря на внешнюю благолепность, в стране царит феодальный застоевший строй, грозящие тяжелые времена и династические кризисы, что вызывает у него размышления о предстоящем будущем.
Общение с монахами и старцами показывает привычки и характер местных людей — их суету, доверие к старцу-иннокентию, а также внутреннюю скуку и однообразие монастырской жизни. Герой, будучи иностранцем из другого времени, ощущает себя сторонним наблюдателем, пробуя понять особенности и особенности русской религиозной общины. В конце главы он получает информацию о приезде торговцев, что обещает новые возможности и даже некоторую выгоду для него, несмотря на сложные отношения с настоятелями и казёнными чиновниками, поскольку он планирует использовать монастырский бизнес в своих интересах. В целом, атмосфера произведения насыщена ощущением исторической стагнации, религиозных размышлений и стратегических расчетов, а сюжет движется по линии простых строительных и торговых дел, наполненных внутренним напряжением и надеждой на будущее.
В главе 10 автор размышляет о роли региональных брендов и торговле, которая веками была основой русской экономики, несмотря на смену политических режимов. Он вспоминает, как в древней Руси торговля изначально велась для выживания и обогатить страну, и отмечает, что даже при разорении и санкциях торговля продолжалась, а её механизмы — обход санкций через Турцию — остаются актуальными. Автор подчеркивает, что Балтика — важнейшая торговая артерия, и логика торговли в те времена не отличается от современной: караван из десятка телег с товарами подобен современному деревенскому рынку.
Далее повествование фокусируется на конкретной торговле: прибывшем караване, состоящем из грузовых телег, сопровождаемых воинами, который привез товары — соль, рыбу, ткани, гвозди, мыло, масло. Автор встречает московского купца Матвея, с иронией беседует о ценах и товарах, обсуждая дорогую переписную бумагу и чернила, а также договаривается о покупки для обучения грамоте для Федьки. Торг тут же превращается в обмен валюты — монеты турецкой системы — и покупку чернил и листов бумаги, ценность которых высока, но доступна только богатым.
Монастырские монахии, как и простые крестьяне, тоже занимаются торговлей товарами для зимы: мехами, варежками, шубами, и все с острой осторожностью, ведь товарность и качество — залог выживания. Купцы ведут торг и деловые споры, оценив ценность мехов и шкуры, а Гелий покупает нужное для зимней одежды, отдавая предпочтение балансированию цены и качества. В конце — ребенок Федька интересуется понятийным вопросом о смерти, и Гелий, отвечая, пытается объяснить его невинностью и сложностью этого понятия, воспринимая смерть как часть жизненного пути, а юродивый Иннокентий лишь добавляет атмосферу странности и духовных разногласий, оставляя читателя с размышлениями о национальной культуре и мире тех лет.
В главе 11 описывается кризис в монастыре, вызванный серией краж внутри его стен, что вызывает тревогу и меры предосторожности. Воришка, ранее слабый, потерял страх и начал уничтожать имущество, что вынудило монастырь закрыть ворота и усилить охрану, прочно запретив перемещение по территории. Власти планируют задержать преступника с помощью епископа, прибывающего для инспекции и расследования, считая, что церковные силы легко найдут вора благодаря своей сети и ресурсам.
Параллельно рассказывается о бытовых делах: подготовке к приему епископа, разработке постных блюд, в том числе долмы и пряников, а также о попытках автора внедрить новые методы в монастырскую кухню. Он занимается экспериментами, переписывает азбуку для обучающихся монахов и старается улучшить производство, несмотря на ограниченные технологические условия. Внутри монастыря царит строгий порядок, усилена охрана, и все заботятся о сохранении спокойствия и стабильности.
Автор показывает свою роль в монастыре как человека с практическими навыками и знаниями, старающегося внести улучшения, хотя понимает сложности и ограничения. Он размышляет о ценности своих «активов» — знаний и навыков, и о необходимости беречь ресурсы, чтобы не истратить их зря. Взаимоотношения с настоятелем и другими монахами требуют такта, а обстановка — смесь религиозного рвения, бытовых забот и внутренней организации, нацеленная на сохранение мира и порядка в условиях кризиса.
