2022-08-31 03:57

Глава 33

Глава 33

Боевое искусство может сказать вам о многом. Цели, задачи, способы, удары, захваты — все это может рассказать о той среде, в которой оно формировалось. Окинавское каратэ, способ превращать конечности человека, его руки и ноги в оружие — от запрета японской аристократии для местных владеть оружием. Как там —

Время не трать даром, молод ты или стар

и научись ударом отвечать на удар.

Пусть крепче булатной стали станет рука твоя —

чтоб зря враги уповали на мощь стального клинка.

Настоящее традиционное, древнее искусство окинавского каратэ — это короткая стычка безоружного с вооруженным противником. Ударные поверхности кулаков, костяшки которых тысячи раз трескались на тренировках, а потом трещины заполнялись и зарастали новым костным материалом, делая их крепче. Кончики пальцев, тренированные до такой степени, что как писал Марко Поло про маньчжурскую гвардию — они могли вырывать внутренности руками. В традиционном окинавском каратэ есть хорошо поставленные удары, взрывная техника и никакого затягивания боя. Потому что если бой невооруженного с вооруженным затягивается — то скорее всего он уже проиграл. Это даже не единоборство. Это боевой стиль партизан, угнетаемых вооруженными захватчиками.

А есть, например бокс. И по боксу сразу видно, что это именно спортивное единоборство. Никаких техник «один против двоих» или «один против вооруженного мечом или ножом». Никаких «что делать, если ты лежишь, а их трое и все с оружием, а позади — твоя деревня, твоя семья, твои дети». Бокс — это правила, это перчатки, это «ниже пояса не бить», это «нельзя бить открытой перчаткой, шнуровкой, ребром перчатки». По технике боя, по способу защиты понятно, что бокс не предназначен для использования на улице, хотя у боксеров это обычно неплохо получается, особенно — один на один и если противник не искушен. Тем не менее разница между традиционным каратэ и боксом — видна сразу же.

Есть джиу-джитсу и все эти ребята, для которых бой только начинается тогда, когда для всех он уже считается законченным. Они так этим гордятся, мол линия Омега, вы все лежите на спине, противник стоит над вами — все, вы проиграли. Но не мы — говорят они, для нас все только начинается. Это те самые ребята, которые при виде соперника могут сразу на спину упасть — им так комфортнее. И нет, их и пнуть толком не получится и заломать, навалившись сверху и попытаться усесться, и навалять им руками — только хуже выйдет. Они умеют извернуться, не дать себя ударить и в конце концов словно удав — удушить, вырвать сустав из суставной сумки, взять на болевой и так далее. О чем говорит эта техника? Казалось бы — бои без правил? Нет. Бои с правилами. Один на один. В ограниченном пространстве, без применения посторонних предметов, даже в определенной одежде и без обуви. Представить себе мастера такого вот джиу-джитсу в уличной драке а-ля Брюс Ли и сорок разбойников — не выйдет. Он начнет ломать одного, а второй ему по голове кирпичом и все.

И есть кравмага — боевой стиль, разработанный израильскими спецслужбами. Тот самый «ультимативный», приспособленный к современному бою — с применением автомата, пистолета, ножа, каски, ремня в автомобильном кресле, тяжелых ботинок, против нескольких противников и так далее. Зная технику этого стиля сразу понимаешь и условия в которых он разрабатывался — и они чем-то похожи на условия в которых рождалось традиционное каратэ. Кравмага своими приемами и способами ликвидации противника словно говорит нам — кругом враги, нет времени миндальничать, действовать надо быстро и жестко, даже жестоко. Вбей кости переносицы прямо в мозг, вырви глазное яблоко, сломай колено, лишай врага жизнедеятельности, удар, удар, удар. Кравмага — это современное каратэ, как бы это странно ни звучало. Как говорят сами адепты — это не стиль, это способ жизни.

