Команда "Стальные Птицы" выиграла свой первый матч в лиге! Но впереди матч с "Текстильщиком" из Иваново и эта команда совсем не простая, у нее есть свое "секретное оружие". Как и "Птицы" они - новички в первой лиге, но уверенно идут вперед, сметая все на своем пути. А еще в городе Колокамск происходит... жизнь.
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
В раздевалке заводской команды "Текстильщик" царит атмосфера эйфории после победы, но капитан Женя Глебова напоминает о предстоящем матче с грозным "Автомобилистом" из Ташкента. Обсуждаются слухи о нечестной игре соперниц, а также выдающиеся способности новой участницы команды, Дуси Кривотяпкиной, вызывающие зависть и подозрения. Рая, одна из игроков, сомневается в происхождении Дуси, предполагая, что она скрывает некую тайну.
После тренировки, в душевой, Дуся встречается с Ниной, помощником тренера. Нина напоминает Дусе, что эта команда - её последний шанс, и раскрывает её истинное имя - Катя. Обсуждается победа "Стальных Птиц" над "Автомобилистом", что подтверждает подозрения о таланте Дуси. Нина раскрывает, что Дуся скрывает своё прошлое, выдавая себя за простую девушку из деревни.
Нина и Дуся, связанные общим секретом, строят планы на будущее, надеясь на успех в предстоящем сезоне. Нина напоминает Дусе о её обещании не забывать о ней, подчеркивая их взаимозависимость и необходимость двигаться только вперед.
Катя и Нина, бывшие подруги по волейбольной команде, встретились в Иванове, где Катя, теперь известная как Дуся Кривотяпкина, скрывалась от прошлого. Катя, звезда советского волейбола, была вынуждена сменить личность после скандала, связанного с контрабандой и обвинениями в антисоветской деятельности. Нина, ставшая тренером в провинциальном городе, предложила Кате шанс вернуться в большой спорт, используя ее навыки.
В ходе разговора на кухне Катя рассказала Нине о событиях, приведших к ее падению: интриги в сборной, конфликт с влиятельным функционером, подброшенная компрометирующая литература. Она призналась, что, оказавшись в безвыходном положении, приняла личность погибшей девушки, чтобы начать жизнь заново. Нина, выслушав подругу, понимала всю сложность ситуации и ее отчаянное положение.
Несмотря на горькую иронию судьбы, Нина поддержала Катю, понимая, что только вместе они смогут добиться успеха. Они выпили за будущее, обсуждая планы на предстоящий матч и необходимость адаптации Кати к новой роли. Нина осталась ночевать, предвкушая предстоящую работу и зная, что их дружба, несмотря на все испытания, осталась нерушимой.
Оксана Терехова просыпается в квартире Лили Бергштейн, не сразу осознавая, где находится. Вспомнив сон о спасении Алисы Селезневой, она понимает, что это реальность, а не сон. Оказывается, после бурной вечеринки с вином и конфетами, она оказалась в одной постели с Лилей, которая, как выясняется, является подругой Лизы.
Лиля, проснувшись, проявляет заботу, предлагая компот от похмелья и расспрашивая о произошедшем. Оксана рассказывает о ссоре с отчимом и побеге из дома, а Лиля, внимательно выслушав, делится своими мыслями о жизни и отношениях. Она замечает синяки на внутренней стороне бедер Оксаны, намекая на пережитую травму.
Лиля обещает помочь, позвав Виктора и Машу, чтобы вместе решить проблему. Она признается в своих сложных чувствах к Виктору и размышляет о возможности нетрадиционных отношений. Оксана, потрясенная откровениями Лили, остается ждать помощи, осознавая, что ее жизнь изменилась.
Виктор, тренер волейбольной команды, открывает собрание в новой комнате, выделенной для брифингов. Он сообщает о подарках от руководства и представляет запись матча соперников, где выделяется игрок под номером тринадцать. Во время просмотра видео, команда обсуждает тактику, таланты игроков и замечает выдающуюся игру Евдокии Кривотяпкиной из команды "Текстильщик". Кривотяпкина демонстрирует невероятные навыки, включая мощные подачи и результативные атаки, что приводит к победе ее команды. Юлия Синицына, игрок команды, анализирует игру Кривотяпкиной, указывая на ее презрение к товарищам по команде как на слабость. В конце собрания Лиля, еще один игрок, просит Виктора о личной беседе.
