Вот же меня угораздило — попасть в Новгородское княжество.
Хорошо хоть я знаю историю — и потому понимаю: это почти та самая Русь. Только — не совсем.
Боги здесь реальны, но христианства нет. Зато есть Терна — лживая вера в «спасительницу» Лилит, которую предки считали дьяволицей.
Русалки сидят на ветвях, как и должно, но, если ты не знаешь, как с ними здороваться — лучше промолчи и пройди мимо. Водяные обитают в болотах, домовые – в жилищах, а по лесам шастает целый бестиарий, который в учебниках значился «сказочным».
Вот только сказки тут не всегда добрые.
Волколаки кусают по-настоящему и норовят сожрать, драугры бросаются на живых с топорами, и даже в реке завелась какая-то жуткая тварь, которая утащила на дно семь купеческих ладей.
Еще Псков захвачен латинянами и меченосцами, а до нашествия монголов остается чуть больше пяти лет…
А я — Пустой. Восстановленный Перуном… Единственный, кто знает, что будет…
И, возможно, последний, кто может это изменить.
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
Очнувшись от боли, герой обнаруживает себя на месте кровавой бойни, окруженным трупами воинов разных эпох. Он понимает, что оказался в прошлом, облачившись в одежду одного из погибших. Попытки осмыслить происходящее прерываются нападением ожившего мертвеца, которого герой убивает, используя копье.
Вскоре на него нападает оборотень, с которым герой вступает в смертельную схватку, побеждая его ценой тяжелых ран. Следуя за появившейся черной собакой, он добирается до капища, где стоит идол Перуна. Там, коснувшись алтаря, герой испытывает волну жара и слышит голос, призывающий его вспомнить.
В этот момент небо закручивается в спираль, луна краснеет, и сознание героя погружается во тьму.
Двое друзей, Андрей и Олег, отправляются в осенний лес в Новгородской области в поисках древнего капища Перуна, о котором им рассказал третий друг, Паша, геолог. Андрей, увлеченный историей, верит в возможность великого открытия, в то время как Олег, скептически настроенный, больше сосредоточен на приятной прогулке и отдыхе. Они обсуждают возможные находки, спорят о достоверности информации и вспоминают прошлое, когда вместе учились в университете.
В лесу они находят предполагаемое место капища, где из земли торчит идол Перуна. Олег начинает раскопки, обнаруживая обломок клинка, а Андрей осматривает окрестности. Внезапно, во время работы, Олег получает травму и видит, как на поляне появляется всадник, окутанный черным дымом, который, по его словам, является воплощением смерти.
Всадник пытается убить Олега, но тот, истекая кровью, совершает ритуальное действие, проливая кровь на алтарь. Происходит вспышка, и идол разрушается. Всадник, оглушенный, приходит в себя, но Олег, понимая, что это его последний шанс, бросает в него топор, который вспыхивает пламенем. Всадник загорается, но успевает выпустить в Олега сгусток черного дыма, после чего реальность для Олега гаснет.
Главный герой приходит в сознание в знакомом помещении, которое оказывается избой дружинного дома, напоминающего описание из учебников. Он не знает, кто он и откуда, потому что память о прошлом стерта, осталась только привязанность к имени Олег. Осознавая, что его разум оказался в теле юного парня из древней Руси, он пытается понять окружающую обстановку и не впадать в панические мысли. Его замечает местная девушка Лада, которая и сама кажется травницей или волхвом, и к нему проявляет интерес, хотя встреча происходит настороженно. Мужчины, дружинники, охраняют дом, и герой убежден, что здесь всё связано с древними временами, но с явными несостыковками — например, отсутствие икон и подозрительно древняя экипировка тела, которой он был окружен.
Он вынужден признавать, что оказался в другом времени и пространстве, скорее всего в эпоху ранней Руси, хотя масштабы и детали событий вызывают у него сомнения. Изначально он воспринимает ситуацию как бред, но логика и описание окружающих предметов убеждают его, что это реальность. Понимая, что его тело в новорожденном возрасте и он, по сути, — лишь его разум, он пытается найти способы адаптироваться и сохранить спокойствие. Вскоре выясняется, что он обладает знаниями и навыками, соответствующими жизни в древнерусском обществе, он готов влиться в местную дружину и сдерживать свои страхи, чтобы не раскрываться.