Так о чем же может сказать нам такое искусство обезвреживания противника как БТО? Кто-нибудь когда-нибудь слышал об этом? Я — нет. И способ, которым хрупая девушка Мария Сантос, скромная служащая государственного департамента в два счета сложила на землю и скрутила его же ремнем нашего майора ЕИВ Инквизиции — мне не знаком. Она словно слегка подтолкнула его в одном направлении, туда, куда он и намеревался идти, и тут же — изменила это направление, просто коснувшись его, подправила это движение бедром, предплечьем, заставила его застыть в нелепой позе, словно бы танцуя какой-то модернистский танец из пьесы импрессионистов, которые эпатируют публику нелепыми жестами. В этот самый момент Такаги-сан ничего не мог сделать, он был слишком занят попыткой сохранить равновесие, знаете, бывает такой момент, когда вы словно зависаете на секунду, балансируя едва-едва, такое случается на ровном месте, потеря баланса, проскользнула нога, ступенька оказалась чуть ниже, или наоборот — вы задели непредвиденное препятствие. Вспомните это мгновение — эта секунда, когда вы беспомощны, хотя никто вас не держит в захвате, никто не бьет вас, нет болевого приема — вы сами не можете ничего сделать с инерцией тела и своими первобытными рефлексами — удержать равновесие. На какое-то время организм перехватывает управление, чтобы сделать так, как ему кажется нужным — и на это самое время вы беспомощны и не управляете своим собственным телом. Чем-то похоже на айкидо, но айкидо более прямолинейно и часто действует на уровне грубой инерции тела, а вот так… чтобы так справляться со своим противником… Нет, я видел подобное, но только раз и только один человек в мире мог так сделать. Сам Морихей Уэсиба. Он мог просто сместив центр тяжести в сторону — уронить удерживающих его за плечи четырех восьмидесятикилограммовых дзюдоистов, обладателей черных поясов. Он мог, практически не прилагая усилий — вывести из равновесия и уронить практически любое количество противников. Говорят в конце своей жизни великому сенсею уже не было необходимости даже вставать, чтобы сокрушить противника.

И это — очень значимо. Сам Морихей Уэсиба говорил что его искусство — это путь любви. К себе и к своему противнику и что задачей айкидо является остановить агрессора, не причинив ему излишних повреждений. БТО — бестравматическая оборона — имеет похожие корни. Современное, изящное, рассчитанное на крайне высокую координацию и хладнокровие пользователя, но с странной фиксацией на непричинении вреда и боли противнику. Мы тут отвыкли от такого, нам тут тычок в горло, чтобы заставить задыхаться и умереть от асфиксии — за здрасьте. Мелочей не бывает, и я сразу же понимаю, кто такая Мария Сантос и как с ней разговаривать.

— Вот мы и увиделись снова, Мария-сан. — говорю я, обозначая поклон. Сбоку ко мне вдруг прижимается Кикуми и я чувствую, что за время нашей с ней разлуки — она очень даже выросла в определенных местах. Вот до чего у некоторых удачная генетика, думаю я, у кого-то все в живот уходит, а кому-то везет. Мария кидает на Кикуми и меня оценивающий взгляд, и я вижу в этом взгляде расчет траектории, просчет вероятностей и оценку ситуации. Видимо, приняв решение — она расслабляется и вздыхает, опуская плечи.

— И вам здравствуйте Сумераги-тайчо. — говорит она: — давно не виделись.

— Возможно я чего-то не понимаю. — пыхтит откуда-то снизу Такаги-сан: — и я рад, что все тут друг друга знают. Но не могли бы вы меня развязать, пожалуйста. У меня рука затекла. И нога.

— Если Мария-сан позволит. — говорю я: — я бы мог предложить сперва побеседовать. Потому что у нашей команды есть претензия и подозрения. И мы не сможем продолжать сотрудничество, пока не решим эти вопросы.