Рашид, оказавшись в безвыходном положении, вынужден копать могилу по приказу Николая, который держит его под прицелом. Рашид пытается выторговать себе жизнь, предлагая информацию о коррупционных делах и сотрудничество, но Николай непреклонен. Рашид находит тайник с сокровищами, но его мысли заняты лишь выживанием. Николай приказывает ему выкопать труп собаки, чтобы добраться до спрятанного под ним клада.
В это время в школе директор отчитывает классного руководителя Альбину Николаевну из-за отсутствия нескольких учениц. Директор выражает обеспокоенность поведением учениц, особенно в связи с их связями с бывшим учителем физкультуры. Альбина Николаевна пытается оправдать учениц, но понимает, что в классе назревают проблемы, связанные с любовными увлечениями и конфликтами между учениками. Она осознает сложность ситуации, но не знает, как навести порядок.
Виктор, придя в квартиру Лили, обнаружил там идеальный порядок, что было полной противоположностью привычному беспорядку. Вскоре появились Лиля, Маша и Арина, которая, несмотря на запреты, увязалась за ними. Выяснилось, что квартиру привели в порядок школьницы, подруги Лили, что вызвало удивление и обсуждения.
Виктор, пройдя в комнату, увидел, что и там царит чистота, что было совершенно нетипично для Лили. Маша была поражена преображением, а Арина, как всегда, сыпала своими замечаниями. Виктор, пройдя на кухню, обнаружил там такую же идеальную чистоту, что вызвало у него еще большее удивление.
В спальне, где обычно царил хаос, тоже был порядок, а на кровати сидели те самые школьницы. Виктор поговорил с ними, выясняя причины их поступка и пытаясь разобраться в ситуации. Появилась Альбина Николаевна, классный руководитель, которая была возмущена происходящим. Виктор попытался успокоить всех, заявив о своей поддержке девочкам и о готовности помочь им.
Виктор, столкнувшись с проблемой Оксаны, бежавшей из дома, осознает сложность ситуации. Советская система защиты детства, хоть и стремилась помочь, создавала бюрократические ловушки, пугавшие детей. Детские дома, окутанные мрачными слухами, казались Оксане худшим вариантом, чем жизнь в семье, где ее, возможно, ждало насилие. Альбина Николаевна, классный руководитель, опасается последствий, понимая, что ее действия могут привести к обвинениям в соучастии. Виктор, осознавая риски для себя и Лили, пытается найти выход, понимая, что любое решение может навредить.
Он рассматривает различные варианты, включая обращение в органы опеки, но понимает, что это лишь усугубит ситуацию. В итоге, Виктор решает действовать, предлагая устроить Оксану и ее подруг в школьную поездку, чтобы выиграть время. Он планирует обратиться к знакомым, чтобы устроить Оксану в спортивный лагерь, где она сможет находиться под присмотром, избежав опасности.
Альбина Николаевна, хоть и сомневается в успехе плана, соглашается помочь, понимая, что это может быть лучшим выходом из сложной ситуации. Виктор, заручившись поддержкой Лили и ее подруг, пытается найти решение, которое защитит Оксану от опасности и позволит ей избежать худших последствий. Он готов использовать свои связи и ресурсы, чтобы помочь девочке, несмотря на все риски и сложности.
Арина, молодая и успешная спортсменка, ехала в новых "Жигулях" с водителем и двумя школьницами, которых ей поручил приютить тренер. Она планировала отомстить своей сопернице по команде, используя ее доверие и привязанность к тренеру. Арина, привыкшая к роскоши и свободе, вела себя вызывающе, демонстрируя свой образ жизни и превосходство над провинциальными девушками.
По прибытии в свой особняк, Арина продолжила удивлять школьниц своим окружением: водителем, слугами и роскошным образом жизни. Она рассказала о своей независимости и успехе, подчеркивая разницу между собой и другими. В столовой, обставленной антиквариатом, Арина продолжила сплетничать о тренере, его отношениях с другими женщинами и своих планах.
