Молодой историк Аким приезжает в маленький городок, чтоб опровергнуть легенду о призраке, обитающем в старинной башне. Аким в призраки не верит. Он остается ночевать в башне, и следствием этого становится цепь загадочных и жутких событий. Аким спасает молодую женщину от странного преследователя, но другой женщине повезло меньше: ее находят на улице с разорванным горлом. Акиму и спасенной им Маргарите приходится скрываться у добрых людей, одновременно продолжая следствие. Ведь люди в городе продолжают погибать! Акиму и Маргарите становится ясно: причина загадочных смертей – огромное сокровище, спрятанное еще во время нашествия Наполеона. А доступ к нему охраняет древнее и безжалостное существо…
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
В первой главе рассказывается о том, как главный герой исследует древние останки, найденные в монастыре, связанные с легендой о людях, которых замуровывали в стены для предотвращения их разрушения. Заведующий филиалом музея уверен, что обнаруженные кости подтверждают историческую легенду о погребении женщины внутри стены, указывая на возможное объяснение торжествующей манеры. Однако герой сомневается в этом, подозревая, что останки могли быть погребальными или связаны с другим ритуалом. В ходе разговора выясняется, что в ту эпоху действительно использовались необычные методы захоронения, что дает основание считать легенду вполне вероятной.
Позже персонажи поднимаются на ночлег в старинной обители, которая выглядит очень аскетично и неприветливо, сохранила свой исторический облик. Вечером герой проводит время, размышляя о своих прошлых переживаниях, включая отношения с женщинами. Вскоре утром он просыпается, чувствуя себя отлично, и уже собирается покинуть это место, когда перед ним появляется девочка с шваброй, которая случайно затрагивает тему привидений и легенд о мертвых, живущих в стенах монастыря.
Разговор с девочкой превращается в своеобразный непредсказуемый диалог. Она рассказывает о том, что, по ее словам, в монастыре на самом деле никто никого не замуровывал, а умершие в стенах — это настоящие умершие люди, например, девушка по имени Ульяна, которая умерла в свои восемнадцать лет и по легенде, была похоронена там же потому, что в нее был влюблен парень, после смерти которого его родители объявили ее ведьмой. Герой удивляется тому, как хорошо девочка знает эту историю и откуда у нее такие сведения, что подтверждает гипотезу о том, что в монастыре действительно произошли необычные случаи.
В завершение сцены появляется Евдокия — молодая девочка, которая случайно оказывается у героя и постепенно заводит разговор. Она оказывается очень смышленой и дерзкой, начинает интимное сближение, но герой быстро понимает, что это слишком опасно из-за её возраста и ситуации. Впоследствии Евдокия показывает свои родинки и пытается искусственно сблизиться, извиняясь и уличая героя в своих добрых намерениях, но он отворачивается, понимая, что такие отношения невозможны и опасны. В итоге герою приходится искать выход из ситуации, понимая, что командировка и местные легенды только добавляют загадочности и напряженности к его поездке.
Главный герой находится в провинциальном городке, где решает провести ночь, чтобы убить время, так как здесь ничего не происходит, а люди спешат быстрее уехать по домам. Он общается с администраторами гостиницы, занимается размышлениями о своём положении и дальнейшем плане. Во время прогулки он замечает необычный красочный автомобиль, в котором выходит красивая женщина в ярком платье, вызывающая у него интерес и стойкое ощущение, что она словно из другого мира. Женщина остается незнакомкой, он помогает ей с багажом и замечает, что она не замужем, а его чувства к ней постепенно усиливаются.
Позже герой знакомится с Маргаритой Голуб, которая также находится в командировке, и у них возникает легкое флиртующее общение. Он знакомит ее с собой, рассказывая о своей работе и семейных корнях, что вызывает у нее удивление и интерес. В процессе разговоров герой делится подробностями о своих связях с исторической наукой, семье и разными легендами, связанными с его родом, что создает атмосферу легкого юмора и ностальгии по прошлому. Стоит отметить, что он занимается исследованием археологических и исторических материалов, связанных с древними семьями и дворянским происхождением.