В ночь на грозе главный герой страдает от сильного страха перед молнией и громом, вспоминая детский ужас и прошлые неудачи в лечении фобии. Он осознает, что абсолютно беззащитен перед стихией, ведь даже громоотводов здесь не видно, и решает срочно их установить, чтобы защититься. Утром, после бурной ночи, герои проводят ритуальные процедуры и идут в храм, где заметно — большинство прихожан испытывают страх и бессонницу из-за ночной бури. В разговоре с Ярославом и Василием выясняется, что стихия нанесла урон: один из тандыров был разрушен молнией, что порождает тревогу и вопросы о пророчествах и мистических предсказаниях, связанные с разрушением.
Об их расследовании идет разговор о испытаниях тандыров — один из них поврежден, что, по мнению монастырского священника, связано с мистическими предзнаменованиями, однако герой сомневается и воспринимает это как совпадение. После проверки обнаруживается, что два тандыра целы, один — поврежден молитвой или некачественным исполнением, а третий — разрушен молнией. Задача – подготовить и испытать новые тандыры, чтобы продолжить работу. В процессе подготовки они проходят сходство между мистическими предсказаниями и реальностью, но герой склонен считать, что всё это — совпадение.
Пока идет проверка, герой размышляет о сложностях жизни в монастыре и сравнивает их с пространной политической и социальной жизнью, которая кажется ему чужой и бессмысленной. Он также участвует в простых ежедневных заботах — подготовке лепешек, их испытании и обсудении качества с келарем. Весь день проходит в работе по восстановлению и проверке тандыров, а также в мыслях о предзнаменованиях и необходимости предпринять меры для защиты от грядущих стихий, понимая, что опасность не минует. В итоге, вечерняя суета и размышления показывают простую, но напряженную жизнь монастыря, погруженного в борьбу со страхами, мистикой и повседневными заботами.
В главе 13 главный герой сталкивается с тяжелой ситуацией из-за воровства в монастыре и долгов. Он пытается договориться с кузнецом о ремонте оборудования, торгуется за цены на наручи и тегиляй, надеясь заплатить позже. Тем временем усиливаются грозы, что вызывает у героя тревогу, связавшуюся с предзнаменованием и страхом за будущее. Весть о краже его имущества от Юрия, монастырского силовика, становится ударом: его сундук и все сбережения украдены. Он осознает свою беспомощность и зависимость от посторонних, что вызывает сильное внутреннее смятение.
Герой вспоминает о своей первой пекарне, о тяжелых кредитах и надежде на постепенное улучшение положения, что контрастирует с нынешней безвыходностью. Он понимает, что попал в ловушку долгового рабства, и что его богатство ушло навсегда. В попытках восстановить контроль он собирается установить железный громоотвод, чтобы защититься и надеется, что в итоге его постараются вернуть деньги или найти вора. Несмотря на потерю ресурсов и статус, он решает держаться до последнего, надеясь на помощь епископа и на благоприятное разрешение ситуации.
Внутренние размышления сочетаются с событиями вокруг: юродивый Иннокентий вызывает в герое ощущение предзнаменования, слышится голос грома, приближающаяся буря символизирует нарастающее напряжение. Весь текст наполнен атмосферой тревоги, безысходности и борьбы за власть над собственным судьбой, в которой главный герой вынужден полагаться на чужие милости, оставшись один на один с опасностями и внутренним кризисом.
В главе рассказывается о сложной ночи в монастыре, охваченной мощной грозой, молниями и разрушениями. Автор, пребывая в состоянии духовного и физического истощения, благодарит Бога и размышляет о Его вмешательстве в судьбу людей. Он наблюдает за событиями: молния ударяет в кузню, разрушая наковальню, и олицетворяет знак свыше, однако осознает, что молнии — это результат природных законов, а не Божьего вмешательства. Юродивый, повторяя знаменитую фразу, словно намекает на важность этого знака, что вызывает у автора смешанные чувства.
На фоне природных катаклизмов разворачивается эпизод с прибытием епископа Евфимия. Владыка — пожилой старец в боевом облачении — со своим свитом проявляет уважение и интерес к монастырю. Автор замечает, что громоотвод, сделанный греком, оказался ненадежным и был поврежден молнией, что вызывают у духовенства недовольство и тревогу. Власти монастыря с опасением следят за ситуацией, чувствуя, что происшествия и молнии — не случайны, и что небрежность в духовных атрибутах может дорого обойтись.