Следящие мужчины в деревне — молодые дружинники, в полном боевом снаряжении, — воспринимаются как защитники, и герой понимает, что находится среди воинов княжеской дружины. В ходе разговора и наблюдений он также замечает, что все окружающие прекрасно знают происходящее, это не случайные люди, а посланцы важной миссии: комиссия собрана у избы, здесь идут разговоры о междоусобицах, возможных нападениях и союзе с меченосцами. В конце осознает, что ситуация чрезвычайно сложна, а его роль в ней — лишь невольный участник, временно оказавшийся в исторической эпохе, полной опасностей и загадок. Внутри него борются сомнения, но внешне он старается держаться спокойно, чтобы не лишиться остатка разума и понять, что будет дальше.
Очнувшись в незнакомом теле, главный герой пытается осмыслить произошедшее. Он обнаруживает себя в X веке, в Новгороде, где язычество сосуществует с христианством, а его имя – Юрий. Выясняется, что он был "Пустым", тенью в святилище Перуна, пока не был убит волколаком и возвращен к жизни. Теперь ему предстоит узнать, что с ним произошло, почему он был доставлен в это место и какую роль ему предстоит сыграть.
Его окружают дружинники, лекарка Лада и таинственный Тихомир, которые объясняют, что он был аутичным "тенью" в святилище, а теперь ему предстоит выполнить волю богов. Ему предстоит узнать о мире, где правит Лилит, а христианство заменено Терной. Ему предстоит узнать о Кощее, который стремится захватить славянские земли.
Лада рассказывает о его возвращении к жизни, о знаке Перуна и о том, что ему предстоит есть кутью, чтобы душа привязалась к телу. Ему предстоит узнать о врагах, о слугах Кощея и о том, что ему предстоит сделать. Он понимает, что ему предстоит адаптироваться к новому миру, принять его правила и разобраться в происходящем, чтобы выжить.
Вскоре ему предстоит встреча с боярином Мстиславом и волхвой Велеславой, которые, вероятно, раскроют ему больше подробностей о его прошлом и будущем. Он понимает, что ему предстоит долгий путь, полный опасностей и загадок, и что ему нужно быть осторожным, чтобы не совершить ошибок.
Пробудившись, главный герой ощущает умиротворение, но осознает суровую реальность: ожившие боги, колдуны и надвигающаяся угроза монгольского нашествия. Он понимает, что оказался в Древней Руси, предположительно, по воле Перуна, и ему предстоит "вспоминать" некую важную информацию. Осознавая надвигающуюся катастрофу, он пытается осмыслить свою роль и возможные варианты действий, включая предупреждение местных жителей о грядущей беде.
Внезапно появляется домовой, который подтверждает его необычное положение и предупреждает о тревожных знаках в лесу. Домовой советует передать определенные указания Велеславе и Ладе, связанные с защитой от надвигающейся угрозы. Герой, приняв информацию, решает действовать, стремясь понять свою миссию и помочь своим предкам.
Он делится своими мыслями с Ладой, которая рассказывает о своем прошлом, связанном с трагическими событиями и влиянием Велеславы. Лада намекает на сложную природу Велеславы и ее роль в жизни героя. Обсудив эти вопросы, они приходят к пониманию необходимости действовать сообща, чтобы противостоять надвигающейся опасности.
Олег, выйдя из дома, узнает, что Мстислав, командир прибывшей группы, и Велеслава, волхва, прибыли. Мстислав, оценив Олега, расспрашивает его о памяти. Олег, помня только имя и события у сторожки, знакомится с Бьёрном, варягом из дружины. После этого его вызывают на разговор с Мстиславом и Велеславой.
Волхва, подозревая, что Олег догадался о ее догадке, спрашивает его об этом. Олег подтверждает, что догадался, и его спрашивают о его знаниях. Олег упоминает города и битву, в которой они проиграли, что подтверждает его знания о монгольском нашествии. Мстислав и Велеслава решают рассказать Олегу о земле и его прошлом, чтобы он мог вспомнить больше.