Школьницы, пораженные роскошью и образом жизни Арины, задавали вопросы о ее окружении и привычках. Арина, не скрывая своего пренебрежения к общепринятым нормам, продолжала строить планы мести, одновременно испытывая противоречивые чувства к тренеру. Она осознавала, что ее планы могут быть разрушены, но не собиралась отступать.
Виктор, тренер "Стальных Птиц", триумфально входит в приемную первого заместителя директора комбината после победы в Ташкенте. Секретарша Ирочка, обычно сдержанная, встречает его с улыбкой, признавая его возросший статус. После любезной беседы и шутливых подколов, Виктор получает разрешение на гостевой домик для команды.
В кабинете Соломона Рудольфовича, Виктора ждет радушный прием и поздравления. Обсуждаются детали предстоящего матча, а также успехи команды, включая материальное вознаграждение и подарки для игроков. Соломон Рудольфович поднимает вопрос о будущем Арины Железновой, талантливой спортсменки, и предлагает ей остаться в команде, обеспечив все необходимые условия.
Виктор, шокированный предложением, пытается возразить, напоминая о юном возрасте Арины и ее желании вернуться в Москву. Однако Соломон Рудольфович настаивает, ссылаясь на просьбу самой Арины и важность ее таланта для достижения поставленных целей. Виктор понимает, что ему придется смириться с решением руководства и продолжать работу с Ариной, несмотря на свои внутренние противоречия.
Виктор, тренер, пытается заручиться поддержкой Раисы Валерьевны, заведующей психоневрологическим диспансером, используя обаяние и подарки. Он намекает на необходимость помощи, возможно, связанной с проблемами в его команде, и пытается убедить Раису Валерьевну в своей искренности. Раиса Валерьевна, в свою очередь, подозревает его в нечестных намерениях, но, очарованная его харизмой, соглашается выслушать его.
Виктор рассказывает о проблеме, связанной с санитаром Васильевым и его падчерицей Оксаной, ученицей восьмого класса. Раиса Валерьевна, понимая серьезность ситуации, соглашается помочь, но предупреждает о возможных последствиях. Они обсуждают риски и последствия, связанные с вмешательством в ситуацию, и Альбина, коллега Виктора, выражает опасения по поводу своей карьеры и безопасности Оксаны.
Альбина, делясь своим опытом, признается в своих страхах и неуверенности, несмотря на внешнюю уверенность. Виктор, в свою очередь, пытается успокоить ее, предлагая поддержку и обещая помочь. В конце концов, они вместе решают действовать, надеясь на положительный исход для Оксаны, несмотря на неопределенность и возможные трудности.
В главе описывается тренировка молодых волейболисток, где тренер и девчат обсуждают тактики, сигналы и технику игры. Девушки учатся синхронным прыжкам и ударам, используют специальные команды вроде «хэй» и «Алди», чтобы координироваться во время игры. В разговоре затрагиваются сложности в освоении сложных приемов, таких как «колесница Каримовой», и обсуждается элементарная энергетическая затратность таких прыжков.
Параллельно идет разговор о личных делах, новостях и планах. Многие из девочек делятся новостями о предстоящих событиях, например, о съемках фильма или дне рождения Арине Железновой. Обсуждается возможность устроить сюрприз для нее и встречи с актером, съемочной группой и зрелищными приемами. Девушки также спорят о правильных названиях командных сигналов и о происхождении иностранных слов, что вызывает смешанные реакции, некоторые из них с юмором и доброжелательностью.
Параллельно звучит обсуждение выдающихся приемов и тактик на предстоящие матчи, а также планы на тренировках и борьба за места в основном составе. Обсуждаются технические детали, такие как прыжки и блоки, влияние различных командных комбинаций и роль определённых приемов в игре. Весь разговор наполняет атмосферу командного духа и стремления к победе, с элементами дружеских шуток и взаимных подстрекательств.
