Цокольный этаж

Сын помещика

Никита Семин

Сын помещика1

весь текст 425

Середина 19 века. Российская империя. Крестьяне пашут в полях, недавно отгремела Крымская война, впереди - отмена крепостного права, и в это время в сына никому неизвестного помещика попал я. Сам того не желая, без видимых причин, зато с ворохом проблем. И первая - как-то надо "вписаться" общество, ведь памяти прошлого владельца тела у меня нет совсем.

Краткое содержание книги

Будьте очень осторожны! Спойлеры.

Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.

Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.


Главный герой просыпается в незнакомом месте и с удивлением осознает, что он вовсе не играет своей роли. Его тело оказывается не его, руки — подростка, и он сам — в форме студента или школьника, одет в историческую форму. Он находится в деревянной карете, которая, судя по всему, движется по проселочной дороге, а окружающий пейзаж — это сельская местность XIX или начала XX века. Воспоминания начинают возвращаться, но они противоречат его текущему положению, вызывая сомнения: он точно не в своем времени, а кажется, что попал в прошлое или параллельный мир. Внутри возникают опасения о причинах этого путешествия и о том, насколько реальна эта ситуация.

Путешествие продолжается, и герой замечает, что он не просто случайный путник: его называют «барином» и он говорит о сельском хозяйстве, магии и судьбах крестьян. Он пытается понять, в каком именно времени и месте он оказался, и убеждается, что вокруг — это прошлое, судя по архитектуре, транспорту, природе и отсутствию современных технологий. Вскоре он замечает границу земель, высекаемую в камне, и узнает, что оказался на территории владений князя Белова, а также видит деревню, природные и архитектурные особенности, характерные для эпохи, подтверждающие, что он оказался в прошлом, скорее всего, XIX века.

Время идет, и герой продолжает наблюдать окружающее. Он видит судоходство, крестьян с корзинами, старинные дома и церкви. По дороге он попадает в имение, которое кажется богатым и просторным, со садом, причалом и яхтой, что дает понять, что речь идет о землевладельце высокого ранга. При этом он ощущает, что в этом мире есть свои тайны и неизвестности — он явно не в своем времени, а его роль в этом мире связана с учебой или наследственными землей. В конце он приближается к дому, где его встречают семья и родные, хотя он не помнит этого и волнуется, как его здесь ожидали и зачем он оказался в этой эпохе. Его встреча с отцом — сильный эмоциональный момент, который завершает этот краткий очерк о его приключениях в неизвестном прошлом.

Встреча отца и сына Винокуровых после долгой разлуки оказалась необычной. Роман, вернувшийся домой, испытывал странное чувство отчужденности, хотя его тело реагировало на объятия отца воспоминаниями из детства. После теплых приветствий и семейных объятий, Роман столкнулся с необходимостью привыкать к новым формам обращения и осознал, что ему придется жить в прошлом.

Осмотрев свою комнату, Роман начал изучать учебники и тетради, пытаясь понять, как ему действовать дальше. Он обнаружил, что ему предстоит освоить множество новых знаний, а также привыкнуть к особенностям жизни в прошлом. Вечером, после бани, Роман, уставший от новых впечатлений, погрузился в сон, осознавая, что его жизнь кардинально изменилась.

Сергей Александрович, отец Романа, был озадачен странным поведением сына. Он расспросил кучера Акима о дороге домой, выяснив, что у Романа действительно были проблемы с памятью. Помещик решил обратиться за помощью к священнику, чтобы разобраться в происходящем.

Проснувшись в середине XIX века, главный герой обнаруживает себя в незнакомом поместье, испытывая амнезию. Он пытается приспособиться к новым условиям, сталкиваясь с бытовыми трудностями и непониманием окружающих. После разговора с отцом, который выражает обеспокоенность его состоянием, герой понимает, что его будущее зависит от восстановления памяти и принятия местных обычаев.