Олег узнал о своем происхождении: он сын князя Юрия Новгородского, но рожден вне брака. Эта новость, хоть и неожиданная, открыла перед ним новые возможности, включая потенциальное вступление в княжескую дружину. Ему предстоит отправиться в опасное путешествие в лес, где пропали две сотни воинов, чтобы помочь в их поисках.
Велеслава, волхва, и Мстислав, воевода, раскрыли Олегу детали миссии: в лесу действует слуга Кощея, создавший стену морока, в которой заблудились воины. Олег, благодаря своим способностям, должен помочь найти пропавших, а также, возможно, выяснить, что происходит с русалками и другими лесными духами.
Олег получил от Мстислава награду за убийство волколака, которая позволит ему приобрести необходимое снаряжение для службы. Ему предстоит отправиться в путь вместе с Велеславой и ее спутниками, чтобы попытаться найти выход из сложившейся ситуации.
В главе герой размышляет о своей ситуации, узнавая новую важную информацию о своей матери и происхождении. Лада объясняет, что его мать — северянка, вероятно, из свеев или данов, а его отец — князь Юрий, который познакомился с матерью во время дипломатической миссии. Он был доставлен в Новгород на боевом корабле, что подчеркивает её необычный статус и значение. Герой нервничает из-за неопределенности и непонятных целей матери, а также сильно удивлен, что его сюда отправили, несмотря на все сложности и дороговизну этого пути. Единственное, что его утешает, — это то, что за него официально поручились и что его доставили с помощью викингов, что говорит о высоких почестях и доверии.
Затем герой обсуждает предстоящую заботу о своем коне Серко, который имеет боевое прошлое, но после недавних событий стал спокойнее и потерял страх. Лада рассказывает, что конь обучен для боя, но сейчас он не боевой, а добрый, хотя и немного устал. Герой очень рад, что получил этого коня в подарок и считает его своим шансом овладеть навыками верховой езды. Важность ухода за животным и правила кормления вызывают у него легкое волнение, но одновременно он понимает, что это шанс научиться чему-то новому и стать настоящим хозяином.
В процессе он знакомится с конем Серко — большим, спокойным и красивым. Он пытается наладить контакт с животным, осознавая, что первым делом нужно его разбудить и познакомиться. Герой испытывает типичные для подростка нерешительность и немного комического волнения, поскольку не умеет быстро и правильно взаимодействовать с лошадью. В ходе эксперимента он с помощью грубых, но действенных методов пробуждает коня, что помогает ему почувствовать себя увереннее и начать с ним взаимодействовать. В итоге они устанавливают свой первый контакт, и герой радуется, что у него есть шанс стать хорошим наездником и заботливым хозяином.
Повествование начинается с рассказа Мала о девушке, сбежавшей от жениха и нашедшей приют у дружины, где она стала лекаркой. Тихомир и Лада обмениваются шутками, а рассказчик, путешествующий с дружиной, размышляет о жизни в новом для него мире, где русалки и боги – реальность. Мал рассказывает о случае, когда русалка помогла его семье, а затем дружина обсуждает историю, связанную с пропавшей коровой и помощью русалок.
Далее следует описание пути в Сольцы, где рассказчик, освоив азы конного дела, размышляет о своей новой жизни и быстрой адаптации к ней. Он вспоминает о событиях, произошедших в его прошлой жизни, и о том, как он принял новую реальность. Дружина обсуждает веру в богов, демонов и роль Лилит, а также о том, как боги защищают землю от вторжений.
По прибытии в Сольцы дружина сталкивается с новостью о разбитой купеческой ладье и следах чудовища. Велеслава, Тихомир и рассказчик направляются к мечнику, в то время как остальные занимаются делами. Рассказчик, передав заботу о своем коне Ладе, отправляется вместе с ними, предвкушая новые события и осознавая свою роль в этом новом мире.