— Понимаю. — Мария смотрит на Кикуми: — думаю, мы могли бы продолжить в более уединенном месте, не привлекая излишнего внимания. У меня есть основания полагать, что меня ищут. А также… — ее лицо затвердевает: — сразу могу сказать, что в мои планы не входит сдача в руки правосудия… или вот этим — она кивает на ворочающегося у нее ног Такаги: — мясникам. Если эта вероятность присутствует, то я бы предпочла разрешить все сразу — здесь и сейчас. Единственная просьба — не вмешивать сюда Кикуми, она и так настрадалась.

— Я могу уверить вас, что выдача вас Такаги-сану или иным представителями властей пока не рассматривается нами в качестве опции. Более того в случае вашего сотрудничества я могу даже дать слово, что мы не выдадим вас. — говорю я и сзади едва-едва шевелится Читосе. Но и только. Она не понимает, она недовольна, она считает Марию-сан ответственной, но я вижу, что Мария просто защищает Кикуми. Может быть эта история глубже и тут налицо Стокгольмский синдром во всей его безобразной красе, но такое слово я могу дать. Даже если Мария-сан окажется тем самым маньяком — мы же никогда не собирались выдать его властям. Сами бы разобрались. Кстати, хорошо, что за моей спиной сейчас именно Читосе. Майко бы обязательно встряла, высказала свое мнение, да и Акира бы, наверное, выразила сомнение в выбранной линии поведения. Читосе — доверяет. Не понимает, не согласна, но — доверяет. Что непонятно — спросит потом, не при посторонних.

— Что же. — говорит Мария и одним движением выдергивает ремень, связывающий Такаги-сана, легко и непринужденно. Такаги-сан, кряхтит, встает на колено, Мария протягивает ему руку, чтобы помочь подняться, но он от помощи отказывается, бросив на нее недовольный взгляд.

— Давайте пройдем куда-нибудь, где можно поговорить. — говорит Мария и я с ней абсолютно согласен. Нам нужно поговорить.

— Ты можешь поехать с нами. — говорит Мария. В комнате становится прохладно, ночи все холоднее, а Читосе открыла окна, чтобы проветрить, уж слишком много сигаретного дыма в процессе объяснения выдал как майор Такаги, так и она сама. Такаги курит свои невозможно вонючие сигары, короткий огрызок от которой все еще дымится в пепельнице. Читосе и Кикуми уже ушли, потому что Кикуми пора спать, а идти спать одна она боится. На кухне остались мы с Марией и господином майором. Как выяснилось, Мария и Кикуми ехали в Сейтеки, потому, чтобы не терять времени — мы поехали в Сейтеки все вместе. И остановились у нас дома. Завтра, если ничего не изменится, в это же время Мария и Кикуми уже будут на борту контейнеровоза с поэтическим названием «Утренняя Звезда». В контейнере.