В конце дня герой получает новости о находках Стаса — его товарища по архиву, который подтверждает смерть Онисима Браги и Ульяны Бабоед в XIX веке, а также их семейные записи и детали. Этот информационный поток помогает герою подготовиться к скорой поездке домой, потому что он планирует через короткое время уехать из этого города, недоуменно размышляя о своем желании поскорее вернуться к привычной жизни и учёбе. В его мыслях также возникает образ необычного, яркого автомобиля, который он заметил, и женщины, которая выглядит загадочно и привлекательно, что добавляет атмосферу загадочности и легкой интриги во всю историю.
В ресторане герой встречает Евдокию, работающую официанткой, и Маргариту, с которой познакомился ранее. Маргарита, проявляя интерес, наблюдает за развитием отношений между героем и Евдокией. После ужина они танцуют, и герой узнает больше о прошлом Маргариты.
Вечер прерывается появлением Виталия, который вызывает героя на драку из-за Маргариты. Герой побеждает в схватке, но Маргарита, узнав о произошедшем, раскрывает ему правду о Евдокии и Виталии, а также о своих намерениях.
Маргарита признается, что является журналисткой, и рассказывает о своих исследованиях. Она приглашает героя на прогулку, но затем сообщает, что завтра ее будет сопровождать другой человек. В конце вечера Маргарита благодарит героя и уходит, оставив его в недоумении.
Встретив заведующего, рассказчик узнал, что тот не женат и не имеет внучки, хотя его так называют. Заведующий, увлеченный версией рассказчика о призраке, не спешил хоронить кости, считая их доказательством. Рассказчик, не найдя православного священника, решил уйти спать, забрав швабру для защиты. Ночью его посетило видение, в котором он ощутил присутствие некой сущности, пытавшейся проникнуть в него. Проснувшись, он обнаружил, что все было лишь сном.
В другом сне рассказчик оказался в коконе, наблюдая за собой со стороны и слыша смех. Проснувшись от стука в дверь, он открыл Рите, которая была напугана и рассказала о нападении на женщину. В комнату вошел странный человек, которого Рита испугалась. Завязалась борьба, в результате которой рассказчик ударил нападавшего шваброй.
После этого рассказчик и Рита обнаружили мертвую женщину в переулке. Рассказчик отнес Риту в гостиницу, где она выпила водки и уснула. Рассказчик, оставив ее в номере, запер дверь, чтобы обеспечить ее безопасность, и отправился в милицию.
Аким, подозреваемый в убийстве, проходит допрос в прокуратуре, где следователь ставит под сомнение его версию о нападении "странного старика". Следователь намекает на возможную причастность Акима к смерти женщины, тело которой было найдено в переулке. После допроса Аким встречается с Дуней, которая настаивает на его немедленном отъезде из гостиницы. Вернувшись в номер, Аким и Рита подвергаются нападению неизвестного, но Аким обезвреживает его. Дуня приводит их в уединенный дом в деревне, где старик проводит над Ритой обряд, а Акиму дают выпить отвар. Затем Аким засыпает в бане, укрытый тулупом и чьей-то заботливой рукой.
Молодой студент, направленный в глухую деревню для изучения местных обычаев, сталкивается с суевериями и предрассудками. Местные жители, настороженно относящиеся к чужаку, рассказывают ему о колдунах и ведьмах. Он знакомится с местным знахарем, Прохором Пискижевым, который предлагает ему свою колдовскую силу, но студент отказывается. После смерти колдуна в деревне начинаются странные события, связанные с нечистой силой.
Студент решает наблюдать за обрядом опахивания деревни, чтобы получить материал для статьи. Во время обряда он прячется в кустах, но его замечает призрак Пискижева. В ужасе студент пытается отбиться от призрака, используя бутылку вина, которая выливается на него.
Проснувшись в бане после кошмара, Аким обнаруживает себя в доме, где его радушно встречают Дуня и Рита. За завтраком, состоящим из блинов и меда, он узнает, что Рита поделилась с ними историей о событиях в башне. Старик Георгий Андреевич, дед Дуни, задает Акиму вопрос о его первенстве в семье, намекая на защиту от темных сил. После этого Рита и Дуня показывают Акиму дом, где он видит компьютер и узнает о знахарских способностях деда.
Рита отправляется за машиной, а Аким остается с Дуней. По дороге в город, Дуня предупреждает Акима об опасности в Заречье, где живут бывшие каторжники. Вскоре после выезда из города, Аким замечает слежку и понимает, что за ними охотятся. В ходе погони, Аким и Дуня сталкиваются с Кнуром, который требует от Риты бумаги и ключи.
