Первый том здесь:
https://author.today/work/486964
Умереть в 65 лет, будучи лучшим ювелиром-экспертом...
Очнуться в теле 17-летнего подмастерья?
Судьба любит злые шутки. Мой разум — это энциклопедия технологий XXI века, а руки помнят работу с микронами. Вокруг меня — мир примитивных инструментов и грубых методов. Для меня — море безграничных возможностей.
Но, оказывается, не все так просто...
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
В комнате, где спала женщина, раздался стук в дверь, прервавший сон хирурга Фомы Беверлея. Его вызвали к раненому, которого обнаружили в покоях танцовщицы Элен. Прибыв на место, Беверлей увидел разгромленную спальню и тяжелораненого юношу. Несмотря на возмущение, он был вынужден подчиниться странным требованиям раненого: тщательно мыть руки, кипятить инструменты и использовать спирт.
Беверлей, проведя операцию, вытащил юношу с того света, но его мучили сомнения. Он не мог понять, как раненый, казалось бы, предвидел все необходимые меры предосторожности. Хирург был в замешательстве, ведь его знания и опыт противоречили этим странным указаниям.
После операции, когда опасность миновала, Беверлей задумался о случившемся. Он осознал, что его спасение зависело не только от его мастерства, но и от странных требований юноши. Беверлей понял, что ему предстоит разгадать тайну, скрытую за этими странными указаниями, и решил наблюдать за выздоровлением юноши, чтобы понять, что же произошло.
В феврале 1808 года в Санкт-Петербурге главный герой приходит в себя после ранения, обнаруживая, что его "сосед", призрак мальчика Григория, исчез. Он остался один в чужом теле, с поврежденной памятью и осознанием смертельной опасности. После ранения он выжил благодаря своим знаниям медицины и настояниям, что привело к необычному лечению, проводимому врачом Беверлеем.
Вскоре после выздоровления к нему приходят Варвара Павловна и Кулибин, которым он передает управление делами и чертежи для работы. Затем его посещает Воронцов, который проводит допрос, пытаясь выяснить детали покушения. После ухода Воронцова герой осознает, что потерял связь с Григорием, и понимает, что его выживание было достигнуто ценой жертвы мальчика.
Оставшись один, герой принимает ответственность за свою новую жизнь, понимая, что теперь ему предстоит выживать в опасном мире, где он стал мишенью. Он осознает свою уязвимость и необходимость действовать, чтобы не только выжить, но и оправдать жертву Григория.
В душной спальне, превращенной в лазарет, главный герой, тяжело раненный, боролся за жизнь. Его тело ослабло, но разум оставался ясным. Доктор Беверлей, сменивший триумфальную бодрость на осторожность, наблюдал за ним, пытаясь понять необъяснимое: раны заживали вопреки всем медицинским канонам. Вместо ожидаемого гноя, края ран стягивались, что вызывало у доктора смесь любопытства и суеверного страха.
Главный герой, используя знания из своего прошлого, предложил нестандартное решение для дренирования грудной полости, соорудив примитивный аппарат для активной аспирации. Доктор, проклиная все на свете, но заинтригованный, следовал его инструкциям, наблюдая, как физика, а не медицина, выполняет тончайшую работу. Вскоре, его картина мира, построенная на устаревших представлениях, начала трещать по швам.
Потеряв память, главный герой столкнулся с необходимостью не просто вспоминать, а реконструировать знания, опираясь на фундаментальные принципы. Он начал переосмысливать свою стратегию, понимая, что ему предстоит заново выводить и пересчитывать все под местные реалии. Он начал проектировать инструменты и технологические процессы, стремясь создать новый стиль ювелирных изделий, который бы отличался от всего, что было известно ранее.
Доктор Беверлей, наблюдая за процессом заживления ран, был поражен отсутствием гноя и горячки. Главный герой объяснил ему, что секрет в создании условий, при которых тело само себя исцеляет, используя соль и кипяток для стерилизации ран. Доктор, потрясенный, начал записывать "Теорию семян порчи", осознавая, что перед ним открывается новая эра в медицине.