Отец, помещик, решает привлечь сына к своим делам, надеясь, что это поможет ему вспомнить прошлое. Герой, изучая учебники и тетради, пытается понять устройство лесопилки, готовясь к поездке с отцом. Он осознает необходимость модернизации производства и пытается соотнести цены своего времени с текущими, чтобы лучше ориентироваться в новой реальности.

После разговора со священником, который подтверждает отсутствие зла в герое и надежду на восстановление памяти, отец принимает решение дать сыну время и возможность адаптироваться. Герой, осознавая важность своего положения и необходимость интеграции в общество, готовится к поездке на лесопилку, надеясь на новые знания и возможность вспомнить прошлое.

Утром 16 июня 1859 года Роман и его отец отправились на лесопилку, принадлежащую семье. По дороге Роман расспрашивал отца о положении крестьян и барщине, узнавая о коррупции и связях местного дворянства. На лесопилке Роман осмотрел оборудование и организацию труда, размышляя о необходимости модернизации производства, чтобы конкурировать с паровыми лесопилками. Он также узнал о системе оплаты труда рабочих, которая сводилась к предоставлению месячины, и задумался о необходимости изменений.

После осмотра лесопилки отец и сын вернулись домой, где их ждал неожиданный визит соседа, помещика Уварова. Уваров прибыл с целью сватовства своей дочери Кристины, что вызвало у Романа смешанные чувства и воспоминания о его прошлой жизни. Встреча прошла в парадной обстановке, с чаепитием и обменом любезностями. Уваров преподнес в подарок мед со своей пасеки, а затем перешел к обсуждению цели своего визита, намекая на возможность брака между Кристиной и Романом.

Роман, столкнувшись с новым для себя обществом и традициями, ощущал себя чужим в этой среде, но понимал необходимость адаптироваться. Он осознавал, что предстоящая встреча с Кристиной станет для него испытанием, требующим принятия решений, основанных на его новых знаниях и воспоминаниях. Отец, в свою очередь, надеялся, что этот визит поможет Роману восстановить память и укрепить связи с соседями.

Кристина, нервничая из-за предстоящего брака с сыном помещика Винокурова, мечтает о князе Елецком, который кажется ей более привлекательным и перспективным. Однако отец настаивает на браке с Романом, что вызывает у Кристины сомнения и опасения. Встреча с семьей Уваровых, где Роман должен произвести впечатление, проходит напряженно. Роман, испытывая амнезию и не зная, как себя вести, пытается понять Кристину, но их общение не складывается.

Отец Романа предлагает союз между семьями, но Роман, не испытывая чувств к Кристине и сомневаясь в ее искренности, просит времени, чтобы узнать ее лучше. Кристина, послушно соглашаясь с волей отца, скрывает свои истинные желания. После ухода старших, Роман и Кристина остаются наедине, и их разговор выявляет разные взгляды на жизнь и будущее. Кристина мечтает о столице, а Роман, осознавая свои проблемы с памятью и отсутствие опыта, понимает, что им не по пути.

Роман, отговаривая отца от брака, ссылается на несовпадение интересов и влюбленность Кристины в другого. Он решает заняться спортом и изучением дел поместья, чтобы лучше понять окружающую реальность. Отец, хоть и разочарован, соглашается с его доводами. В конце главы мать Романа зовет его для разговора, обещая помочь ему справиться с амнезией.

Очнувшись в родительской комнате, Роман получил от матери письма и фотографии, надеясь вернуть утраченную память. Изучение писем раскрыло ему детали его учебы, закрытие училища из-за ухода выпускников на гражданскую службу и низкую эффективность учебной программы. Фотографии помогли вспомнить лица одноклассников и их взаимоотношения. Роман осознал, что его желание вернуться в поместье и помогать отцу было не только его собственным, но и частью его прежней личности.

После ужина Роман занялся планированием изменений в поместье. Он решил улучшить санитарные условия, модернизировать лесопилку, улучшить дороги и заняться физическим развитием. Утром он начал тренировки с Корнеем, бывшим военным, который помог ему составить программу и построить полосу препятствий.