После попытки Кнура напасть, Аким и Дуня спасаются бегством, но Кнур преследует их. В ходе опасной гонки по извилистой дороге, Аким использует различные приемы вождения, чтобы оторваться от преследователя. В конце концов, они избегают столкновения с фурой, но Кнур врезается в нее. Вернувшись к дому деда Трипуза, Аким, закурив сигарету, требует от Риты объяснений, почему на него ведется охота.
Текст повествует о судьбе главного героя, польского дворянина и военного, который борется с тяжелой болезнью и приближающейся смертью. Он переживает сильную боль, вызванную раком мозга, и ищет утешения в опиуме, забываясь в наркотическом сне. В его памяти всплывают воспоминания о прошлом, о войне и политических интригах, а также о событиях, связанных с наполеоновскими войнами и попытками возродить Польшу. Он размышляет о своей родне, о семейной истории, о судьбе фамильных сокровищ, которые, по его мнению, навсегда останутся скрытыми, спрятанными в подземных тайниках монастыря.
Действие переносит нас в далекое прошлое, когда герой участвовал в боевых действиях и командовал кавалерией во время Наполеоновских кампаний. Он действует решительно, не щадя жизни своих подчиненных, ибо понимает, что война — это жестокая игра, в которой он сам определяет исход для каждого. В процессе он запутывается в сложных схемах побега и скрытности, предусматривает необходимость сохранения тайных мест и подземных укрытий, чтобы избежать захвата ценного фамильного наследия врагами. Также подробно описывается его подготовка к бегству с грузом ценностей, подтверждая постоянную опасность и необходимость хладнокровных решений.
Отдельное место занимает рассказ о политической ситуации в Польше, о борьбе за независимость и о несправедливом положении дворянства, которому приходится просить позволения у тираничных властей. Он выражает свое недовольство чуждым владычеством, о неприятием новой власти и разочарованием в обещаниях Наполеона о возрождении Польши. Вместе с этим герой размышляет о разрушении родовых богатств и о том, как война и внутренние раздоры ломают судьбы его и окружающих.
В финале он описывает свои последние дни — тайную подготовку к сокрытию важных реликвий и фамильных ценностей, которые должны сохраниться для потомков и, возможно, вернутся в будущее свободной Родины. Он осознает, что скоро умрет, и передает свою тайну доверенным лицам, надеясь, что его наследие не будет уничтожено. В испуге он снова ищет опиум, чтобы облегчить боль и забыться, а мысли о будущем остаются без ответа — ему уже не даны время и возможность увидеть окончание своей борьбы и надежды на освобождение Родины.
В Горке, после дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом, местный начальник милиции, не веря в невиновность главного героя, пытается выжить его из города, намекая на возможные проблемы с законом. Однако, герой, ссылаясь на указания следователя, отказывается уезжать, вызывая гнев начальника. После этого герой связывается со своим другом Стасом, историком, чтобы обсудить полученные документы о сокровищах Чишкевичей, найденные в местном костеле.
Стас, скептически относясь к полученной информации, подвергает сомнению подлинность документов и выдвигает свои версии событий, связанных с исчезновением сокровищ. Герой рассказывает Стасу о событиях, предшествовавших его приезду в Горку, включая убийство женщины, обнаружившей документы, и о нападении на журналистку, которую она пригласила.
Стас, несмотря на свой скептицизм, признает сходство почерка в документах с автографами Чишкевича, но подчеркивает необходимость детальной экспертизы. Он выражает беспокойство за безопасность друга, предлагая свою помощь, но герой отказывается, продолжая расследование в Горке, где уже произошли два убийства, а возможно, и третье.
В дом деда Трипуза Аким попал на именины Дуни, где царила атмосфера веселья и щедрости. Его встретили с радостью, одарили медовухой и подарками, включая фамильный крестик для Дуни. После застолья и танцев, Аким узнал о проблемах Виталика с милицией и о том, что ему следует уехать из города.
Затем Аким, Дуня и Рита посетили монастырь, где стали свидетелями странной службы и экзорцизма. В храме царила атмосфера напряжения, а в конце службы произошла трагедия: женщина из свечной лавки убила одержимую. После этого Аким с девушками осмотрели монастырь, и Рита показала ему боковой вход, где они с Татьяной Сергеевной были ранее. Аким решил отвезти девушек домой, а сам отправиться к начальнику милиции.