— С вами? — произношу я вслух, чтобы услышать, как это звучит. Мария работает на КОМКОН, Комитет по Контролю, вся эта разрекламированная служба тайного мирового правительства, а фактически — эдакий магический интерпол. Мария не вправе разглашать, она хотела бы сохранить тайну и все такое прочее, но у меня за спиной была очень недовольная Читосе и уехать из страны Мария могла бы только через наши трупы. А факт владения БТО означал что Мария-сан в жизни не станет умножать трупы без крайней на то необходимости. КОМКОН и его агенты — исповедники заповеди невмешательства и умеренного прогрессорства, такого плавного направления человечества в нужную сторону. На мой взгляд человечество если в чем и нуждается, так это в хорошем пинке, сделанном в нужном направлении, а не уговорах и плавных разворотах. Уговаривать и похлопывать по плечу — бесполезно. Но прогрессоры из КОМКОН считают, что насилие — это не выход. Где находится штаб-квартира этой организации, кто стоит во главе ее, каковы ее настоящие цели и задачи — никто так и не знает. Все что известно о Комитете по Контролю — это то, что он появился спустя двадцать лет и два года после манифестации миру Супермена, что КОМКОН никогда не навязывает свою волю ни правительствам, ни отдельным индивидам. Комитетчики в свое время помогли Южной Африке с ее термоядерным синтезом и ртутными реакторами, что конечно вывело Африку из средневековья в плане технологий, но только погрузило в междоусобную войну местных феодалов. Так называемый «золотой» рис, в котором есть витамины группы «А», и увеличенное количество белка, рис, который спас от голода всю Юго-Восточную Азию — тоже их рук дело. Предотвращение гуманитарной катастрофы в Мьянме в восемьдесят пятом, эвакуация беженцев из Вьетнама в семидесятых, заключение соглашения между варлордами Северного Китая и Далай-ламой, трудно перечислить все, чем отличились комитетчики за все время своего существования. Так, понемногу, КОМКОН стал неотъемлемой частью политического и экономического пейзажа. Как будто всегда и был. Эмиссары КОМКОН вхожи в любые круги, их можно найти и в высшем свете и на самой большой свалке на планете, они помогают людям, но никогда не вмешиваются в борьбу за власть. В политику. И они никогда не действуют силой. Агентов КОМКОНА очень трудно выявить, они умны, они владеют высокотехнологическими устройствами, помогающими им избежать подозрений, они в совершенстве владеют своим телом и даже если их удается поймать — не выдадут своих секретов. Они расскажут только то, что хотят рассказать. Судя по рассказам, гуляющим по сети — каждый из агентов Комитета в любое время может произвольной уйти из жизни. Эта техника у индийских йогов называлась «Вынуть Шип Жизни» и позволяла остановить собственное сердце и прекратить жизнедеятельность мозга.

Судя по всему, что было известно о Комитете — у них там было хорошо. Они не приемлют насилие, а значит в их Эльдорадо или Шамбале — нет насилия. Они превыше всего ценят человеческую жизнь и свободу выбора — а значит никто не будет заключать тебя в тюрьму или пускать пулю в голову. И когда Мария зовет меня с собой — это означает что меня приглашают в рай. Парадайз. Земля обетованная. Просто сделай шаг и все эти войны кланов, разработка стратегии, переговоры с сильными мира сего, необходимость быть жестким, а порой и убивать — только для того, чтобы выжить — останется позади. Наверняка у них там все белое, думаю я, широкие белые коридоры, огромные панорамные окна, а за окнами пасутся невиданные звери, а спокойные, умные и интеллигентные люди в белых одеждах — наблюдают за ними, ступая по мягкой белой поверхности. Они идут по своим делами — в лаборатории, дискуссионные аудитории, мастерские. Они занимаются важными делами, они спасают человечество — от голода, от болезней, от нашествия враждебно настроенных инопланетян, от исполнения мрачных пророчеств и конечно же — от самого себя. Неспешные беседы под белыми сводами, хорошие, умные люди рядом.

Я вздыхаю. Очень охота поехать вместе с Марией-сан под белые своды неведомого Города, где везде царит мир, покой и справедливость. Где нет насилия, где высоколобые теоретики рассуждают о этических проблемах, где никто не убивает никого просто потому что надо выжить самому. И если кто и заслужил такого вот общества и такого вот будущего — так это Читосе.

— А сколько людей я могу с собой взять? — спрашиваю я у Марии. Почему нет, думаю я, почему бы и нет? В жопу все эти козни Имперской Канцелярии, все эти скандалы, интриги, расследования, брошу вот все и уеду. Возьму с собой всех, кто захочет. Майко — конечно захочет, она только за веселуху и движуху, из нее выйдет отличный полевой агент КОМКОНа, буде она заскучает в Золотом Городе. Акира — поедет, потому что в глубине души она даже не администратор, а ученый, а ученым такая жизнь и нужна — все эти уютные аудитории с высокими белыми потолками и очень умными собеседниками, а то ей тут с нами слова подбирать приходится, чтобы ее поняли. Читосе — без вариантов. Читосе поедет туда, куда поеду я. Не знаю, чем я заслужил такое вот отношение, но это так. Юки, Иошико — если захотят, но думаю захотят. Джин — тоже без вопросов, она привязалась к Читосе как к старшей сестренке или даже маме. Остается только сестренка Нанасэ, но та сама выбрала свой путь и … И потом, — это же не ссылка, не уход в другой мир, всегда можно за ней вернуться. Да, мы поселимся все вместе в какой-нибудь светлой башне будущего, с открытыми панорамными окнами и диковинными летающими машинами (в жизни не поверю, что у КОМКОНа таких нет!), с большим бассейном и огромным балконом… скорее даже террасой. И начнем жить долго и счастливо, как мы все это заслужили. Интересно, а у них есть там горячие источники? Должны быть.