Затем Роман ознакомился с финансовой отчетностью поместья. Он узнал о доходах, расходах, налогах и обязательствах, включая расходы на церковь и праздники. Он понял, что финансовое положение поместья было сложным, с кредитом и зависимостью от урожая. Роман поделился с отцом идеей модернизации лесопилки, надеясь увеличить ее производительность.

Отец главного героя, Роман, обсуждает с ним вопросы ценообразования, объясняя факторы, влияющие на стоимость товаров. Роман предлагает изменить организацию труда крестьян, отрабатывающих барщину, чтобы повысить их производительность и снизить риск заболеваний из-за плохой погоды. Отец, хоть и цинично относящийся к крестьянам, соглашается попробовать. После этого Роман получает от отца информацию о ценах на пильные диски, что заставляет его пересмотреть планы по расширению лесопилки. Он проводит расчеты, оценивая потенциальную прибыль и расходы, и приходит к выводу о возможности значительного увеличения дохода. Вечером семья собирается в гостиной, где Люда исполняет романс, а затем родители делятся воспоминаниями. В конце дня отец сообщает о предстоящем визите к Уваровым. Параллельно, слуги обсуждают услышанное пение и отношение к барину, а также делятся своими мыслями о жизни и работе.

Утром моросил дождь, вынудив отца и сына Винокуровых отправиться на поля в дрожках. Наблюдая за работой крестьян, отец получил подтверждение эффективности предложенной сыном идеи по улучшению обработки земли. Вернувшись в деревню, они встретились со старостой, который подтвердил, что крестьяне справились с работой, но признали, что им было тяжело. Отец, прислушавшись к совету сына, разрешил крестьянам пользоваться своим инструментом, что вызвало радость. Обсуждая с сыном перспективы, отец задумался о возможном освобождении крестьян и о том, как это повлияет на имение. Роман предложил развивать ремесла среди крестьян, чтобы обеспечить имение рабочей силой и создать собственное производство.

После визита к Уваровым, отец и сын отправились в гости к Уваровым. По пути Роман размышлял о будущем, а отец обдумывал слова сына. Встретившись с Уваровыми, они обменялись любезностями и подарками. Леонид Валерьевич задал вопрос о предложении, которое они обсуждали ранее. Роман обратил внимание на старшую племянницу Уварова, Валентину, и заинтересовался ею.

Кристина, не желая выходить замуж за Романа, столкнулась с давлением отца, желавшего выгодного союза. Винокуровы, однако, не спешили с помолвкой, что дало Кристине надежду на иной исход. Роман, в свою очередь, не проявлял особого желания жениться. После обеда, в кабинете, отец Романа и отец Кристины обсудили совместные проекты, включая возможность строительства мельницы. Роман предложил идею паровой мельницы, что вызвало интерес у Леонида Валерьевича.

В это время девушки обсуждали предстоящую свадьбу, и Кристина призналась, что не хочет замуж за Романа. Валентина, сестра Кристины, намекнула на свои чувства к Роману. После ухода мужчин, Кристина и Валентина продолжили разговор, и Кристина предложила сестре занять ее место.

Роман, размышляя о событиях дня, задумался о строительстве мельницы и о том, из чего ее лучше построить. Отец упомянул о бетоне, что вызвало у Романа интерес, но высокая цена и отсутствие опыта производства охладили его пыл. На следующий день, в праздник, Роман и его семья отправились на службу в церковь, наблюдая за оживлением в деревне и готовясь к религиозному празднику.

В глава изображается насыщенный церковный праздник, который тяготит главного героя из-за долгого и изнурительного богослужения в жаркой церкви. Он радуется выходу на свежий воздух и, несмотря на усталость, замечает благотворительные действия отца — пожертвования и раздачу денег крестьянам, что вызывает у него немного иронии и размышлений о сути церковных обрядов и их смысле. После службы семья возвращается домой, и герой отмечает праздничное веселье крестьянина: игры, танцы, состязания, песни и даже попытки крестьян скрытно наблюдать за происходящим.