Во время ознакомительной экскурсии епископ проявляет интерес к цепи громоотвода, изучает ее, понимая, что сделанный греком «одноразовый» и недостаточной надежности. Молитвы и суточные румины сменяются взглядами на разрушенные руины кузни и возможные последствия, а юродивый снова произносит свою культовую фразу, указывая на греческого новоприобретенного гостя с богатствами. Внутренние переживания, официальная церковная иерархия, а также тревога за безопасность создают атмосферу напряженной гармонии между спокойствием и предчувствиями беды. Автор ощутил важность роли случайных знаков и взаимодействует с обстановкой, убеждаясь, что его задание на место и роль монастыря определенно меняется.
Повествование начинается с мирной сцены трапезы, где главный герой, Гелий, наслаждается лепешкой в компании товарищей. Внезапно выясняется, что повар Михаил, оказавшийся вором, арестован, а его сообщники раскрыты. Гелий, благодаря юродивому Иннокентию, сыграл важную роль в раскрытии преступления. После этого следует притча о фарисее и мытаре, которая приводит к эмоциональному покаянию кузнеца Федора, просящего прощения у Гелия. Гелий, в свою очередь, возвращает Федору долг, и тот уходит в паломничество.
Далее Гелия вызывает к себе епископ Евфимий, где его начинают "колоть" на предмет его знаний и происхождения. Выясняется, что Гелий – потомок знатного рода, возможно, византийского, и обладает знаниями, не соответствующими его нынешнему положению. Епископ раскрывает Гелию его истинное происхождение, связанное с династией Палеологов, и сообщает о необходимости доложить об этом Патриарху.
Гелий, испуганный перспективой, просит оставить его в монастыре, где он сможет приносить пользу. Евфимий обещает передать его просьбу и награждает его сотней рублей. Гелий, понимая неизбежность своего вовлечения в политические интриги, покидает кабинет, осознавая, что его жизнь больше не принадлежит ему.
После утренней службы Гелий, получивший неожиданное повышение в статусе, заручился поддержкой плотника Василия для нового проекта. Василий, теперь относящийся к Гелию с почтением, готов был помочь, несмотря на опасения по поводу необычности задумки. Гелий, осознавая перемены в отношениях с окружающими, включая даже телохранителя Тимофея, приступил к реализации своих планов.
Гелий, заручившись благословением игумена, вместе с Василием и Тимофеем отправился в плотницкую мастерскую. Там, в уединенном кабинете, Гелий поделился с Василием чертежами и объяснениями по созданию ульев. После обсуждения смущенный Василий приступил к работе, а Гелий, воспользовавшись моментом, начал записывать рецепты для будущих кулинарных экспериментов.
В ходе беседы с Тимофеем Гелий узнал о его непростой судьбе, связанной с военной службой и ранениями. Тимофей, в свою очередь, проявил интерес к слухам о родине Гелия, что подтолкнуло последнего к поддержанию легенды о далекой стране. Пока плотники трудились над ульями, Гелий планировал свои дальнейшие действия, предвкушая вкусный обед, несмотря на пост.
После утомительной работы герой, уставший, но довольный, предвкушает обед. Он приготовил тертую морковь с чесноком, пирожки с грибной начинкой и кисель с яблочным пюре. Главным блюдом ужина станет кутья из ячменя, приготовленная по особому рецепту. Герой размышляет о предстоящем разнообразии меню, которое значительно отличается от прежнего, и опасается, как бы это не привело к греху чревоугодия.
Он планирует заняться строительством печи, но сталкивается с непониманием местных печников. После омовения и общения с помощником Федькой, герой направляется к себе в комнату. По пути он заходит к сапожнику и забирает колодку для обуви. Встретив кота, герой вспоминает о его ценности и отношении к ним в монастыре.