После того, как Виталик и Света ушли, Аким, Рита и Дуня решили прогуляться в саду. Там, на берегу реки, они увидели бычка, которого охраняла веревка. Рита достала сигареты, а Дуне стало холодно, и Аким отдал ей свой джемпер. Внезапно появилась собака, которая напала на бычка. Аким попытался отогнать зверя, но тот бросился на них. Девушки испугались, и они побежали к дому.
Позже Аким, Рита и Дуня решили проникнуть в монастырь, чтобы найти что-то. Они столкнулись с трудностями с дверями, но Дуня помогла им. Внутри они встретили сторожа, деда Лешу, и услышали разговор двух монахинь. Они спустились в подземелье, где Рита вспомнила о тайном месте. Там они обнаружили, что кто-то уже побывал там раньше, забрав ценности.
Они обыскали подземелье, но не нашли ничего. Дуня вспомнила о кинобудке, где они нашли видеокамеру без кассеты. Рита нашла кассету в шкафу и спрятала ее. Аким обнаружил выход во двор, где его встретила странная собака. Вернувшись, они встретили деда Лешу, который дал им сигарету и предупредил об осторожности. Аким понял, что собака была странной, потому что не лаяла.
В этой главе рассказывается о ситуации с пострадавшей женщиной, которую вчера вечером избил священник, но задержать его по новым законам не удалось, так как она не хочет подавать заявление. Виталик, следователь, делится информацией о конфликте вокруг отца Константина, которого уволили и принудительно перевели под опеку зарубежных церквей, поскольку он продолжал служить после отлучения. В разговоре также всплывает история о монастыре, где живут «монашки» — девушки-подростки, принадлежащие к секте, которая занимается проституцией, используя похищенных или принуждённых девушек по всему региону и даже в столице. Эти «монашки» устраивают оргии, снимают их на видео и отправляют за границу, а все это происходит скрытно, чтобы избежать вмешательства полиции.
Затем Виталик показывает фотографию умершего человека, Геннадия Кнырова, который был активным участником сектантской жизни, игравшим в спектаклях и носившим театральный грим. В ходе расследования выясняется, что он являлся человеком с необычными физическими особенностями, в том числе вставной челюстью и контактными линзами, что позволяло ему приукрашать себя. Виталик предполагает, что он мог оказаться причиной нескольких убийств в монастыре, в том числе и смерти Татьяны Сергеевны, однако судебно-медицинская экспертиза показывает, что рана, убившая женщину, не могла быть нанесена человеком, что поднимает еще больше вопросов.
Обсуждается механизм жестокого психологического и физического контроля над «монашками» в секте — там практикуются полный запрет на вредные привычки, промывание мозгов и использование насилия для дисциплины. Виталик подчеркивает, что таких девушек не берут из местных деревень, а привозят сюда из других городов, чтобы избежать их распознавания и связи с родственниками. В его объяснениях присутствует ясное ощущение, что речь идет о сложной и опасной сети преступных групп, связанных с религиозными сектациями и проституцией, а причины этого явления кроются в контроле, угрозах и использовании психологического давления.
Не планируя обедать, герои отправились в путь, сделав лишь короткую остановку в магазине. Виталик сообщил о местонахождении Жирова и его жены, указав на деревню Прилеповку, что вызвало интерес у рассказчика. Рита, опасаясь, что видеозапись с компрометирующими материалами может быть использована против них, предложила оставить ее у Виталика. По прибытии в Прилеповку, в полуразрушенной деревне, они встретили пожилую женщину, Екатерину Степановну, которая радушно приняла их, угостив ужином и рассказав о местных жителях, включая священника Жирова и его жену Раису, которую она презирала.
Екатерина Степановна поведала о прошлом Раисы, ее связях с колдовством и трагической судьбе семьи брата Жирова, связанной с проклятием. Она рассказала о смерти девушки, которая покончила жизнь самоубийством после возвращения в родные места. Степановна также упомянула о том, как Раиса приворожила Жирова, и о том, что они переехали в Горку, чтобы избежать осуждения.
В ходе разговора выяснилось, что у Жирова и его жены никогда не было собаки, что противоречило информации, полученной ранее. После долгой беседы, хозяйка ушла спать, оставив гостей одних. Рассказчик и Рита, подавленные услышанным, принялись убирать со стола, понимая, что их поездка в Прилеповку, скорее всего, не принесет результатов.
