Переселение сознания мужчины, живущего седьмой десяток лет, в собственное тело четырнадцатилетнего мальчишки. 1978 год. Цель - хотя бы смягчить последствия краха СССР, если невозможно предотвратить это. Ведь возможностей у героя не так уж и много: живёт он в глубокой провинции, в затерянном среди тайги посёлке с восемьюдесятью жителями. Ну, а если не выйдет, то хотя бы прожить новую жизнь и спасти жизни и поправить судьбы дорогих ему людей.
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
Главный герой приходит в себя в больничной палате после операции, связанной с ранением головы. Он вспоминает события, предшествовавшие этому: школьную экскурсию в Москву, Минск и Брест, а также пребывание в Брестской крепости. В Москве, на Белорусском вокзале, он был ранен, предположительно, в результате бандитской разборки.
В больнице герой узнает от врачей о характере ранения и возможных последствиях, включая изменения личности. Его отец приезжает к нему, и герой просит его купить билет "Спортлото", зная выигрышные номера. Он объясняет отцу, что его личность изменилась из-за ранения, и он теперь обладает знаниями, которые помогут им в будущем.
После выписки из больницы герой с отцом едут домой в поезде. Он признается отцу, что знает выигрышные номера и планирует использовать это для обеспечения семьи. Отец замечает, что сын сильно изменился, став более взрослым и мудрым. Герой, оказавшись в своем четырнадцатилетнем теле, осознает свой жизненный опыт и планирует изменить будущее.
В этом фрагменте рассказывается о жизни главного героя после тяжёлого ранения и восхождения к нормальной жизни. Он встречается с родственниками и друзьями, делится переживаниями о здоровье и о своих планах на будущее, в которых значится сдача экзаменов и планирование второй жизни. Несмотря на травму и последствия аварии, он сохраняет бодрый настрой, шутит и старается не показывать своих слабостей, даже когда мама беспокоится и прижимает его к себе. Его родители стараются обеспечить ему комфорт, помогают с выполнением домашних заданий и заботятся о здоровье, в то время как сам он уже задумывается о грядущих экзаменах и новых начинаниях, мечтая продолжить заниматься радиостанциями и не отдавать армейскую службу.
Сам герой уже не хочет возвращаться в военную службу, он не испытывает особого желания вновь служить и настроен на создание новой жизни, в том числе и в радиоделе. В круге общения появляются школьные друзья и одноклассницы, с которыми он обсуждает учёбу, чувства и планы. Он пытается поддержать близкую девушку Ольгу, с которой у него есть особое отношение, и старается не показывать свою заинтересованность. Герой помимо учебных забот размышляет о судьбах окружающих, стараясь избежать повторения трагедий, подобных судьбе одноклассницы Ольги – девочки с трагической судьбой, которая сейчас вместе с ним переживает тяжелые времена.
В то же время он остается с ощущением ностальгии по детским временам; вспоминает свою деревню, дом и прошлое, переживая о том, как изменился его родной посёлок и как его жизнь связана с памятью о прошлом. Он замечает перемены в людях, их судьбах, а также размышляет о взрослении и изменениях характера, вызванных пережитыми трудностями. Внутренние переживания сочетаются с детским юношеским задором, и он, несмотря на возраст и серьезность ситуации, продолжает шутить и держаться бодро, сохраняя надежду на светлое будущее и свои планы.
Этот рассказ затрагивает темы восстановления после травмы, семейных ценностей, дружбы, учебы и мечтаний, показывая, как юношеский настрой и желание жить помогают герою преодолеть тяжёлое испытание и продолжать строить свою новую жизнь. Вся атмосфера наполнена ностальгией, тёплыми воспоминаниями и стремлением к переменам, несмотря на тяжелое прошлое и реальные сложности взрослой жизни.
После выходных, проведённых за учёбой, главный герой, вернувшийся в своё юное тело, сталкивается с рутиной школьной жизни. Он общается с одноклассниками, в том числе с Раей, к которой испытывает сложные чувства, балансируя между шутками и желанием помочь. Встречи с отцом приводят к обсуждению планов на будущее, включая переезд в другой посёлок и строительство дома.
Главный герой делится с отцом своими планами, основанными на знании будущего, включая выбор учебного заведения и возможности получения жилья. Он объясняет необходимость переезда, ссылаясь на ухудшающуюся ситуацию в текущем посёлке и свои личные цели. Отец, хоть и сомневается, постепенно начинает принимать эти необычные планы.