— Извини. — говорит Мария: — извини, но я могу взять только тебя. Ты и твоя способность… вы уникальны. Даже ты одна — уже представляешь собой опасность для города… своим образом мысли. Как бы тебе это сказать? Вот смотри — стремление к насилию — это как болезнь. И у тебя, и у вас всех эта болезнь есть, но вы уже привыкли в ней, ваши организмы выработали иммунитет к этому. Но граждане Города — у них такого иммунитета нет. Я понимаю, что вы здесь вынуждены были делать то, что вы делали, но…

— Вот как. — мечты о светлом городе будущего, о жизни без стресса и насилия, о умных, неторопливых беседах под белыми сводами уютных аудиторий — треснули и развалились.

— Я… и так беру на себя слишком много, с Кикуми. — говорит Мария: — но она — жертва. В ней пока слишком много злобы и ненависти, обиды и страха. Но я уверена, что подходящие специалисты помогут ей с этим разобраться. С тобой… с тобой все будет сложнее. Ты сделала сознательный выбор. Ты — убийца. Извини, но это так.

— Увы. — отвечаю я и пожимаю плечами: — иногда у тебя нет иного выбора.

— Это так. — соглашается со мной Мария: — но этические вопросы, которые могут мучать тебя в первый раз — отступают после какого-то раза. Второго? Третьего? Двадцатого? После которой по счету смерти тебе становится все равно? Ты — умная девочка и ты понимаешь, что смерть одного человека — это смерть целой Вселенной вместе с ним. Но ты сознательно выбираешь убить. И твоя Читосе — она уже сформировавшаяся личность, она — хладнокровная убийца, чья рука не дрогнет. Если ты еще можешь стать нормальным человеком, гражданином, то она уже привыкла решать проблемы выстрелом в голову. Она не будет спорить, она не будет отстаивать свою точку зрения, она просто убьет. Можно перестроить ее личность в этом плане, но это уже будет не она… а такого мы стараемся избегать.

— Вы можете и такое?

— Возможно все. — пожимает плечами Мария: — вопрос в том — насколько это этично. А это — неэтично.

— Что же… — говорю я: — тогда твое предложение останется лишь предложением. А жаль.

— Жаль. — кивает Мария-сан: — очень жаль. Ты могла бы изменить этот мир своей способностью, а вместо этого ты просто мелкая бандитка в провинциальном городке на побережье. Чего ты сможешь добиться? Даже если ты победишь всех своих врагов и реализуешь все свои амбиции — ты просто станешь очень крупной бандиткой. Самой большой бандиткой на всем побережье. Это то, как бы ты хотела остаться в истории?

— Не хочу оставаться в истории. — мотаю я головой: — все что я хочу — это чтобы у моих всех все было в порядке. Это сложно, тут много работы, но это возможно. Я хочу быть свидетелем их жизни их успехов и неудач, помогать им в минуты горя и разделять с ними счастье. Кажется это и называется — быть семьей.

— Хорошая цель. — говорит Мария: — ты — хороший человек, Сумераги-тайчо, хороший человек, оказавшийся в чудовищных обстоятельствах и вынужденный делать выбор между плохим и очень плохим. Я дала вам адрес лаборатории, хотя не должна была. Мне и самой существование таких вот … объектов — словно ножом по сердцу. Думаю, что я даже немного рада, что вы встретились у меня на пути. Теперь я могу спать спокойно, зная, что ни ты, ни твоя карманная убийца — не будете знать отдыха, пока это место не станет руинами.