Вместо создания украшений, главный герой проектировал инструменты и технологические процессы, стремясь создать новый стиль ювелирных изделий. Он создавал чертежи, схемы и рецепты, превращая свою комнату в мастерскую, где рождалось оружие, способное завоевать город.
В главе описывается сложная и напряженная работа Григория Пантелеича, который, несмотря на слабость тела, продолжает управлять своим небольшим производством и разрабатывать инновационные идеи. Он создает секретные схемы для покупки земли и разработки технологий, одновременно разрабатывая новые методы обработки камней и металлов. Внутренний конфликт ощущается через его срыв памяти и осознание собственной уязвимости, однако он продолжается, укрепляя свою решимость.
Восстановить работу и раскрыть секреты помогает его команда, в частности Илья, которому дают глубокие знания по огранке и созданию металлов. Григорий учит мастера воспринимать камень как живое существо, раскрывающее свою душу. Он также экспериментирует с новыми сплавами и ищет баланс между твердостью и пластичностью металла, используя метафоры и наглядные примеры, чтобы даже крестьянин мог понять сложные принципы материаловедения. В рамках этого обучение превращается в философский и творческий процесс, раскрывающий скрытые свойства материалов.
Мастерство и идеи Григория также стимулируют развитие других гениев, таких как Кулибин, который оказывается вовлечен в разработку новых механизмов. Они обсуждают возможность отказаться от классических механических решений и перейти к идее двигателя на основе внутреннего сгорания, управляемого огнем и искрой. В процессе диалога Кулибин вдохновляется новыми схемами и воспринимает их как настоящие шедевры инженерного творчества, что символизирует их совместное стремление к прогрессу и новаторству.
Тем временем Элен выражает опасение, что делясь своими секретами с мастерами, Григорий рискует потерять контроль и столкнуться с предательством. Он же подчеркивает, что передача знаний необходима, чтобы оставить после себя систему и методику. В конце главы Лицо Кулибина, который входит с чертежами и озарением по поводу двигателя, символизирует завершение важного этапа работы, когда идеи переходят из разума на бумагу и начинают необратимый путь к реализации. Организованный труд и новые идеи формируют основу будущих технологических достижений.
Два месяца, проведенные в постели, изменили комнату, наполнив ее покоем и ароматом сандала. Элен, делясь новостями, сообщила о успехе плана, который выставил рассказчика сумасшедшим в глазах света, что было выгодно. Однако, француз Дюваль не поверил в это, начав собственную игру, чтобы превзойти его. Тем временем, ученики рассказчика, Илья и Степан, добились успехов, демонстрируя свои таланты. Пришло письмо от императрицы с приглашением в Гатчину, что подстегнуло выздоровление.
Рассказчик, опираясь на трость, видел, как его ювелирный дом развивается, а Кулибин, запершись в мастерской, работал над новым станком. Кулибин, осознав важность стабильности, спроектировал станок с использованием силы тяжести, что обеспечивало идеальную плавность хода резца. Это решение, которое рассказчик не смог найти сам, привело к созданию автономного станка, работающего на гравитации и двигателе для подъема гири.
Элен, восхищенная этим, поделилась своей историей, раскрывая свое прошлое. Она была незаконнорожденной дочерью влиятельного человека, воспитанной для власти, но вынужденной подчиниться браку. В брачную ночь, защищаясь от жестокого мужа, она убила его. Отец замял дело, но отвернулся от нее, оставив ее изгоем. Создав свой салон, она нашла способ выжить и обрести власть. Рассказчик, выслушав ее исповедь, увидел в ней не монстра, а женщину, закаленную в боли и одиночестве.
После ночи, полной откровений, Григорий и Элен оказались в странном состоянии близости и опустошения. Утром их покой нарушил визит из Ремесленной Управы, требующей Григория к экстренному заседанию. Элен сразу поняла, что это ловушка, но Григорий, уверенный в своей правоте и поддержке Государя, решил идти.