В своей комнате герой встречается с новым комендантом Савелием, который оказывает ему знаки внимания. После обеда герой беседует с телохранителем Тимофеем, узнавая о его службе и положении помещиков. Тимофей рассказывает о трудностях военной службы, о необходимости иметь коня и вооружение, а также о проблемах, связанных с потерей крестьян и земли. Герой понимает, что в основе русской военной системы лежит эксплуатация крестьян.
Оказавшись в новом жилье, герой отмечает улучшение условий: просторные кельи, столы со стульями, личные очаги и шкафы. Он доволен, хотя и не сразу привыкает к жизни в "оживающем музее". В монастыре он продолжает заниматься кулинарией, создавая новые блюда, но сталкивается с неудачей при приготовлении взвара, что вынуждает его признать ошибку перед начальством. В итоге, он находит выход, превращая неудачный продукт в хлеб.
Параллельно, герой инициирует строительство экспериментальной печи, выделяя средства на реализацию проекта. В это время в монастыре происходит прощание с епископом Евфимием, который покидает обитель. Народ собирается у ворот, выражая грусть и признательность.
Епископ обращается к братии с напутственным словом, отмечая их усердие и братолюбие. Он призывает не печалиться о разлуке, а радоваться встрече в Царствии Небесном. Епископ благословляет всех, после чего покидает монастырь, оставив в сердцах братии свет веры и надежды.
Глава рассказывает о поездке героя за пределы монастыря, где он впервые наблюдает местную деревню. Он ощущает благодарность за свою судьбу, ведь избежать тяжелой ответственности крестьянской жизни для него — большое благо. Вокруг него раскрывается живописный и суровый пейзаж деревенских изб, построенных из старых бревен, с крутыми крышами и маленькими окнами, окруженных дворами с хлевами, сенями и скамьями, наполненными запахами земли, навоза и дыма — атмосферой настоящей русской деревни.
Герой регулярно размышляет о невероятной силе крестьянского труда, подчеркивая их выносливость и эмоциональную стойкость в условиях постоянных испытаний, таких как войны и внутренние интриги бояр. Он испытывает глубокое уважение к людям этого уклада, чья крепость основана на крестьянских руках и их неуклонной стойкости, что держит целую цивилизацию. В то же время он чувствует и внутреннюю конфликтность, потому что понимает, что крестьяне страдают и лишены многих благ, несмотря на свою немалую важность для общества, и не разделяет капиталистического взгляда на них как на потенциальных потребителей.
На пути герою встречаются местные жители, такие как батюшка Силуан и бортник Анастас, каждый со своей историей и характером. Батюшка — человек мудрый и с выгоревшим, но живым взглядом, он заботится о своей большой семье и ведет скромную, честную жизнь. В диалогах с ним и с другими персонажами звучит уважение к традициям и сельской жизни, а также чувство единства и доверия, присущее маленькому обществу. В ходе разговора герой замечает разницу в достатке и образе жизни между местными жителями, что иллюстрирует социальное разделение, остающееся несмотря на все трудности.
В целом, описание деревни и ее обитателей передает атмосферу простоты, стойкости и аутентичности русской деревни, в которой сложно отделить трудное прошлое, настоящее и надежду на будущее. Герой, несмотря на свои привилегии, испытывает искреннее уважение к этим людям, ощущая их важность и силу, через призму личных размышлений и наблюдений, что создает богатую и живую картину жизни провинциального русского быта.
В этих событиях рассказывается о проведении эксперимента по пересадке пчелок в новый улей, который пришлось оставить с деревянными рамками, названными «рамником» вместо привычного слова «улей». Вскоре после этого автор и его спутники отправляются в гости к батюшке Силуану, жизнь которого оказывается тяжелой, с разбитым забором, протопленной печкой и скудными условиями. В доме много детей и строгая, усталая жена попадают в поле зрения, они работают и трудно содержат хозяйство, несмотря на веру и благодарность за то, что все дети выжили и растут здоровыми.
В основном разговоре с батюшкой автор замечает, как трудно множеству крестьянских семей выдерживать суровые условия, и особенно — отсутствие поддержки со стороны государства или церкви, которая могла бы дать помощь в виде приданного или пособий. Внутренне он оценивает их труд и веру, понимая, что несмотря на тяжелое существование, они остаются искренне добрыми, трудолюбивыми и верующими. Также автор размышляет о своих возможностях — его родословная и капитал делают его очень привлекательным на Руси, и он планирует использовать это как залог для получения выгодных позиций.