Обсуждение переходит к деталям строительства дома, включая финансовые вопросы и выбор материалов. Главный герой уверенно предлагает решения, основанные на его знаниях, и упоминает о возможности выигрыша в лотерею. Он также затрагивает тему получения водительских прав и делится своими планами на будущее, включая помощь отцу избежать трагической случайности.
После расставания с отцом герой остаётся в интернате, чтобы наверстать упущенные уроки. В субботу он наблюдает, как его одноклассницы готовятся к прогулке. Вечером, собравшись на лавочке, компания слушает песни под гитару, и герой, вспомнив уроки игры, исполняет несколько композиций, чем производит впечатление на окружающих.
На следующий день герой и его подруга Ольга становятся экскурсоводами для новой знакомой, Раи, показывая ей местный завод. После экскурсии они отправляются на прогулку, посещая конюшню и пруд. Герой, воспользовавшись моментом, забирает тайное послание, спрятанное в условленном месте.
Встретившись с друзьями, герой и Рая отправляются на мотоцикле на ракетные позиции, где герой рассказывает о прошлом этого места. Рая, впечатлённая увиденным, держится за него во время экскурсии. В конце дня Ольга и Вовка остаются вместе, а герой предлагает Рае отправиться на гору Любви.
Главный герой, тяжело больной, вспоминает о поездке с одноклассницей на гору, где они наслаждались видами и сближались. Он делится воспоминаниями о юности, о ценностях, которые были важны в его время, и о том, как они меняются. В санатории он знакомится с генералом, который проявляет интерес к его книгам о попаданцах и предлагает ему сотрудничество.
Генерал предлагает герою возможность вернуться в прошлое с современными знаниями и технологиями, чтобы изменить ход истории. Они обсуждают детали, разрабатывают план действий, и герой понимает, что это не просто игра ума. Генерал организует его встречу в секретном месте, где герой осознает, что его идеи и знания востребованы для реального проекта.
В закрытом учреждении герой понимает, что его знания и опыт нужны для серьезной работы, связанной с изменением прошлого. Генерал признает, что их встреча не была случайной, и что его идеи были тщательно изучены. Герой осознает, что его жизнь и знания могут быть использованы для решения важных задач, связанных с историей и будущим.
Главный герой, вернувшись в родную деревню после свидания, сталкивается с расспросами матери о своих отношениях с девушками. Он получает от генерала задание подготовиться к возвращению в свою юность, чтобы изменить будущее. Герой решает использовать свои знания, полученные в будущем, для улучшения своего материального положения и избежания ошибок. Он планирует выиграть в лотерею и приобрести необходимые вещи, а также помочь своим родителям переехать в более комфортное место.
Встретившись с девушкой, герой проводит с ней время, вспоминая прошлое и предчувствуя трагические события, которые произойдут в будущем. Он делится с ней своими видениями и чувствами, понимая, что это их последняя встреча. Вернувшись домой, герой получает от родителей неожиданное предложение: они готовы выделить ему деньги с выигрыша в лотерею на его нужды.
Герой, уверенный в своих способностях предвидеть будущее, заказывает гитару, радиолюбительский прибор и другие необходимые для его планов вещи. Он планирует использовать эти деньги, чтобы улучшить свою жизнь и помочь своим близким, зная, что его знания о будущем дадут ему преимущество. Он предвкушает возможность изменить свою судьбу и избежать ошибок, которые он совершил в прошлом.
Главный герой, Ваня, сталкивается с проблемами в школе, связанными с отношениями с одноклассницей Раей и подготовкой к выпускному. Он решает предложить идею для выпускного, но сталкивается с критикой. В это время отец дарит ему гитару, о которой Ваня давно мечтал, что вызывает зависть у одноклассников. Ваня планирует использовать гитару для выступления на выпускном, а также для самообразования.
Ваня размышляет о политической ситуации в стране, анализируя влияние ключевых фигур в советском руководстве, и о возможностях воздействия на них. Он также обсуждает с дядей возможность поездки в Челябинск для покупки радиодеталей. Ваня готовится к экзаменам и планирует использовать каникулы для физических упражнений и помощи в обустройстве дома.