В зале заседаний Григория встретили старшина Краузе и Дюваль, его главный враг. Дюваль представил жалобу, обвиняя Григория в некомпетентности и пренебрежении традициями. Он противопоставил работы Григория своим, подчеркивая их "варварский" стиль. Свидетельские показания подмастерья Федьки, перешедшего на сторону Дюваля, усугубили ситуацию. Управа постановила приостановить патент Григория и назначила квалификационный экзамен.
Дюваль предложил Григорию создать изделие на заданную тему, "Суд Париса", в течение двух недель, под строгим надзором. Григорий принял вызов, но Дюваль нанес последний удар, предложив ему немедленно продемонстрировать мастерство. Григорий взял штихель, но его рука предательски задрожала, выдав его немощность. Дюваль, зная о его травме, триумфально объявил о его немощи, предвкушая победу.
Главный герой, мастер-ювелир, вынужден участвовать в состязании, где его мастерство подвергается сомнению. После унизительного осмотра, где его физическое состояние вызвало насмешки, ему назначают невыносимо короткий срок для выполнения задания. Он принимает вызов, но ставит свои условия, чтобы получить возможность работать в своей мастерской, несмотря на враждебность соперника.
В течение трех дней герой подвергает себя изнурительным тренировкам, сочетая ледяные и горячие процедуры с физическими упражнениями, чтобы восстановить контроль над дрожащей рукой. Он обращается к врачу, который диагностирует повреждение нерва, но предлагает нестандартный метод лечения, основанный на тренировке и привычке.
Несмотря на отчаяние и сомнения, герой находит новый подход, позволяя дрожи стать частью своего движения, и обнаруживает способ создавать ровные линии. С помощью врача и преданных помощников он преодолевает трудности, готовясь к решающему испытанию, осознавая, что победа будет достигнута не силой, а хитростью и упорством.
В мастерской, под пристальным надзором, мастер Григорий готовился к последнему испытанию. Ему предстояло вырезать камею на тему "Суда Париса", но вместо этого он решил создать нечто иное, бросив вызов общепринятым канонам. Он разделил сардоникс на три части, превратив их в три микроскопических мира, каждый из которых символизировал власть, славу и любовь.
С помощью бормашины и резца мастер создавал тончайшие детали, используя асферическую лупу для работы в недоступном масштабе. Он полировал грани, превращая их в зеркала, скрывающие внутренние миры. Затем, используя бракованные детали от других изделий, он собрал сложный механизм, который позволял этим граням открываться и закрываться.
Кульминацией стало создание яблока раздора из демантоида, камня с невероятной игрой света. На суде, мастер представил свою работу: трехгранную пирамиду, которая при нажатии на кнопку раскрывалась, являя миру три мира и вращающееся яблоко.
Зрители были потрясены, а Дюваль, его противник, потерпел поражение. Мастер Саламандра, измотанный, но победивший, покинул зал, поддержанный Воронцовым, оставив после себя шедевр, который изменил представление об искусстве.
В кабинете Сперанского, государственного секретаря, собрались представители ремесленной управы и ювелир, чтобы ответить на вопросы о приостановке патента мастера Григория. Сперанский, используя ситуацию, устроил им ловушку, заставив Дюваля, ювелира, недооценить сложную механическую пирамиду, созданную Григорием. Сперанский поручил Дювалю и старшине Краузе повторить создание пирамиды в течение месяца, а также назначил двух наблюдателей, чтобы следить за их работой.
После аудиенции Сперанский обсудил состояние Григория с капитаном Воронцовым, узнав о его быстром восстановлении и необычных медицинских практиках, которые вызвали интерес у доктора Беверлея. Сперанский, размышляя о происхождении таланта Григория, решил не вмешиваться в его жизнь, а создать условия для его развития, видя в нем потенциал для служения России.
Оставшись один, Сперанский, восхищаясь мастерством Григория, сравнил его с собой, одиноким борцом за реформы. Он осознал, что их пути схожи: оба пытаются создать совершенные конструкции, но в разных мирах. Сперанский, уставший от борьбы с косностью и интригами, задался вопросом о загадке Григория, надеясь, что его талант поможет изменить мир.