В ходе диалога с местными крестьянами и священником выясняются их финансовые и семейные обстоятельства, а также перспективы женитьбы и хозяйства. Автор при этом размышляет о своих планах и возможностях — о необходимости подготовить грамотного помощника, например, Николая, чтобы в будущем иметь надежных людей, способных управлять имуществом. Он также зондирует состояние их хозяйства и уровень жизни, сравнивая его с более благополучной церковной средой, и планирует дальнейшие торговые операции, несмотря на местную монополию и высокие цены.
После плотных торгов и обсуждений семья возвращается домой, путешествуя в небольшой караван из нескольких телег, вместе с скудным урожаем и зимним снаряжением. В дороге автор старается не показывать свои чувства, понимая всю тяжесть и сложность жизни окружающих, признавая их искренность и трудолюбие, при этом задумавшись о будущих стратегиях укрепления своих позиций через образование и подготовку надежных помощников.
Гелий Далматович вернулся в деревню, вызвав переполох. Он решил помочь отцу Силуану, пообещав плату за восстановление его двора. Мужики, привлеченные деньгами, принялись за работу, а Гелий наблюдал за происходящим. Он не стал препятствовать Федьке, который наслаждался вниманием сверстников, понимая важность социального статуса в иерархичном обществе.
Пока шло восстановление, попадья с сыном Колькой рыдала, узнав, что мальчика забирают в монастырь. Гелий, несмотря на сомнения, решил не менять своего решения, видя в этом возможность для Кольки лучшей жизни. Он объяснил мальчику, что тот будет учиться и помогать семье, а Федька, его старший товарищ, поможет ему освоиться.
Деревенские жители, вдохновленные примером Кольки, стали просить Гелия взять и их детей. Гелий, не желая брать на себя лишнюю ответственность, предложил Силуану платить за обучение детей грамоте. После этого он отправил Федьку с Колькой в монастырь, где мальчик должен был начать новую жизнь.
В монастыре Гелий встретил Иннокентия, юродивого, который преобразился, смыв многолетнюю грязь. Иннокентий рассказал о своем грехе – убийстве мальчика, и Гелий предложил ему искупить вину, записав свои рассказы о жизни. Гелий планировал использовать эти рассказы, а также сказки, для обучения детей, понимая важность литературы в формировании личности.
В начале описывается переход к осени: дни убывают, погода становится холоднее и сыжее, а деревья окрашиваются в желто-красные тона, листья опадают. В монастыре продолжается трудовая жизнь: монахи молятся, постятся и работают, несмотря на неудачу с первой печкой, что заставляет строить новую, более продуманную. Главный герой, Гелий, занимается экспериментами с кулинарией, создавая новые ферментированные продукты, такие как хлеб, салаты и скоромные блюда, чтобы укреплять здоровье монастыря и разнообразить питание во время постов.
Одновременно он занимается сбором и записыванием русских народных сказок на греческом языке, а также ведет работу над мемуарами инокиньи Иннокентия. Герой замечает, что его необычные знания помогают создавать новые рецепты, расширяя традиционные способы ферментации овощей и молочных продуктов. В процессе он получает неожиданный денежный подарок — мешочек с ценными семенами, который вызывает у него сильное разочарование из-за мелочности подарка и мысли о возможных спекуляциях и недобросовестности. Внутри мешочка он обнаруживает драгоценность, которую он складывает и осознает важность таких богатств для будущего развития Руси.
Герой размышляет о важности сельского хозяйства и необходимости повышения уровня питания населения, осознавая, что хронический голод мешает развитию страны. Он делится своими мыслями о питании, подчеркивая роль витаминов и качественного хлеба, и опасается, что без достаточного питания люди останутся слабыми и недоразвитыми. В своем ежедневном плане он подсчитывает семена различных культур, мечтая о возрождении земледелия, и испытывает желание заполучить семена картофеля, который только начинает попасть в Россию.