В этой главе герои находятся в интимной, доверительной и непринужденной обстановке, где обсуждают свои чувства, прошлое и планы. Рита и Аким плавно overganglik заговорили о своих отношениях, о возможном будущем и о том, что они хотят друг друга. Рита признается, что любит Кузьму, хотя он уехал на неделю, и вместе с тем выражает желание быть с Акимом, хотя понимает, что у каждого есть своя история и свои обязательства. Они шутят, ссорятся и признаются в симпатии, искренне переживая за ситуацию, пытаясь понять свои чувства и судьбу.
Героини обсуждают свои личные жизни, семейные отношения и сложные ситуации. Рита рассказывает о сложных отношениях с Кузьмой, о его прошлом и о своих переживаниях. В то же время она отмечает, что даже в этих сложных условиях она чувствует к нему любовь и симпатию. Аким делится своим происхождением, рассказывает о семье, работе и поисках исторических артефактов — апостолов, которые, по легенде, могут существовать. Их разговор наполнен надеждой, мечтами и желанием найти истину, несмотря на многочисленные препятствия.
В процессе диалога герои размышляют о мифах, исторических фактах и загадке исчезнувших фигур — апостолов из золота и серебра. Они обсуждают возможность их подлинности и риск, связанный с поисками. Отношения переплетаются с мечтами о приключениях, поисках сокровищ и стремлении разгадать древние тайны. Общий настрой надежды и борьбы за правду придает их диалогу особую атмосферу тепла, мечтательности и внутренней борьбы с сомнениями.
В конце главы герои взаимно признаются в симпатии, делятся страхами и надеждами, обещают друг другу поддержку и веру в лучшее будущее. Несмотря на сложные обстоятельства — разлуки, внутренние переживания и загадки прошлого — они находят в себе силы продолжать бороться за свои чувства и за правду. Их диалог полон нежности, юмора и искренних чувств, что создает атмосферу близости и надежды на светлое будущее.
Аким возвращается в Горку, где его встречает Дуня с тревожными новостями: ночью к ним приходил волк, а Виталик сообщил об убийстве сторожа монастыря, деда Леши. Стас сообщает Акиму о прибытии группы специалистов для расследования, но подполковник Ровда, угрожая тюрьмой, выгоняет его из города. Аким, купив старую машину, возвращается в Горку, игнорируя угрозы Ровды. Дуня сообщает о пропаже Риты, которую видели в компании женщины в голубом, похожей на монахиню. Аким в отчаянии бросается на поиски.
В монастыре объявлено о закрытии, и монахини готовятся к отъезду. Главный герой, ищущий пропавшую девушку Риту, находит в монастыре лишь суматоху и обыски милиции. Он избивает отца Константина, подозревая его в причастности к исчезновению Риты, но тот утверждает, что не знает о её местонахождении и сам стал жертвой обстоятельств. Герой, в отчаянии, покидает монастырь, не зная, что делать дальше.
Вскоре герой узнает, что сумочка Риты найдена, но самой девушки нет. Виталик сообщает, что милиция ищет Риту, но пока безрезультатно. Герой, уставший и подавленный, возвращается домой.
В это время в строящемся монастыре происходит мрачная сцена: каменщики замуровывают в стену тело девушки, покончившей с собой из-за несчастной любви. Появившийся Доминик, узнав о случившемся, вынужден поклясться в молчании.
В финале герой просыпается от крика Дуни, которая сообщает о приходе незнакомца. Им оказывается Кузьма Телюк, который, судя по всему, знает о произошедшем.
События начинаются спустя год после трагической ночи, оставившей неизгладимый след в памяти рассказчика. Кузьма, узнав о событиях, связанных с пропажей Риты, приезжает в Горку. Вместе с рассказчиком они отправляются в монастырь, где, по мнению Кузьмы, может находиться Рита. Встретившись с настоятелем, отцом Веславом, они требуют план монастыря, подозревая наличие тайных помещений. После осмотра подвала и обнаружения потайной комнаты со статуями апостолов, Кузьма понимает, что Рита может быть спрятана в другом месте. В ходе поисков они находят замурованную нишу, полную сокровищ, принадлежащих роду Чишкевичей. Однако, Рита среди них не обнаруживается.
