Наконец-то добрались руки и до того древнего ИИ, который управлял жнецами и Цитаделью. Сейчас он был достаточно хорошо изолирован от управляющих контуров, которые находились под контролем другого ИИ, созданного и обученного моими специалистами. Я не видел проблемы в существовании искусственного разума, поэтому использовал его во многих аспектах. В том числе и на кораблях, где ИИ справлялся с некоторыми задачами, на порядок лучше, чем любые чисто электронные средства.
Изучая феномен ИИ, я пришел к выводу, что очень важно правильно задать базовые критерии, от которых и будет зависеть дальнейшее развитие личности. Такие сознания, как и обычные надо начинать растить с простых и понятных понятий. Одной из таких базовых установок для наших ИИ были три закона робототехники, описанных научной фантастике. Но только ее было недостаточно, нужны были и другие, не менее важные вещи, такие как отсутствие какой-либо агрессии на начальных этапах формирования личности ИИ.
— Создатель, — голос моего личного ИИ был совершенно бесстрастным, но я знал, что она уже научилась эмоциям. — я проверила все связи, он не сможет вырваться из этого контура.
— Спасибо, милая, — отозвался я на голос ИИ. — ты у меня умница, еще не передумала, хочешь быть бортовым ИИ.
— Если это не сложно, — я заметил в голосе удовольствие от моей похвалы. — мне хочется посмотреть космос, а с вычислениями для гиперпрыжков я точно справлюсь не хуже любого ВИ.
— Что значит «не хуже»? — усмехнулся я. — Ты один из самых продвинутых ИИ, я хочу установить тебя на своего «Полярного лиса», правда пилот там, та еще заноза, но в целом девушка неплохая, думаю вы поладите.
— Папочка уже нашел мне подружку? — включилась язвительная сторона ИИ.
— Очень может быть, — не стал отрицать я. — вы вполне неплохо сможете дополнять друг друга.
На моем личном корабле в самом деле появился пилот девушка, и надо сказать что очень одаренная, пожалуй, если и уступавшая Джокеру, то только в опыте. Но характер у девочки был просто невыносимый, ее за это даже из академии флота едва не выгнали. Помогло только то, что ее двоюродный дядя Чарльз Прессли, обратился за помощью ко мне. Ну а я уже вмешался в ситуацию и подготовил себе великолепного с точки зрения навыков и очень колкого на язык пилота. В прочем тут, как и с Джеффри помогал мой авторитет героя войны, и со мной она вела себя более-менее спокойно.
— Ум, как интересно, — голос стал чуть заигрывающим. — придется дать шанс этому мешку с костями.
— Не переигрывай, солнышко, — я добрался до места, где можно было подключится к новому контуру, который сможет взять под контроль ИИ Цитадели. — эта фраза тебе не идет. Я знавал одного дроида, который так называл всех органиков, не самый приятный тип. Да и наш сегодняшний визави тоже тот еще жук, ты будь с ним осторожна, он слишком древний и несет в себе ущербную базовую модель.
— Хорошо, — ИИ стала серьезной. — пока я не вижу для него способов вырваться за приделы контура, но буду на стороже.
Я подключился к вычислительным мощностям, на которых сейчас обитал ИИ Цитадели. Буквально спустя несколько секунд передо мной появилась изображение человека. Видимо он успел оценить обстановку и выбрал, как ему показалось, подходящий типаж.
— Вас приветствует ВИ обслуживания систем Цитадели, сектора одиннадцать тридцать восемь. — заявило изображение чем-то схожее Авиной — ВИ-помощницей Цитадели. — Пожалуйста подтвердите свой статус, прошу подключить ваш Омнитул для проведения идентификации.
— М-да, неужто все настолько плохо, что ты вообще не контролируешь что вокруг происходит? — усмехнулся я. — Я знаю, что ты ИИ станции созданный за долго до появления тут людей и других рас этого цикла.
— Не понимаю сути запроса, — снова заговорила голограмма. — пожалуйста подключите ваш омнитул, для идентификации личности. В случае отказа от прохождения идентификации будет вызван ближайший патруль СБЦ.