В целом, текст передает атмосферу труда, надежды и заботы о будущем страны. Герой занимается не только личными экспериментами, но и важными социальными и культурными вопросами, задаваясь целью укрепить и преобразить Русь через развитие сельского хозяйства, науки и традиций, одновременно сталкиваясь с внутренними переживаниями и размышлениями о судьбе народа.
В монастыре, где рассказ келаря о встрече с владыкой Евфимием и присутствии на празднике в Москве, посвященном государю Ивану Васильевичу, вызвал оживление, Гелий Давлатович узнает о скором визите своего родственника, Данилы Романовича Захарьина-Юрьева, главы Дворецкого приказа. В связи с этим монастырь готовится к приему высокого гостя, проводя масштабную уборку и ремонт. Гелий, осознавая свой высокий род, получает наставления от игумена о том, как вести себя с Данилой, и договаривается об аренде земли для своих нужд.
В день приезда Данилы, Гелий, облачившись в простую одежду, готовится к встрече, в то время как по монастырю распространяется весть о прибытии кортежа. Наблюдая за внушительным шествием, Гелий обсуждает с телохранителем состав кортежа и его значение. Он планирует встретить Данилу в приемной и, используя полученные знания, аккуратно отказать ему в переезде, сохраняя при этом хорошие отношения.
Гелий, предвкушая встречу, завершает подготовку, подчеркивая свою независимость и готовность к общению с родственником, используя знания о манипуляциях и понимая, как избежать нежелательных последствий.
В монастырскую обитель прибывает Данила Романович, важный гость, облеченный властью и происхождением. Гелий, занимающийся нарезкой фруктов, встречает его, понимая, что дядя приехал с определенной целью. Данила, облаченный в роскошные одежды, олицетворяет собой сурового представителя русской аристократии. Гелий, в свою очередь, ведет себя просто, не требуя поклонов и предпочитая работу на кухне.
После приветствия и короткого разговора, Гелий предлагает Даниле отведать фрукты, демонстрируя тем самым доверие. Он намекает на свою приверженность к простоте и нежелание участвовать в интригах двора. Данила, оценив угощение, проявляет расположение, что подтверждает его доверие. Гелий, воспользовавшись моментом, намекает на свою роль в служении Руси, но не в Москве, а в уединении.
Гелий предлагает Даниле помощь в создании "Греческого огня", что вызывает у того неподдельный интерес. Он обещает выполнить эту задачу в течение пяти лет, тем самым откладывая свое участие в политических делах. Данила, признавая его право на уединение, соглашается передать просьбу Гелия Государю. В ходе разговора затрагивается тема гибели брата Гелия, Давлата, и Гелий рассказывает легенду о его смерти, подчеркивая свою приверженность православной вере.
В конце разговора настоятель монастыря просит разрешения поделиться услышанным с Его Высокопреосвященством, на что Гелий соглашается. Данила, приняв решение, просит слугу принести пергамент для письма Государю, а Гелий, в свою очередь, намерен продолжать пользоваться бумагой.
Повествование начинается с описания праздника Воздвижения Креста Господня, который, несмотря на пост, отмечается с особой торжественностью. Главный герой, оказавшийся в монастыре, готовит праздничную трапезу, стремясь удивить своим кулинарным искусством знатного гостя Данилу. Служба во время праздника проходит с соблюдением всех традиций, включая вынос и воздвижение креста, символизирующего страдания Христа. После службы Данила и настоятель обмениваются комплиментами, подчеркивая духовное значение праздника.
После службы герой приступает к приготовлению трапезы, демонстрируя свои кулинарные навыки, используя постные продукты для создания необычных блюд. Он представляет свои творения Даниле, который, в свою очередь, впечатлен. Далее герой обсуждает с Данилой планы по строительству поместья, просит помощи в поиске специалистов и признается в финансовых трудностях. Данила предлагает помощь, в том числе, предоставляет людей для управления хозяйством и предлагает жениться, чтобы обеспечить порядок в поместье.
В конце тома герой получает неожиданное наследство от деда, которое Данила предлагает использовать для развития поместья. Данила также намекает на необходимость женитьбы, предлагая помощь в поиске невесты. Герой соглашается, планируя отложить женитьбу на некоторое время, чтобы лучше подготовиться и выбрать подходящую кандидатуру.