Кроме спортивных аспектов, затрагиваются личные отношения и амбиции девочек, планы по участию в сборных командах и возможность ухода некоторых игроков в теннис или другие виды спорта. В завершение области общения сосредоточены на противостоянии за Лильку, которая вызывает интерес со стороны представителей из-за границы, планов ее возможного перехода в теннис и продолжении спортивной карьеры. Вся атмосфера сохраняет динамичность, дружелюбное настроение и желание достигать новых высот.
Мария, капитан волейбольной команды, не может уснуть, размышляя о предложении, поступившем их талантливой подруге Лильке. Помощник тренера сборной СССР по теннису предлагает Лильке перейти в большой теннис, обещая ей блестящую карьеру. Мария, понимая, что Лилька может добиться больших успехов в теннисе, но не желая терять подругу и игрока, делится своими переживаниями с Виктором.
Виктор, выслушав Марию, объясняет, что Лилька, скорее всего, не согласится на переезд, так как ей важны отношения с командой и друзьями. Он также признает, что в теннисе у Лильки больше перспектив, чем в волейболе, и советует ей попробовать свои силы в новом виде спорта. Мария, колеблясь между желанием удержать подругу и пониманием ее потенциала, в итоге приходит к выводу, что не должна мешать Лильке реализовать себя.
В итоге, Мария и Виктор решают, что Лильке стоит попробовать себя в теннисе, но при этом не отказываться от волейбола. Они надеются, что Лилька сама примет решение, которое будет для нее наилучшим. Мария, осознавая, что Лилька может уйти, начинает задумываться о своем будущем и возможности переезда в Москву, чтобы быть рядом с подругой.
Виктор сообщает команде, что до важной встречи с командой «Текстильщика» осталось немного времени, и просит руководство помочь оборудовать новую тренировочную площадку, которая раньше была обычным спортзалом, а теперь станет тренажером для обучения защите и другим навыкам. Девушки окружают конструкцию, которая представляет собой поднятую половину волейбольной площадки, выступающую как сцена или тренажер, создавая новым способом особые условия для отработки игровых ситуаций. Виктор объясняет, что это даст возможность понять преимущества высокой «горной» стороны и научиться защищаться в сложных условиях.
В процессе обсуждения возникают многочисленные внутренние конфликты и юмористические ситуации, связанные с командной жизнью: Лиля жалуется на отсутствие внимания, а Айгулю за сценами с Лилей пытаются увести в сторону. Наставник призывает сосредоточиться на тренировках, несмотря на возникшие споры и личные разговоры. Девушки собираются у доски и начинают разминку, после чего приступают к освоению необычного постамента, где один из игроков сможет прыгать и играть в особых условиях, что поможет подготовиться к предстоящему матчу. Тренировка проходит в дружеской, но в то же время строгой атмосфере.
За сценой Виктор и Наташа обсуждают подготовку к игре с «Текстильщиком», понимая, что соперники недооценили их команду, ведь у них есть сильные игроки, такие как Арина Железнова, которая играет на уровне сборной, и Лиля, обладающая уникальными физическими данными. Они также размышляют о психологической составляющей и о внутренней структуре команды, в том числе о характере Лили и о том, как разные личности влияют на командный дух. Виктор показывает, что цель разделения командных ролей на «карликов» и «великанов» — подготовить команду к борьбе, где сильнейшие выиграют не только за счет техники, но и за счет психологической стойкости.
Обсуждение заканчивается мотивацией на предстоящую игру и размышлениями о соревнованиях, где команда должна проявить силу и единство. Виктор делится своими взглядами на развитие, указывая, что играть с сильнейшими — лучший способ расти и достигать новых высот. В то же время он намекает на возможные сложности, ведь соперники не оценили полностью их потенциал и подготовку, что может сыграть им на руку. В конце диалога делается акцент на личностях и психологическом состоянии команды, а также на стратегическом плане, который поможет им добиться победы и показать свое превосходство на предстоящих соревнованиях.
Действие разворачивается на съемочной площадке фильма о графе Воронцове, где народный артист СССР Холмогоров играет главную роль. Он выражает сомнения в успехе авантюрного проекта режиссера Савельева, особенно из-за приглашения французской актрисы и наличия эротических сцен. Обсуждая детали съемок с коллегой, Холмогоров сетует на сложности работы, включая отсутствие дублеров и требовательность режиссера.