В день праздника 9 мая Ваня ищет газету "Красная Звезда", но безуспешно. Он размышляет о различных газетах и журналах, которые выписывают его родители, и о важности этого дня для его семьи. Вечером Ваня демонстрирует отцу свои успехи в игре на гитаре, что вызывает удивление и положительную реакцию.
Отец замечает изменения в сыне после ранения, отмечая его возросший интерес к учебе и физическим упражнениям. Ваня объясняет эти изменения возможным влиянием ранения на личность и выражает желание участвовать в обустройстве дома в Атляне.
Главный герой собирается подготовить песню Олега Митяева к открытому исполнению, предварительно репетируя её дома и в интернате. В поездке к радиотоварам он планирует купить необходимые материалы для самодельных устройств, делая акцент на ограниченное время и небольшой ассортимент магазинов. В процессе прогулки он неуверенно ведет разговор с Райей, которая своим поведением старается подчеркнуть свою особенность и привязанность, а он, будучи опытным в общении с девушками после армии и политической деятельности, легко заводит разговор и демонстрирует к ней интерес. Между ними возникает взаимное тепло, непроизвольно вспыхивают романтические нотки, сопровождающиеся шутками и лёгкими романтическими движениями.
В процессе времени он делится своими мыслями о жизни, о шансах и ошибках, вспоминает о своих мечтах и о том, как в детстве он любил рассказывать о достопримечательностях. Он размышляет о своих будущих проектах, о создании колонок и покупке магнитофона, а также построении радиотехники. Вскоре он возвращается домой и с гордостью показывает своим родителям приобретения, шутливо благодарит за обед и даже с юмором поцеловывает Райю. Также он обеспокоен возможным вмешательством родителей в их отношения и обдумывает, как избежать неприятных последствий.
Позже его вызывает сообщение от Раи, которая сообщает, что родители хотят с ним поговорить после уроков. В это время стоит подумать о предстоящих делах, планах по покупке нового дома и подготовке к предстоящей поездке в Москву. Он активно занимается радиотехникой, покупает детали и запасные части, планируя свою следующую поделку. В школе он замечает перемены в отношении одноклассников, особенно в поведении Райки, которая, изменяя свои привычки, внезапно садится рядом с ним, а их отношения становятся заметными. Вечером он встречается с родителями Райи, которые оказываются доброжелательными и гостеприимными, обсуждая покупку новых домов и планы по переезду, что свидетельствует о налаживании добрососедских связей и дружеских отношений между семьями.
После встречи с родителями Райка выражает радость и они целуются. Главный герой, испытывая физический дискомфорт, задумывается о способах удовлетворения своих потребностей. Он сообщает отцу о найденном человеке, который поможет с поисками дома, что вызывает неоднозначную реакцию матери. Обсуждается его "роман" с Муртазаевой, и генерал поручает найти ему женщину. После бурной ночи перед отъездом в Москву, герой встречается с Судоплатовым, которому передает информацию о будущем. Судоплатов, прочитав книгу, выражает опасения, но герой настаивает на своей добровольности и осознанности.
Судоплатов узнает о планах героя и о его роли в будущем. Герой планирует встретиться с Судоплатовым в конце июня, а также собирается на фестиваль с Райкой. Отец героя возвращается домой, а его "агентесса" сообщает о подходящем доме. Герой, равнодушный к алкоголю, наблюдает за развитием событий, связанных с покупкой дома.
Герой участвует в покупке дома, осознавая его недостатки, но видя в этом возможность. Ему предстоит заниматься посадкой картофеля. Черникова выражает ревность и пытается привлечь его внимание. Герой, не желая менять свои планы, отказывается от ее предложений.
Главный герой, предвкушая каникулы, готовится к выпускному и экзаменам, параллельно решая бытовые вопросы. Он принимает ноотропы из будущего, что положительно сказывается на его самочувствии. В школе царит атмосфера беззаботности, ученики развлекаются, а учителя готовятся к завершению учебного года. Главный герой планирует сольное выступление на выпускном, а также занимается обустройством своего нового дома, начиная с постройки туалета.
В личной жизни героя происходят перемены: он проводит время с Раей, помогает ей с переездом. После выпускного он планирует поездку в Челябинск, чтобы получить выигрыш в лотерею и купить магнитофон. В Челябинске он приобретает магнитофон первого класса, а также различные радиодетали и комплектующие для колонок.
После удачной покупки герой возвращается в Атлян, где показывает родственникам свой новый магнитофон и делится планами на будущее. Он планирует собрать колонки и наслаждаться музыкой, а также продолжить обустройство своего дома.