— А ты лицемерка, Мария-сан. — говорю я: — это напоминает мне анекдот про монашку, которую изнасиловали возле бара, а она встает и с довольным лицом «И вдосталь и без греха!».

— Увы. — кивает головой Мария, не улыбаясь, с очень серьезным лицом: — так и есть. Меня тоже заразила эта инфекция насилия, разлитая в воздухе в вашем мире. Когда я приеду домой, мне придется пройти карантин. Возможно, я никогда не смогу жить так как другие граждане, но эта та жертва, которую я готова принести. В любом случае я сейчас здесь, в Островной Империи, среди вас. И я могу позволить себе немного внутреннего удовлетворения, когда гляжу в твои глаза, Сумераги-сан и знаю, что ты не остановишься ни перед чем, пока не уничтожишь это место. И не покараешь всех, кто к этому причастен.

— Ну… мы бываем довольно упрямыми в таких вот вещах. — говорю я: — и у нас это неплохо получается.

— Лучше всех. — отвечает Мария и отворачивается: — такие вещи у вас получаются лучше всех. И я считаю, что вы попросту забиваете гвозди ценнейшим и дорогостоящим инструментом, но кто я такая, чтобы учить вас как идти путем насилия? Вы сами все знаете.

— Аминь. — говорю я: — спасибо за информацию по лаборатории и … прочему.

— У меня просьба. — тихо говорит Мария: — я понимаю, что не вправе просить, и так я и Кикуми в твоих вечных должниках, но все же…

— Говори. Если это в моих силах — я исполню.

— Пожалуйста, не убивайте Такаги-сана. Он здесь не при чем. Я понимаю, что убить его — самое простое решение, но ты же своими глазами видела, как он был шокирован всем этим. Он — хороший, добрый человек, который просто делает свою работу. — говорит Мария. Это не ее дело, она — тайный агент и должна беспокоиться о своей шкуре, о сохранности Кикуми и пересечении границы в контейнере на борту «Утренней Звезды», но поди ж ты… гуманисты они там у себя в Комитете все-таки.

— Я сделаю все возможное. — отвечаю я: — мне и самому неохота убивать Такаги-сана. Хороший дядька. И у него есть кот. А его все по голове бьют. Второй день уже. Но ведь, если он расскажет об этом в своей Инквизиции…

— Я могу помочь. — говорит Мария: — имплант, который предотвратит потерю информации. Ээ… вообще-то это бомба, но вмонтированная в шею и реагирующая на условия, установленные при имплантации. Так ты можешь быть уверена, что он будет молчать об этом.

— А это не нарушает твой этический кодекс? — уточняю я.

— Нет. Это же не мой выбор. Это выбор человека — которому предлагают — или смерть, или жизнь с имплантом с условием, что ты не будешь раскрывать определенную информацию. Это наименьшее зло в данном случае. — отвечает Мария: — поэтому я прошу тебя доверится мне и позволить имплантировать устройство Такаги-сану.

— Что скажешь, Такаги-сан? — я поворачиваюсь к господину майору, который тщетно пытается раскурить обрубок своей сигары. Он глухо ругается, тяжелыми, злыми словами.

— Никогда не предполагал, что Инквизиция покрывает такие вот действия. — говорит он, перестав ругаться: — я хочу уволиться. И принять самый долгий горячий душ. И набить кому-нибудь морду. Что касается вашей безопасности и прочего — я не собираюсь вас выдавать. Имплантируйте что хотите — мне все равно. Я увольняюсь из Инквизиции и собираюсь переехать куда-нибудь в провинцию, буду капусту выращивать. На пенсию я заработал еще лет пять назад. И Томоко тоже уговорю, она молодая, нечего ей там делать.

— Солнце скоро встанет. — говорит Мария-сан, повернувшись на восток: — решай уже, Сумераги-тайчо. Времени не так много.