Во время съемок дуэли, прерывается работа из-за прибытия группы молодых девушек, празднующих день рождения. Холмогоров, недовольный помехами, пытается сосредоточиться на сцене, но его прерывает автомобильный гудок. Режиссер останавливает съемку, и Холмогоров с досадой оглядывается.
Несмотря на трудности и сомнения, Холмогоров готовится к дуэли, но его прерывает прибытие группы девушек, празднующих день рождения. Французская актриса выражает восторг, а Холмогоров пытается вернуться к работе, но его прерывают.
Внезапное появление группы волейболисток на съемочной площадке фильма о девятнадцатом веке вызвало переполох. Девушки, прибывшие на празднование дня рождения, нарушили тщательно выстроенную атмосферу, чем вызвали недовольство съемочной группы. Режиссер, однако, увидел в них потенциал, особенно в одной из девушек, которую он посчитал идеальной кандидатурой на роль Варвары, крестьянской девушки.
Режиссер, вдохновленный типажом волейболистки, решил вернуть в сценарий сцену купания в реке, несмотря на осеннюю погоду. Он был уверен, что девушки, обладающие силой и естественной красотой, смогут воплотить его художественное видение. Тренер команды, Виктор, выразил опасения по поводу здоровья своих подопечных, но режиссер настаивал на съемках на рассвете.
Несмотря на возражения тренера, девушки, очарованные перспективой участия в кино, начали проявлять интерес к предложению. Режиссер, увлеченный своей идеей, продолжал описывать сцену, подчеркивая красоту и символизм. В итоге, несмотря на сомнения и опасения, было принято решение о съемках, и девушки готовились к участию в фильме, предвкушая необычный опыт.
Съемочная площадка, обычно напоминавшая муравейник, погрузилась в хаос. Людочка, организатор, пыталась навести порядок, но безуспешно. Познакомившись с Наташей, ассистенткой, она нашла союзницу в борьбе с царящим беспорядком. Наташа, как и Людочка, была бойцом невидимого фронта, обеспечивающим успех тех, кто на виду. Они обсудили трудности, связанные с работой, от капризов звезд до выходок гусар, и решили плыть по течению хаоса.
В это время Станислав Генрихович, постановщик батальных сцен, наблюдал за происходящим. Он привык к беспорядку на площадке, особенно когда дело касалось оружия. Его внимание привлекла девушка, уверенно владеющая саблей. Она вызвала на дуэль гусара, и, к удивлению всех, одержала победу над опытными фехтовальщиками.
Девушка, представившаяся как графиня фон Штальфюгель, продемонстрировала выдающиеся навыки, победив даже чемпиона. Она предложила новые дуэли, но неожиданно вызвала у гусар желание проиграть. Станислав Генрихович, пораженный ее мастерством, предложил ей карьеру саблистки, в то время как ее подруга Алена назвала ее многостаночницей.
Съемочный день, завершавшийся золотистым закатом, принес хаос и смешение культур на площадку фильма о гусарах. Спортсменки, впервые оказавшиеся на съемочной площадке, столкнулись с опытными киношниками, что привело к столкновениям и спорам. Атмосферу разряжала Наташа, наблюдая за происходящим и предсказывая последствия для участников, включая возможные интриги и ревность.
Людочка, сотрудница съемочной группы, делилась своими наблюдениями о ревности и отношениях на площадке, особенно между актрисой Мишель и другими участниками. Наташа, в свою очередь, подчеркивала командный дух своей группы, но Людочка не верила в отсутствие ревности, указывая на сложные взаимоотношения между актерами и членами съемочной группы.
В это время, в стороне от съемок, развернулся кулинарный лагерь под руководством Рината, готовящего плов и шашлыки. Виктор, тренер спортсменок, получил известие от Николая о решении проблем Айгули, что вызвало у нее облегчение. Юля Синицына предложила Виктору сделку, связанную с тотализатором на тему его отношений с Ариной, что вызвало подозрения у Айгули.