В этот день автор устал и решил лечь спать, проснувшись только по звуку мотоциклетного двигателя у ворот, где отец пришел проверить работу по разборке построек. Отец остался доволен его аккуратностью и одобрил попытки укрепить крышу сараюшек, предупредив, чтобы сам по ним не лазил. Затем papa поделился прогнозом холодной зимы с морозами до сорока пяти градусов, объяснив, что он знает это из прошлой жизни и из собственных наблюдений. Автор заказал у папы детали для колонок и объяснил, что его цель — создать качественную акустику, а не просто громкий звук, что вызвало одобрение и пожелание делать по собственному желанию.
Позже герои обсуждали новые имиджи и музыку: учительница, прихватившая свежий стиль, рассказала, как поругалась из-за длинных волос, и как ей это понравилось. Вечером автор слушал музыку в наушниках и восхищался качеством записи, что произвело сильное впечатление особенно на его подружек. Перед важным экзаменом по литературе он помог однокласснику написать сочинение, чтобы заменить его, и успел сделать все в срок, хотя и получил твердую четверку. Эти школьные дела сменились подготовкой к выпускному, где он участвовал в концерте, исполнив песню, ставшую «гимном» класса, и получив признание за исполнение.
После школьного выпуска автор направился на фестиваль, где вместе с девушкой разбирался с организацией лагеря и подготовкой к поездке. Он помог со сборкой палатки, объяснил ей правила укладки вещей в рюкзаки и стал организовывать их походное снаряжение. В процессе он заметил, что его приемный отец проявляет тревогу за девушку, которая, несмотря на свою молодость, явно пользуется привязанностью взрослого человека, что вызывает у автора понимание и сочувствие. Они устроились на место у озера, подготовились к лагерной жизни, собирали хворост и устанавливать палатку, при этом с юмором и легкой иронией обсуждая их «первую жизнь» и семейные отношения.
Разговор перешел к рассказам о семейных связях, где автор рассказал о своём «сыне» в школе — Вовке Старогородцев, которого взял под опеку и «приручил», заменив ему отца и помогая исправляться. Обсуждение закончился шуткой о его множестве женщин и о сыне, что заставило понять, что для героя важно и интересно было слушать о семейных отношениях — его «первой жизни» и «второй». Всё это создает атмосферу доверительной беседы, наполненной юмором и настоящим вниманием к близким людям, несмотря на постоянные перемены и ситуации, в которых оказывается герой.
Главные герои обсуждают прошлую жизнь и свои текущие отношения, при этом вспоминая, что в другой жизни один из них мог бы быть у другого вовсе не знакомым человеком, а в этой жизни они связаны теснее. Он рассказывает о своих многогранных профессиях и достижениях, шутливо скрывая их под прибавками и преувеличениями, а девушка смеется и играет с ним, отвечая весело и дружелюбно. После этого они отправляются на природу, готовят еду на костре и наслаждаются спокойной атмосферой, общаются и делятся впечатлениями. В процессе подготовки к фестивалю, перемешанного с шумными людскими потоками и музыкой, герои наблюдают за жизнью вокруг — палатками, кострами, музыкантами и зрителями, попадая в яркий и насыщенный культурный праздник.
В ходе вечера происходит встреча с соседней группой, с которой герои общаются, узнают о грустных новостях, таких как смерть одного из лидеров региона, а также сталкиваются с волнением после новости о смерти Ельцина, что добавляет эмоциональной нагрузки к происходящему. Герои переживают за здоровье и состояние друг друга, отделяя тревоги и радости, и, несмотря на усталость, продолжают наслаждаться атмосферой фестиваля: пением, играми на гитарах, общими посиделками и купанием в озере. Впрочем, на ночь герои возвращаются к своей палатке, где продолжает звучать музыка, а на утро их ждёт новое светлое начало, планы и воспоминания о прошедшей ночи.
Насколько насыщен и ярко описан фестиваль и жизнь вокруг него, настолько же трогательно и лично герои делятся своими чувствами и моментами близости. Они переживают моменты радости и усталости, радуются встречам и маленьким приключениям, одновременно задумавшись о судьбе, прошлых событиях и будущем. В финале герои признаются друг другу в своем удовольствии и любви, наслаждаясь спокойной, нежной ночью и теплыми ощущениями, наполняющими их сердце теплом и спокойствием после насыщенного дня.