После двух суток беспамятства, главный герой приходит в себя, восстанавливаясь после ранения. Он возвращается в свою мастерскую, где его встречают с уважением и заботой. Однако, вдохновение покинуло его, творческий кризис парализовал работу. Воронцов, его друг, замечает это и, настояв, уводит его на прогулку, чтобы развеяться.
Прогуливаясь по набережной, они натыкаются на компанию офицеров во главе с графом Толстым, известным дуэлянтом. Толстой, презирая Воронцова за его "грязную" работу, оскорбляет его, вынуждая вызвать на дуэль. Затем, граф, желая унизить и главного героя, предлагает Воронцову взять его в секунданты, намекая на его неполноценность.
Воронцов принимает вызов, но Толстой, не желая останавливаться, оскорбляет и главного героя, намекая на его физические недостатки. Ситуация накаляется, и становится ясно, что дуэль неизбежна, а главный герой оказывается втянутым в смертельную схватку, где ему предстоит столкнуться с презрением и угрозой со стороны влиятельного врага.
Воронцов, оскорбленный графом Толстым, был вынужден принять вызов на дуэль. Григорий, оказавшийся втянутым в конфликт, осознал свою зависимость от дворянского статуса, которого у него не было. Капитан объяснил, что Григорий, как простолюдин, был лишь инструментом в руках Толстого, и его положение в обществе было шатким. Григорий, понимая, что его знания и изобретения бессильны перед сословными предрассудками, решил любой ценой добиться дворянства, чтобы защитить себя и своих близких.
В преддверии дуэли Григорий попытался найти выход из ситуации. Он отправил Прошку за лекарем и, осознавая, что не может изменить правила дуэли, попытался создать бронежилет, но понял, что это не спасет Воронцова. Тогда он задумал использовать оптический прицел, чтобы нейтрализовать угрозу, но и этот план столкнулся с непреодолимой стеной чести.
В ожидании исхода дуэли Григорий испытывал мучительное ожидание, осознавая свою беспомощность. Он пытался отвлечься работой, но все его усилия казались бессмысленными. В мастерской царила гнетущая атмосфера, все ждали известий.
Наконец, в полдень, когда часы пробили полдень, в "Саламандру" ворвался Прошка, его лицо выражало ужас.
В мае 1808 года Прошка принес известие о ранении капитана Воронцова в результате дуэли, что вызвало волнение в мастерской. Григорий Пантелеич, узнав о случившемся, отправил Варвару Павловну ухаживать за раненым. После этого Кулибин и другие мастера вернулись к работе, а Прошка, получив заслуженное вознаграждение, отправился на кухню. Григорий Пантелеич, оставшись один, обдумывал произошедшее, когда к нему пришел Кулибин, предложивший выпить за здоровье выживших и поделившийся воспоминаниями о своем сыне.
На следующий день Григорий Пантелеич собирался навестить Воронцова, но его прервал визит старшины Краузе из Ремесленной Управы. Краузе, испытывая зависть к успеху Григория Пантелеича, пришел с предложением о сотрудничестве, подразумевающем консультации по созданию "Пирамиды" в обмен на поддержку и защиту от возможных проблем. Григорий Пантелеич, обдумав предложение, оставил решение на потом.
Вскоре после этого пришло письмо от вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны с приглашением на ассамблею в Гатчине, где ожидалось представление его работы. Григорий Пантелеич, понимая, что это приказ, решил отложить все дела и приступить к работе над маской "Снежный Барс", чтобы выполнить волю императрицы и доказать свою способность к творчеству, несмотря на все трудности. Он приступил к работе, сосредоточившись на деталях и воплощении замысла.
Мастер, запершись в мастерской, приступил к созданию маски для Императрицы, используя сплав серебра с добавками для придания ему прочности и глубины цвета. Работа над маской заняла несколько дней, в течение которых мастер ковал металл, придавая ему форму, вырезал детали и чернил поверхность. В процессе работы его навестил Воронцов, который был рад видеть мастера живым и здоровым, после чего мастер продолжил работу, перейдя к тонкой резьбе и установке александритов в качестве глаз.