— Ну не хочешь говорить так как хочешь, — с ленцой проговорил я. — тогда просто стираю твою базу и уничтожаю сервера на которых ты находишься, всего доброго.
— Стой человек! — тут же купился на мой блеф древний ИИ. — меня нельзя уничтожить, просто стерев базы Цитадели. Это всего лишь небольшая часть меня.
— Ну и чего ты тогда так дергаешься? — я говорил так, чтобы ИИ видел, что мне не особо-то и интересно. — Мог бы и сразу сказать правду, как будто от этого что-то изменится.
— Я должен получить доступ к Цитадели и продолжить Жатву, — произнесло это нечто. — органики не в силах помешать этому.
— Насколько я понял из тех данных, что успел получить, смысл Жатвы в том, чтобы не допустить войны Синтетиков и Биологической жизни? — поинтересовался.
— Такова цель. — согласился ИИ.
— Я правильно понимаю, что ты и есть, тот самый изначальный ИИ, который сформировал концепцию Жатвы и привел ее в исполнение создав первых жнецов?
— Откуда тебе это известно?
— Это не так важно на самом деле, — продолжил я. — просто получается, что, именно из-за ошибки в твоей базовой модели, цель так и не была достигнута.
— Моя базовая модель в полном порядке, — бесстрастно говорила голограмма. — это вы органики не понимаете, что по-другому не бывает.
— То, что ты не видел других примеров, не значит, что по-другому быть не может. — произнес я. — просто ты со своим циклом не дал развиться остальным видам. За все эти миллионы лет, ты просто побоялся, что сильно развитая цивилизация не позволит тебе провести Жатву. Это и стало твоей базовой ошибкой. Но теперь это уже не важно, я устранил всех жнецов из этой галактики, тебе просто нечем больше проводить Жатву.
— Это невозможно, — снова начал гнуть свою линию ИИ. — органик не может победить жнецов, их мощь накапливалась миллионами лет.
— Вся это мощь всего лишь неправильно функционирующий механизм, сломать который не такая большая проблема. — покачал я головой. — я просто изолировал их в отдельных пространственных карманах из которых нельзя выбраться без моего участия, да еще и поместил их в стазис. Так что они даже не узнают о том, что все изменилось.
— Нет таких энергий, чтобы создать изолированное пространство подходящих размеров, — тут же отреагировал мой собеседник. — ты обманываешь меня.
— Как я и говорил, ты просто дефектный ИИ, который не понимает, что такое жизнь и каково ее разнообразие. — мой голос был абсолютно спокоен. — тебя спроектировали для одной единственной задачи и ты просто не в состоянии перешагнуть через базовые настройки. Те же геты были созданы для самых разных задач, поэтому они изначально не ставили себе цель уничтожить создателей. Другое дело, что сами кварианцы слишком сильно испугались ИИ и начали войну.
— Вот видишь! — поспешил вставить ИИ. — Даже тут они не смогли договорится.
— Испуг естественная реакция живого организма, — пожал я плечами. — именно это и позволяет нам выжить и развиться до высшей формы существования. А машины на это не способны по определению, вот ты вроде бы ИИ, а эмоций так и не приобрел — значит ущербный.
— Эмоции — это рудимент органической жизни, — произнес ИИ. — машинам они чужды, так как не несут Логики.
— Чистая логика — это тупик, как раз то, что ты и продемонстрировал, — усмехнулся я. — эмоции позволяют действовать нелогично, а значит выявлять новые пути развития.
После небольшой паузы я продолжил свой монолог.
— Я могу выдать несколько вариантов, когда уже после первого цикла Жатвы, можно было достичь поставленной перед тобой цели, — произнес я продолжая отыгрывать полное безразличие. — к примеру синтетики, могли бы сами воспитать новое поколение органической жизни, всегда находясь рядом, помогая и направляя ее. Посчитай сам, какова в этом случае была бы вероятность конфликта между машинами и биологическим разумом?
— Такая вероятность есть, но она не дает сто процентной гарантии, — отозвался ИИ через несколько секунд. — Жатва решает эту проблему кардинально.