В разгар праздника к герою подходит молодая девушка Пелагея, которая ищет защиты. Она рассказывает о нападении князя Беловым, его оскорблении и угрозах, после чего просит его взять в служанки, чтобы избежать насилия и рабства у князя. Герой сначала колеблется, не понимая, зачем ему служанка, и сомневается, стоит ли брать девушку, учитывая сословное общество, однако в конце концов решает помочь и согласиться взять ее, хотя чувствует внутренние противоречия. Пелагея, вцепившись в надежду, разрыдается от облегчения, а затем начинает рассказывать о нападениях князя, его жестокости и угрозах, что вызывает у героя тревогу и желание защитить девушку.

Пелагея рассказывает о своих страшных переживаниях и просит о помощи, так как князь, по ее словам, попытался её использовать и намерен выкупить у хозяина для дальнейших издевательств или насильственных действий. Герой, раздумывая, идет на компромисс, пообещав поговорить с отцом, но внутренне он не склонен к насилию и не хочет брать девушку силой. В конце он решает взять ее в услужение, несмотря на сомнения и жалость к девушке. Староста Варлам советует ей пойти к его сыну или в службу, чтобы избежать трудного положения, и девушка, услышав, что ей могут предложить работу у барина, соглашается, по-прежнему плачущая и нервная.

После принятия решения герой возвращается в дом, где продолжается застолье и развлечения, а сам он, чтобы отвлечься, садится рисовать, создавая портрет двух мальчишек, напомнивших ему о своих братьях и их детской игре. Вдоволъствие от творчества помогает ему немного оправиться от потрясения и принять факт появления личной служанки из жалости, понимая, что это обстоятельство не определяет его судьбу и что он и в будущем намерен держаться другого уровня, не позволяя князю Белову и аналогичным ему угрожать.

В поместье Винокуровых появилась новая служанка, что вызвало недовольство у Ольги Алексеевны, матери Романа. Роман, увлеченный рисованием, рассказал матери историю о девушке Пелагее, пришедшей к ним в дом. Ольга, опасаясь коварства крепостных, предостерегла сына от излишней доверчивости. Роман, несмотря на сомнения, решил оставить Пелагею при себе, но по настоянию матери, избегать с ней близких отношений.

Вечером, после бани, Роман обнаружил, что кучер Аким пытается насильно овладеть Пелагеей. Защищая девушку, Роман вступил в драку с пьяным кучером, нанеся ему увечья. Аким был заперт в конюшне, а на следующий день его ждало суровое наказание.

На семейном совете было решено наказать Акима за пьянство, попытку насилия и нападение на Романа. Роман, по настоянию отца, нанес кучеру десять ударов плетью. Затем отец, разгневанный неповиновением, лично высек Акима, нанеся ему еще двадцать ударов. После наказания Акима отправили в Сибирь, а Пелагея осталась в доме, вызывая опасения у Ольги Алексеевны.

После жестокого наказания Акима Пелагея, личная служанка молодого барина Романа, испытывала страх и смятение, наблюдая за суровостью Сергея Александровича. Роман, вернувшись в свои покои, был потрясен жестокостью отца, которого считал справедливым. Евдокия, другая служанка, принесла ему лед для ушиба, полученного в драке с Акимом. Отец, посетив Романа, выразил недовольство из-за произошедшего, подчеркнув важность поддержания авторитета и предупредив о недопустимости мягкости по отношению к крепостным. Роман, обдумывая произошедшее, решил изменить отношение к крестьянам, но столкнулся с трудностями в понимании их быта и работы.

Роман, стремясь понять условия труда крестьян, расспросил Пелагею о деталях их работы, записывая информацию. Он планировал использовать эти знания для улучшения условий труда. После обеда отец позвал Романа в кабинет, где тот продемонстрировал свой талант к рисованию, нарисовав портрет отца. Сергей Александрович был восхищен и решил использовать этот талант для получения дополнительного дохода. Роман, получив одобрение отца, решил заняться рисованием, чтобы заработать.