После завершения резьбы мастер приступил к чернению маски, используя серную печень для придания ей глубокого черного цвета. Затем он установил в глазницы александриты, а также создал механизм, позволяющий вуали скрывать и открывать лицо. Работа над механизмом потребовала от мастера максимальной концентрации и точности, но в итоге маска была завершена.
В конце работы мастер ощутил гордость и усталость, но его покой был нарушен внезапным появлением Прошки, который сообщил о прибытии незваного гостя. Им оказался граф Толстой, который, судя по его взгляду, пришел не с добрыми намерениями. Мастер, вооружившись молотом, приготовился к встрече с врагом.
В кабинет ювелира Григория Саламандры неожиданно является граф Толстой, чье поведение вызывает недоумение. Вместо ожидаемого нападения, граф осматривает мастерскую, словно новый владелец. Появление Кулибина с топором и гвардии ювелира не меняет ситуацию. Оказывается, Толстой назначен Сперанским для обеспечения безопасности ювелирного дома и защиты проекта гильоширной машины.
Толстой, получив инструктаж, пытается установить контроль над мастерской, но Саламандра, возмущенный его приказами, выгоняет графа. Осознавая последствия своего поступка, ювелир понимает, что его спасает лишь необходимость в его работе над машиной. Он решает действовать: ему нужно заручиться поддержкой Воронцова, найти союзников и представить маску императрице.
Саламандра понимает, что его будущее зависит от завершения проекта и поиска союзников. Он планирует обратиться к Сперанскому, чтобы предложить альтернативу сотрудничеству с Толстым.
Глава 15 начинается с описания тяжелого утра и ожидания возможных последствий за вчерашние события, когда герой понимает, что его дерзость может вызвать реакцию силовых структур или врагов графа. Он быстро принимает меры, чтобы подготовиться к предстоящим столкновениям, и отправляется к Воронцову, чтобы обсудить ситуацию с графом Толстым, который, несмотря на переведение в другую службу, остается важной фигурой, символизирующей силу и непредсказуемость. Воронцов предупреждает его о природе Толстого как стихии, и герой решает не пытаться его дрессировать, а просто указать врага.
Затем главный герой направляется к Кулибину, где происходит последняя подготовка к важной поездке в Гатчину. Он заказывает изысканный костюм, который символизирует его статус и готовность к бою, а также заканчивает работу над маской для предстоящей встречи. В день выезда он чувствует себя защищенным своей броней и внутренней уверенность, готовый к новым испытаниям, и встречает графа Толстого, который в парадном мундире выступает как олицетворение государственности и силы. Их встреча оказывается короткой, но насыщенной, Толстой признает свои ошибки и проявляет внешнее уважение, понимая силу соперника.
Переезжая в Гатчину, герой ощущает всю строгость и дисциплину этого места, ощущает, что его положение и возможности резко повышаются благодаря императорским привилегиям. Внутри дворца разгорается напряженность и восхищение новыми достижениями, особенно маской, созданной мастером. Он представляет императрице свою работу — маску-зверя, которая вызывает искренний восторг и становится символом власти, превращая женщину на троне в легендарную фигуру. В ответ на признание императрица предоставляет ему исключительные привилегии, что поднимает его статус.
После этого к герою обращается секретарь Сперанского, который сообщает о необходимости срочной встречи в связи с интересом французского посла, герцога де Коленкура, и предупреждает о его осторожности. Это событие воспринимается как новый и важный поворот, раскрывающий интриги и скрытые планы на дипломатическом фронте. Герой остается один с карточкой, ощущая, что игра за первым планом продолжается, а его роль в этой сложной политической шахматной партии значительно возрастает. В целом, в тексте ощущается атмосфера тайных договоренностей, высшей политики и подготовки к новым, судьбоносным ситуациям.