После бурной ночи и фестивальных мероприятий, герой и Рая, пережившие близость, но решившие подождать с физической близостью, просыпаются в лагере. Утро начинается с хлопот по хозяйству и встречи с доктором, который предлагает герою выступить на концерте. Несмотря на сомнения, герой соглашается, но его выступление откладывается. Фестиваль продолжается, наполняясь музыкой и песнями, но омрачается неприятным инцидентом с десантником, пристающим к Рае.
После фестиваля герой и Рая возвращаются домой, где их встречает отчим Раи. Герой обещает Рае, что они выспятся, а затем принимается за работу по обустройству своего дома. Он планирует бурение скважины и размышляет о необходимости головного убора, вспоминая особенности местной моды. В его голове возникают мысли о путешествии в будущее, но он откладывает их, сосредоточившись на текущих делах.
Неожиданно к герою приходят две девушки, Ирка и Любка, которые начинают выспрашивать о его отношениях с Раей. Герой, разозлившись на их провокации, грубо отвечает Ирке, после чего девушки уходят. Герой продолжает заниматься делами по дому, размышляя о еде и питании, и снова засыпает.
Главный герой, планируя поездку в Миасс для решения личных дел, связанных со звукозаписью и стройкой, сталкивается с бытовыми реалиями советской жизни: дефицитом топлива, необходимостью добывать его нелегально и сложностями с приобретением необходимых товаров. Он также проводит время с семьей, обсуждая школьные дела и планируя будущие расходы.
Встретившись с Павлом Анатольевичем Судоплатовым, герой обсуждает свою миссию по предотвращению краха СССР, признавая, что его подготовка недостаточна. Судоплатов, понимая сложность ситуации, делится своими опасениями по поводу возможной слежки и предлагает план действий, направленный на защиту героя.
Герои обсуждают методы контрнаблюдения и способы остаться незамеченным, а также делятся идеями по увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне, что может помочь в выполнении поставленной задачи. Судоплатов, вдохновленный идеей, обещает поддержать ее.
В конце встречи Судоплатов задает неожиданный вопрос о причинах слежки за ним, что заставляет героя задуматься о возможных последствиях своих действий.
В этом фрагменте описывается жизнь небольшого советского поселка и его обитателей. В центре внимания сцена ревности, когда женщина, узнав о прогулке мужчины с другой женщиной, депрессивно и гневно реагирует, обвиняя его в бабнике и предательстве. В этот момент персонажи ведут беседу, наполненную сарказмом и эмоциями, демонстрируя напряжение и сложные взаимоотношения. Также пространство насыщено деталями о городской жизни, транспорте и его особенностях: работе касс самообслуживания, системе билетов и контроля за проездом, что создает атмосферу советской реальности.
Обсуждается бытовая рутина: поездки на маршрутках и автобусах, подготовка или ремонт различных объектов, а также личные дела, такие как сбор материалов, строительство и ремонт, и даже медицинские обследования. Всплывают разговоры о масштабных советских реалиях: аренде машин, стоимости топлива и национальной валюты, роли бутылки водки как универсального платежного средства. Герой филигранно пересказывает детали своей жизни, передавая атмосферу времени, когда все было строго регламентировано и ощущалась особая обстановка коллективной ответственности и доверия.
Параллельно в рассказе присутствуют описания общественных мероприятий: празднование Дня Молодёжи, общие гуляния во дворе, расположенном на территории исправительного учреждения, где проходят праздники, концерты и танцы. Вечерами молодёжь собирается на площадке для развлечений, несмотря на ограничения для несовершеннолетних, и с удовольствием слушает музыку, рассматривая выступающих и танцующих. Автор показывает важность места для местных жителей — центров сбора, культуры и общения, что создает контекст спокойной, но насыщенной жизнью деревенской глубинки.
Сначала всё складывалось удачно: свидание с Муртазаевой прошло хорошо, и они отправились на танцы в местный "Городок". Там было много знакомых, включая Любку, которая общалась с вернувшимися из армии парнями. Танцы, выездная торговля, разговоры о каникулах и музыке — всё шло своим чередом. Однако, когда они с Раей собирались уходить, их начали преследовать.