Олег, новоиспеченный воин, знакомится с боярином Добрыней и волхвой Велеславой. Велеслава, узнав о подвиге Олега, добивается для него награды: брони, щита и копья. Добрыня рассказывает о странных событиях в округе: пропаже скота, обнаружении безголовых скелетов и исчезновении рыбаков. Велеслава предполагает, что за всем стоит слуга Кощея, и просит Олега поделиться своими соображениями о том, как изловить чудовище. Олег предлагает использовать засаду с коровой в качестве приманки. Велеслава и Добрыня отправляются на место, где были обнаружены следы чудовища, а Олег получает новую экипировку. После выбора доспехов Олег размышляет о своей новой жизни, мечтах детства и реалиях средневековья. Он продает старое седло, покупает овёс и ждёт возвращения Велеславы, испытывая беспокойство из-за её задержки.
После возвращения с неудачной поездки, Велеслава и дружинники обсуждают произошедшее. Оказывается, они столкнулись с демоном, который был замаскирован и защищен от магии. Демон, похожий на быка с человеческим торсом, напал на них, но был отбит. Велеслава предполагает, что демон пожирает силу из святилищ, и предполагает, что он может быть связан с Кощеем.
Олег, главный герой, задает вопросы о защите от магии, и Велеслава объясняет, что воины защищены броней, зачарованной кузнецами, а также амулетами и рунами. Она также рассказывает о различных видах защиты, таких как защита от злого глаза, блуда, ловушки-голоса, подмены, сна-ловушки, кровной нити и лепки. Олег узнает, что его кровь и метка Перуна защищают его от простого колдовства, яда и, возможно, других опасностей.
Во время обсуждения, Олег чувствует, что за ними кто-то следит, и Велеслава подтверждает, что это может быть связано с его способностью чувствовать опасность. Они решают направиться к сборищу на Удохе, где, по их мнению, может быть опасность. Велеслава предполагает, что это может быть связано с чудиными из Пскова. Олег узнает о своей матери, Хельге Чернокрылой, жрице богини Фрейи, и понимает, что в лесу происходит что-то важное.
Вблизи ручья, где группа остановилась, Велеслава почувствовала кровь, указывая на присутствие как минимум пяти человек в месте сбора. Тихомир распределил задачи: он, Велеслава и герой пойдут слева от тропы, Лют и Мал – справа, Лада останется с лошадьми. Герой, осознавая свою некомпетентность в бою, получил наставления от Велеславы о своей роли: он должен находиться рядом с ней, чтобы повышать удачу отряда, так как в нем течет княжеская кровь.
Во время продвижения по тропе из сборища выбежала девушка, за которой гнался мужчина в кожаной броне. Велеслава остановила преследователя, а Тихомир схватил девушку. Герой остался в стороне, наблюдая за происходящим. Велеслава допросила захваченного мужчину, который сообщил о присутствии десяти человек, включая проводника, из крепости Чёрной Горы, и о цели – захвате. После допроса Лют убил пленника.
Девушка, Вита, рассказала о плоте, который нападавшие собирались использовать для перевозки награбленного, и о раненом человеке. Велеслава отправила Виту к зимнему ручью, а Тихомир приказал отряду двигаться дальше.
В тринадцатой главе герой и его отряд приближаются к укрепленному частоколом поселению. Они объединяются с другой группой и готовятся к нападению. Герой узнает, что Велеслава будет использовать магию отведения глаз, чтобы незаметно провести отряд к воротам, а затем Тихомир и Лют вступят в бой с грабителями, в то время как Мал будет стрелять из лука, а волхва использовать заклинания. Герою отводится роль прикрытия Велеславы.
Отряд входит в поселение, Велеслава оглушает часового, и начинается бой. В ходе сражения погибают несколько бандитов, а также ранен Мал. Герой убивает бандита, напавшего на Мала, а затем вступает в схватку с закованным в броню противником, которого побеждает, используя приемы рукопашного боя.
После победы над бандитами герой замечает, что с пристани на плоту пытается скрыться колдун. Герой прыгает на плот, вступает в схватку с колдуном, который оказывается защищен от обычного оружия, но герой побеждает его, используя кинжал. Получив приказ от Тихомира, герой ждет на отмели.