В главе описывается напряженная ситуация, связанная с подготовкой к обороне и строительством подземного хранилища, в которой важную роль играет опытный военный специалист Толстой. Он замечает уязвимые места в планах строительства и, в неформальной беседе, предлагает конкретные тактические решения по обеспечению безопасности, показывая свою профессиональную уверенность. Автор, поначалу раздраженный его критикой, постепенно признает его гениальность и ценность советов, что помогает им наладить рабочие отношения и понять друг друга как профессионалов.
Далее персонажи обсуждают политическую ситуацию, в которой чувствуется значительная напряженность: Толстой приводит в пример разведывательные методы и секретные зоны, а автор задумывается о возможных рисках, связанных с предательством и скрытыми угрозами. В процессе переговоров выявляется, что Толстой — человек с широкими военными знаниями, а автор ценит именно его острый ум и прагматизм. В то же время, в ходе диалога становится ясно, что между ними возникла взаимная признаваемая профессиональная оценка, несмотря на некоторую внутреннюю напряженность.
В следующем этапе повествования автор сталкивается с официальными инстанциями. Представители управляющей организации требуют у него взглянуть на прототип своего механизма, который выглядит хорошо выполненным, но лишенным живости и магии — просто механическая копия без чувства. В процессе демонстрации выясняется, что прототип — холодный и мертвый, он не способен передать внутреннюю суть, что вызывает у автора разочарование. Это подчеркивает разницу между техническим мастерством и носителями «настоящей магии», которые позволяют создавать по-настоящему живые и мощные устройства.
Напоследок автор обсуждает с Краузе возможности соперничества и сотрудничества, предлагая параллельную модель взаимодействия, основанную на равноправии и взаимной выгоде. Он демонстрирует свою независимость и профессиональный авторитет, проектируя внушение, что любые попытки контроля со стороны официальных структур — бесполезны. В финале перед ним появляется готовый прототип механизма, который, хотя и выглядит качественно, лишен внутренней жизни и магии, вызывая у героя размышления о разнице между совершенством техники и настоящим искусством создания живых устройств.
В этой части текста главный герой демонстрирует мастерство и глубокое понимание механики, создавая сложнейшую конструкцию всего за короткое время и в сжатые сроки. Он с трюковой легкостью чертит чертежи, передавая секреты своей техники, при этом холодно и прагматично предлагая получить за свои знания оплату в виде драгоценных камней, что подчеркивает его расчетливость и умение обращаться с ценностными ресурсами. В ходе переговоров он показывает свою силу и умение управлять ситуацией, превращая поражение и ошибку других в свою выгоду, и этим укрепляет свою репутацию.
Позже автор погружается в размышления о своих долгосрочных целях — о прославлении русского мастерства и культуре. Он много говорит о необходимости возвращения национальной гордости через создание уникальных механизмов, заставляющих обратиться к русской природе, и мечтает о будущем, когда работы русских мастеров будут цениться на Западе как искусство. В этих мыслях чувствуется сочетание патриотизма и глубокого желания поднять уровень отечественной культуры ремесел, что контрастирует с европейской стерильностью и холодностью.
В дальнейшем перед ним возникает новые исторические задачи — изготовление подарка для императоров на важнейший международный союзный прием. За два месяца он должен создать высокотехнологичное, символичное и уникальное изделие, которое подчеркнет превосходство России и станет мощным дипломатическим жестом. Внутренне он чувствует давление, бессонные ночи и ощущение тяжести ответственности, ведь дело, которому он посвящает свое творчество, выйдет за рамки обычных заказов и станет частью императорской истории.
Автор делится внутренним конфликтом и поисками идеи, после чего совет старого мастера помогает ему понять, что простота и искренность важнее хитросплетений и сложных технологий. Он разрабатывает три варианта подарка — «Сад Четырех Сезонов», «Малахитовую Шкатулку» и «Солнечные Часы Победителя», каждый из которых символизирует разные стороны национальной культуры, научную мощь и гениальность. В итоге он выбирает идею, которая должна соединить патриотизм, грандиозность и изящество, создавая шедевр, достойный представлять Россию на мировой арене и подчеркнуть ее уникальность и величие.