Преследователи оказались людьми Садыкова, с которым у героя были напряженные отношения. Завязалась драка, в которой герой одержал верх, но получил травмы. Утром он любовался своими "негритянскими" губами, а вечером слушал музыку с Муртазаевой, которой не хотелось целоваться из-за боли.
Вскоре герой узнал о инициативе проведения шествия "Бессмертный Полк". Он обсуждает с Судоплатовым передачу важной информации о предателях и преступниках, которая может повлиять на будущее. Судоплатов опасается последствий, но соглашается на передачу документов.
Герой размышляет о том, кто помог им избавиться от Ельцина, и понимает, что от этого зависит их дальнейшая стратегия. Он решает временно прекратить контакты с Судоплатовым и сосредоточиться на других задачах, пока не выяснит, кто их союзник.
В поисках воды для нового дома, герой убеждает отца углубить скважину, что приводит к обнаружению подземного ручья. Обсудив с отцом метод строительства, предполагающий возведение дома вокруг старой постройки, герой получает одобрение и помощь в закупке стройматериалов. Параллельно, отец знакомится с соседями, а герой возобновляет общение с бывшим знакомым, у которого планирует приобрести музыкальные записи.
Герой планирует выиграть в лотерею, чтобы обеспечить финансирование строительства, и отправляется в Миасс за насосом для водоснабжения. Он уделяет внимание физическим упражнениям, вдохновляясь примером школьного завхоза, и продолжает заниматься музыкой и электроникой. Встретившись с трудностями в приобретении необходимых материалов, герой покупает катушки с магнитной лентой и лакомства.
Вечером, вернувшись домой, герой обнаруживает Раю, поссорившуюся с матерью и ищущую убежище. Он решает помочь ей помириться с матерью, но их планы прерывает приезд отчима Раи, который предлагает отвезти девушку домой. Герой заверяет отчима в своей непричастности к слухам об их отношениях, и они договариваются о мирном урегулировании конфликта.
В раннее утро герой отправляется на рыбалку на импровизированной лодке, сделанной из автомобильной камеры. Он описывает особенности Песчаного озера, его чистоту и отсутствие впадающих и вытекающих рек. Герой рассказывает о самодельных снастях для рыбалки, которые распространены из-за дефицита заводских. Он ловит рыбу, наслаждается процессом и размышляет о жизни. После рыбалки герой возвращается домой и готовит уху для Раи, с которой у него отношения.
Герой делится своими мыслями о Рае, признавая, что не испытывает к ней любви, но испытывает симпатию и отцовские чувства. Он рассказывает о сублимации своих желаний в физические нагрузки, такие как работа по дому и утренние пробежки. Также он упоминает о замороженных контактах с Судоплатовым и о том, что ему остается заниматься повышением благосостояния семьи и развлечениями, в том числе рыбалкой.
Герой посещает день рождения друга, Олежки Орешникова, где дарит ему кассету с песнями Высоцкого. На вечеринке присутствует двоюродная сестра Олега, Даша. Герой исполняет песни под гитару, в том числе и "антисоветскую". После вечеринки герой помогает Олегу, отвлекая Дашу, чтобы тот мог побыть наедине с девушкой.
После физических нагрузок герой застал Дашу в нетрезвом состоянии, которая случайно увидела голых Олега и Люсю. Герой предложил сохранить секрет, чтобы избежать проблем. Ему пришлось спать в другой комнате. В четверг отец героя приехал, чтобы помочь с фундаментом для дома. Они договорились о поставках материалов и найме рабочих. Герой и его отец работали над фундаментом, несмотря на усталость. После завершения строительства фундамента герой приступил к покосу травы, который он любит. Он объяснил тонкости косьбы, включая правильное положение косы и технику работы. После покоса сено переворачивали и складывали в копны. Герой и его отец закончили заготовку сена в рекордные сроки.
После покоса герой и его отец съездили на рыбалку. Вернувшись в Атлян, герой встретился с Раей, которая обрадовалась его возвращению. Они провели время вместе, обсуждая новости и планы на будущее. Герой узнал о поступлении друзей и о том, что в девятый класс перейдёт только половина выпускников. Рая пригласила его на обед к своим родителям. За обедом обсуждали покос и планы на будущее. Герой рассказал о технологии строительства дома, которую он знает из будущего. Рая предложила поехать с ним в Карабаш, чтобы искать радиодетали. Герой согласился, если родители Раи будут не против. Вечером герой вернулся домой, где услышал по радио новость о смене руководства в СССР.