Наташа, обсуждая тотализатор, предсказывала исход поединка между Ариной и Виктором, а также делилась своими наблюдениями о характере Арины. Людочка, впечатленная Виктором, сделала ставку на него, несмотря на предсказания Наташи. В это время, Лилька, приняв облик графини, добавила комичности в происходящее, а Ринат продолжал готовить плов, создавая атмосферу праздника.
Семен Евстигнеев, ответственный за реквизит на съемочной площадке, с энтузиазмом взялся за идею режиссера доснять сцену с купанием, несмотря на возражения тренера спортивной команды. Семен предложил соорудить купель, чтобы избежать холодной воды и обеспечить комфортные условия для актрис. Режиссер поддержал идею, поручив Семену организацию, а тренеру – контроль за временем пребывания девушек в воде.
В это время в большом зале особняка, где должны были проходить съемки, царила праздничная атмосфера. Столы ломились от разнообразных угощений, а гости, среди которых были актеры, спортсменки и члены съемочной группы, весело общались. Французская актриса Мишель Делори подарила Арине шелковый шарф, а переводчица, выпив лишнего, рассказала о "особых тренировках" спортсменок.
Разговор перешел к личной жизни Арины, и подруги начали давать ей советы, в том числе и о том, как добиться внимания тренера Виктора Борисовича. Вскоре выяснилось, что между девушками был заключен тотализатор на тему отношений Арины и тренера. Это вызвало споры и разоблачения, раскрывая истинные мотивы и ставки участниц.
В центре событий разворачивается тотализатор, посвященный "срыву вишенки" - предполагаемому событию с участием Арины Железновой и Виктора Борисовича. Ставки принимаются на исход: победа Арины или Виктора. Организаторы, включая Наташу Маркову, тщательно фиксируют ставки, вводят правила и следят за соблюдением. Атмосфера накаляется, участники активно делают ставки, высказывают мнения и даже пытаются повлиять на исход, что приводит к комичным ситуациям и спорам.
В ходе тотализатора возникают разногласия, особенно по поводу ставок на самих себя и методов воздействия на участников. Комиссия, состоящая из разных членов съемочной группы и волейбольной команды, проводит заседания, обсуждает правила и выносит решения, часто под влиянием алкоголя и личных симпатий. Обсуждаются размеры, стихи, и даже политические взгляды, что добавляет абсурдности происходящему.
По мере развития событий, участники празднуют день рождения Арины, дарят ей подарки и продолжают делать ставки. Ночь приносит новые неожиданности: драки, исчезновения и, наконец, обрыв записей, оставляя исход тотализатора и дальнейшие события в тайне. Общая атмосфера - хаос, веселье и непредсказуемость, характерные для съемочной площадки и дружеской компании.
На утро после бурной вечеринки на кухне купеческой усадьбы царил хаос. Гусар, обнимая пустую бутыль с надписью "ЯД", спал в углу, а переводчица бормотала во сне французские ругательства. Арина, сидя на подоконнике, наблюдала за туманным рассветом и размышляла о прошедшей ночи. Маша Волокитина, проснувшись, нашла спички и закурила, делясь с Ариной сигаретой и похмельными размышлениями.
Арина, не находя покоя, поделилась с Машей своими чувствами: разочарованием в отношениях с Виктором, пустотой внутри. Она рассказала о своем пути в спорте, о стремлении к успеху, о борьбе и достижениях, о том, как ей удалось пробиться в высшую лигу, но не найти там счастья. Маша внимательно выслушала, делясь своим опытом и пониманием.
Маша объяснила Арине, что чувство пустоты – это признак достижения целей, призыв к новым вершинам. Она убеждала Арину, что та добилась многого, и ей пора двигаться дальше, не задерживаясь в провинциальной команде. Однако, Арина заподозрила, что Маша и Виктор Борисович преследуют корыстные цели, желая вернуть ее в "Крылья Советов".
Арина, осознав, что ее чувства, возможно, были частью плана, полная решимости, собиралась найти Виктора и высказать ему все, что думает. Маша пыталась ее остановить, но было уже поздно. Арина, охваченная эмоциями, направилась к Виктору, готовая к решительному разговору.