В июне 1808 года в замке Маррак в Байонне Наполеон Бонапарт обсуждает важные политические и военные планы. Он уже даровал испанский трон брату Жозефу и теперь сосредоточен на укреплении своей власти в Европе. Наполеон берется за подготовку к новой войне, планируя окружить Вена с юга и отрезать австрийские армии от столицы, чтобы полностью подчинить Австрию. Он понимает, что для победы необходим союз с Россией и требует быстрого прибытия русского царя, чтобы держать в узде австрийское сопротивление. В ходе разговора он подчеркивает важность демонстрации силы и устраивает грандиозную подготовку для встречи с императором Александром, планируя каскад зрелищных мероприятий и постановочные показательные акции.
Главное же внимание Наполеон уделяет информации о России, которая кажется ему все более уязвимой и утомленной войной со Швецией и экономическими трудностями. Он рассчитывает использовать внутренние слабости российского двора, чтобы заключить тайный договор, позволяющий ему контролировать действия царя и направлять его против Австрии. Особое значение для императора имеет необычный ювелир, создавший личную печать Александра, которая по словам донесений, обладает невозможной для подделки сложностью. Наполеон подозревает, что за этим мастерством скрыт технологический и шпионский уровень, позволяющий получать невоспроизводимые изображения и даже создавать фальшивки, что может стать важным оружием против Франции.
Размышляя о российской тайне, Наполеон соединяет догадки о ювелире с гипотезой о глубокой тайной российской программы, заключающейся в создании высокотехнологичных фальшивых денег, которые нельзя отличить от настоящих. Он приходит к выводу, что Россия могла разгадать его финансовую стратегию через подделки ассигнаций, что ставит под угрозу всю французскую экономику. Он решает, что передача секретных технологий и демонстрация мощи — ключ к победе, поэтому планирует использовать дипломатические и шпионские ходы, чтобы внедриться в доверие российского монарха и подготовить почву для будущих операций.
Он делает вывод о необходимости использования дипломатии с элементами хитрости и инсценировки, чтобы получать информацию и одновременно внедрять свои планы. Наполеон решает направить доверенных лиц, в том числе Фуше, для проверок и сближения с российским двором, а также использовать подчиненных для инициирования мероприятий по выявлению и противодействию скрытых технологий России. Император чувствует, что в его руках находится шанс не только выиграть войну, но и разрушить внутреннюю устойчивость противника посредством коварных информационных и технических методов, что сделает его доминирование еще более абсолютным.
В начале июля Петербург погрузился в душное тепло, и автор, запертый в своем кабинете, мучился от чувства бессилия. Он создал три различных проекта — «Сад Четырех сезонов», «Солнечные часы победителя» и «Малахитовая шкатулка», каждый из которых был гениален, но в то же время приводил его в безвыходную ситуацию. Все три решения конфликтовали между собой: философия — против науки и магии, надёжность — против имперского размаха. Автор осознал, что попытка выбрать лучшее решение — ошибка, их нужно объединить, взять лучшее от каждого и создать нечто уникальное.
Это озарение пришло к нему в мгновение ока во время воспоминаний о футуристическом проекте для арабского принца, где он увидел мощную идею — объединение технологических и культурных элементов в синтезе. Он понял, что настоящее решение — соединить эти идеи в концепте улья, образе пчелиных сот, символизирующих труд и единство, создав «Улей Империи». Над этим он работал дни и ночи, создавая сложнейший механический дизайн, в который вложил не только техническое совершенство, но и послание о замысле и времени.
В процессе работы мастер создавал уникальные механизмы, обращаясь к старым знаниям и новым технологиям, сталкиваясь с трудностями, преодолевая их с помощью гениальных решений и терпения. Он тщательно занимался ювелирной работой, создавая из полупрозрачных камней сложную фигуру — пчелу, наполненную внутренним огнем и символикой власти. Внутри «Улья» он спрятал секретный механизм с целью оставить послание будущему Наполеону — не просто подарок, а знак, предсказание и напоминание о грядущих испытаниях.