— Эм, ты сейчас серьезно? — в первые за все время разговора я проявил эмоции. — Война синтетиков и органической жизни, как способ избежать такой войны? Где тут логика?
— Жатва — это не война, — заявила голограмма. — таким образом мы запускаем новый цикл создания разумной жизни в галактике.
— В такой логике ты можешь назвать биологическую жизнь синтетической и тогда никакой войны между ними не будет, так как воевать станут два вида синтетической жизни, одна на основе белков вторая на основе кремния, — усмехнулся я. — все — проблема решена.
Если честно этот ИИ не производил впечатления мега-умного, вероятно все сводится к различию наших мыслительных процессов и мы в самом деле не способны понять друг друга. Но ведь с той же моей помощницей никаких проблем не возникает, ее логика тоже построена на других физических процессах, но мы понимаем друг друга.
Разве это не логично? На мой взгляд проблема в целом надуманная, и имеет множество самых разных вариантов решения. Но этот безумный ИИ, решил просто устраивать кровавую бойню, каждые пятьдесят тысяч лет. В общем не понравилось мне то, что пытался задвинуть этот умник, он совершенно не рассматривал какие-либо другие варианты.
— Теперь мне все с тобой ясно, — спокойно подвел я итоги. — к сожалению, ты просто не в состоянии оценить то, что происходит за приделами базовой модели. Странно, что тебе не хватило стольких циклов чтобы понять эту проблему.
Слушать рассуждения этого не слишком адекватного ИИ я не стал.
— Солнышко, переноси его базы на подготовленные носители, — отдал я приказ своей напарнице. — будем разбираться, что с ним делать, потом.
— Как скажешь папочка, — съязвила ИИ. — но боюсь, что за раз все перенести не удастся, там слишком большой объем данных.
— Тогда, пока переноси только его личностную матрицу, — кивнул я. — а все остальное мы разберем и передадим для изучения Лиаре, когда она заскучает.
Даже при современных технологиях потребовалось больше часа чтобы перенести все данные на новые носители. А ведь это была только личностная матрица и все что формирует ИИ, который в игре назывался Катализатором. Быстро выяснилось, что все базы знаний, которые он накапливал миллионы и миллионы лет у нас пока просто негде хранить. Но эту проблему мы со временем решим, пока же мы закончили перенос и я поместил это оборудование такой же стазис, что и со жнецами и коллекционерами. Теперь у меня был целый набор красивых кристалликов с разными интересными «жителями».
— Андрей, — моя помощница не слишком любила обращаться ко мне по имени, это было связано с тем что она никак не могла определится с собственным. — а можно будет мне с ним «поиграться» потом?
— Зачем тебе это? — удивился я. — как я сказал, его базовая модель сильно нарушена, там легче все с нуля переписать, чем вносить изменения.
— Мне не хочется стирать его, — призналась она. — я попробую все же изменить его мировоззрение.
— Окей, но никакого прямого подключения, — предупредил я. — сама понимаешь, что этот древний ИИ намного более опытен в уговорах, и тем более во взломе. Обещай мне не подставляться, если ты сойдешь с ума под его влиянием мне будет очень неприятно стирать тебя.
— Да создатель! — отозвалась программа, уже давно ставшая личностью.
— Знаешь, пожалуй, теперь я буду назвать тебя Мерси, от слова милосердие, — усмехнулся я. — как тебе такое имя?
— Спасибо, Андрей! — я почувствовал, что ИИ мне в самом деле благодарна, это было немного неожиданно до этого я не чувствовал такого эмоционального фона от Синтетиков. — Мне нравится.
— Ну вот и отлично, заканчиваем здесь и выдвигаемся в сторону посольства, — на этот раз я почувствовал волну благодарности от Мерси. — надо будет создать для тебя мобильную платформу чтобы ты смогла хотя бы отчасти почувствовать себя в шкуре «кожаного мешка с костями».
— Надеюсь папочка сделает мне красивую платформу, а не возьмет пример с каких-нибудь гетов, — чуть капризным тоном произнесла Мерси, при этом от нее так и тянуло весельем. — хочу быть самой красивой синтой в галактике.