В подвале, после разрушения перегородки, Аким и Кузьма обнаружили Риту мертвой, но вскоре выяснилось, что она жива, хотя и без сознания. В этот момент в подвале появился огромный черный зверь, преградивший им путь к выходу. Ксендз попытался защитить их, но зверь оказался неуязвим. Кузьма, впав в безумие, создал ловушку из ножей, но зверь прошел мимо. Вскоре появился другой зверь, серый волк, который вступил в схватку с черным. В результате схватки черный зверь был убит, а серый волк, тяжело раненый, остался с Акимом.
Аким, неся Риту, выбрался из подвала, а волк последовал за ними. Они покинули монастырь и направились к дому деда Трипуза. Волк, истекая кровью, оставался рядом, лизал Риту и вел себя преданно. Добравшись до дома, Аким передал Риту деду Трипузу, а сам, обессиленный, вышел из машины.
Дед Трипуз указал на баню, куда Аким понес Риту, а волк следовал за ними. По пути Аким заметил ловушку из ножей, такую же, как в подвале. В этот момент дед Трипуз схватил волка и бросил его в ловушку. Вместо волка в ловушку упал голый Кузьма, смертельно раненый.
Ульяна и Онисим, влюбленные, решив покончить с собой, готовятся к смерти, надеясь на воссоединение после. В это время Аким, главный герой, приходит в себя после ранения, полученного в схватке с оборотнем. Дуня, предчувствуя связь с Ульяной, рассказывает Акиму о его родинке, которая, соприкоснувшись с ее, усилит его силу. Кузьма, раненый в схватке, делится с Акимом подробностями произошедшего, просит не рассказывать Рите о событиях в подвале. Рита, вернувшись, узнает о ранении Кузьмы и о его героическом поступке, спасая ее. Кузьма признается Рите в финансовых делах, связанных с найденными деньгами, и предлагает ей свободу выбора. Рита, тронутая самоотверженностью Кузьмы, понимает его чувства. Кузьма, размышляя о произошедшем, рассказывает Акиму о своих переживаниях, связанных с превращением в оборотня, и о том, как Рита спасла его от окончательной потери человеческого облика. В конце главы Рита и Дуня готовятся к прощанию, даря друг другу подарки.
После отъезда Риты и Кузьмы, Виталик, довольный раскрытием дела о зверских убийствах в монастыре, обнаружил новые трупы и подтвердил, что отец Константин исчез. Вскоре прибыла следственная группа, обнаружившая в подземелье тела убитых женщин и труп огромного зверя. Были найдены старинные ножи, вызвавшие интерес у историков.
Началась работа по описи обнаруженного клада, который оказался огромным. Профессора Павленко и Рыбцевич, а также главный герой, занимались подсчетом и каталогизацией ценностей, в то время как молчаливые люди в штатском обеспечивали безопасность. После завершения описи, главный герой забрал одежду Кузьмы, а затем встретился с дедом Трипузом и Дуней, попрощавшись с ними.
В гостинице главный герой встретился с епископом Иринеем, который рассказал о прошлом Раисы Жировой и Константина Жирова, а также о своем родстве с главным героем. Епископ предложил ему стать священником, повторив путь своего деда, и окормлять паству Горки. В конце встречи епископ попросил передать Кузьме, что тот может обратиться к нему за духовной поддержкой.
В записках рассказывается о поверьях крестьян, в частности, о колдунах, способных к перевоплощению. Колдуны могут превращать людей в оборотней, "зачарованных", сохраняющих человеческое сознание, или "вольных", меняющих облик по своей воле. "Вольные" оборотни, убив человека или животное, становятся "зрелыми", неуправляемыми и смертельно опасными. Убить такого оборотня крайне сложно, но возможно с помощью серебряной пули или специального ножа.
Далее автор, получивший степень кандидата наук благодаря помощи коллеги, рассказывает о своей жизни после поездки в Горку. Он уволился из архива, стал преподавателем, получил грант и расстался с другом, уехавшим за границу. Рита, его знакомая, родила ребенка, а сам автор стал знаменитостью, хотя и не в полной мере. Рита открыла издательство, и автор должен написать для него книгу о событиях в Горке.
В заключение автор вспоминает разговор с Кузьмой о событиях в подземелье, а также о том, что дело о преступлениях в монастыре было приостановлено. На Рождество к нему приехала Дуня, и его жизнь кардинально изменилась. Он сделал ей предложение, и они остались вместе. Автор обрел спокойствие, но иногда его мучают кошмары о прошлом, которые проходят, когда он обнимает Дуню.