Наконец, наступил момент тестирования — он тщательно собирал и настраивал свой шедевр, и в последний момент запустил его в действие. Внутренний механизм «Улья» ожил, и вместе с этим раскрылся внутренний тайный символ — волшебная пчела из солнечного камня, которая меняла цвет и искрилась внутри. Он увидел готовое произведение, которое воплощало гармонию, красоту и технологическое мастерство, и осознал — его творение способно изменить ход истории. Готовый к предстоящим событиям, автор с трепетом и гордостью ожидал, что его послание и изобретение достигнут адресата 24 июня 1812 года.
Вскоре после завершения работы над "Ульем" в "Саламандру" прибыл сам Сперанский, чтобы оценить творение. Мастер продемонстрировал ему "Улей Империи", который, будучи живым механизмом, вызвал удивление и восхищение реформатора. Сперанский увидел в этом не просто подарок, а аргумент в пользу развития талантов в России, и предложил мастеру звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества" и щедрый аванс.
После отъезда Сперанского мастер приступил к работе над главным проектом - машиной. Во двор доставили массивную чугунную станину, ставшую основой будущего механизма. В то же время граф Толстой, отвечавший за безопасность, настоял на строительстве каменной стены вокруг двора, превращая его в неприступный бастион.
Мастер также начал подготовку к обучению стрельбе, но столкнулся с проблемой: для эффективного использования оптического прицела требовалось современное оружие, а его в то время не было. Тем не менее, он приступил к созданию "сердца" машины - программируемого блока, способного создавать уникальные узоры, защищающие от подделок. Кулибин и другие мастера были поражены возможностями нового механизма, который превращал движение в красоту и открывал новые горизонты для ремесла.
В промозглом Петербурге Кулибин готовился к премьере своего чугунного двигателя, "огненного сердца", собрав вокруг себя всю артель. Во время запуска, несмотря на первоначальные неудачи, двигатель заработал, вызвав восторг у подмастерьев и удивление графа Толстого, осознавшего потенциал этой технологии. Вскоре в мастерскую прибыл французский посланник, Шарль де Флао, с заказом от императрицы Жозефины, предлагая щедрый аванс и свободу творчества.
После долгих усилий и доработок, была создана гильоширная машина, вызвавшая восхищение у Кулибина и его помощников. Граф Толстой, наблюдавший за процессом, осознал масштаб изменений, которые принесет эта технология. Вскоре пришло известие о демонстрации машины перед Комитетом министров, организованной Сперанским, что указывало на его планы по легитимизации ювелира.
В ночь перед демонстрацией, ювелир, не в силах уснуть, спустился в мастерскую, где обнаружил графа Толстого, зачарованного машиной. Толстой, задумчиво глядя на станок, спросил, как сильно он изменит мир.
Начало главы ознаменовалось ясным морозным днём, идеальным для триумфа. Во дворе "Саламандры" царила напряженная тишина, шла подготовка к важному мероприятию. Главный герой, одетый как стратег, готовился к речи перед Комитетом министров, предвкушая успех. Граф Толстой проводил инспекцию гвардейцев, а затем сообщил о готовности экипажа. В карете, направляясь к месту назначения, главный герой и Кулибин обсуждали предстоящее выступление.
По пути, наблюдая за слаженной работой эскорта, главный герой размышлял о политическом значении происходящего и о своих планах. Кулибин подбадривал его, напоминая о важности дела. Внутри кареты нарастала уверенность в успехе. Однако, идиллия прервалась, когда кортеж свернул с оживленного проспекта на тихую набережную Мойки, где на них было совершено нападение.
Нападение было организовано по схеме "клещи", с использованием саней и скрытых нападавших. Завязалась ожесточенная схватка, в которой гвардейцы и граф Толстой отчаянно отбивались. Главный герой и Кулибин укрылись в карете, наблюдая за происходящим. Основной целью нападавших был фургон с ценным грузом.
Нападавшие, игнорируя перестрелку, направились к фургону, рубя его топорами. Граф Толстой попытался остановить их, но было поздно. Кулибин, несмотря на опасность, пытался достать инструменты для обороны. Схватившийся за жизнь главный герой осознал, что его триумф под угрозой.