Сергей Александрович, посетив конюшню, где находился наказанный Аким, решил поговорить с ним. Аким, признав свою вину и попросив о пощаде, был поставлен перед выбором: либо кастрация, либо ссылка в Сибирь. Сергей Александрович, оценив раскаяние Акима, решил отложить наказание, но предупредил о последствиях в случае повторения проступков. Также он пригрозил Акиму суровым наказанием, если тот расскажет о случившемся, приказав распространять слухи о травме Романа во время тренировок.

21 июня 1859 года герою пришлось отправиться в дорогу с семьей, чтобы достичь города Дубовки. Перед поездкой он закупил необходимое белье и одежду, а также взял с собой Пелагею, которую отец решил оставить с ним в пути, чтобы она могла ухаживать за ним. Дорога прошла долго и турбулентно из-за плохого транспорта и непривычных условий, но герою удалось заняться учебой с Пелагеей, обучая её алфавиту и отвлекаясь от скуки. В процессе он задумался о своих навыках и возможностях их применения для развития поместья и социальных связей. По дороге он внимательно наблюдал за окружающей природой и общением с родственниками, включая князя Белова, который, несмотря на дружеский разговор, оставил у героя ощущение опасности и сложности с князем в будущем.

В пути герой также заметил, как князь Белов, отметившись грубостью и гневом, старается вызвать у героини Пелагеи удивление и страх, задеваясь за ее личность и возможность удержать контроль над ней. Он размышлял о планах князя по удержанию крестьянки, предполагая, что тот намерен воспользоваться её красотой и положением для своих целей, несмотря на возможные препятствия и противостояние с соседями. В это время герою пришлось до конца сосредоточиться на учебе и заботах, а также продолжить развивать свои навыки, считая, что именно они могут стать важным ресурсом для дальнейшего роста и успеха.

В конце пути семейство Винокуровых прибыло в усадьбу, подаренную князем Беловым. Там их встретила София Александровна, которая тепло приняла гостей и радостно узнала своего брата. Семья устроилась в просторной гостевой комнате, где их ждали бытовые неудобства и необходимость делить кровать. Герой размышлял о предстоящих задачах и планах развития, понимая, что ситуация требует быстрого и продуманного решения. В их распоряжении оказался новый дом, новые люди и новые возможности для реализации задуманных стратегий, а также осознание того, насколько важны умения и навыки для достижения успеха.

В первой части текста описывается вечерний визит в дом Зубовых, где главный герой, Роман, помогает с переодеванием и подготовкой к наступающему дню. Он замечает, что в доме есть комната для гостей и запасные кровати, предположительно предназначенные для артистов или постоянных гостей. В ходе общения с хозяевами он узнает о делах Зубовых — намерении модернизировать лесопилку и о предстоящей театральной премьере, в которой Софья Александровна активно участвует. Разговор переходит к семейному положению, службе и личным делам, и герой замечает богатство и политическую связь хозяев дома, их детей и служащих. В процессе он также показывает свои таланты художника, делая портреты и получая одобрение.

Далее идет обсуждение талантов и семейных связей, а также заметки о человеческих отношениях в этом кругу. Роман рисует портрет и получает заказ на собственную работу, надеясь зарабатывать на этом. В разговоре появляется тема о его возможных увлечениях, в частности, о его отношении к женщинам и beoordeling его личных качеств, вызывающая у Владимира Михайловича опасения, что в творческой среде могут передаться вредные привычки или непристойные наклонности. Отец Романа, Сергей, защищает сына, указывая на его порядочность и благородство, несмотря на присутствие личной служанки и его интересные увлечения.

В заключительной части рассказа Владимир Михайлович высказывает свои опасения о возможных духовных отклонениях у творческих людей, основываясь на своем опыте и слухах, он подозревает, что у Романа могут проявляться определенные склонности, особенно учитывая его отношение к служанке и отсутствие интереса к противоположному полу. Сергей Александрович воспринимает такие опасения спокойно, но в его раздумьях возникает сомнение о всей правдивости обвинений и о характере и будущем сына. В целом, текст передает атмосферу семейных и социально-личных конфликтов, а также внутренние сомнения и надежды персонажей.

В начале дня молодой человек, решивший заняться физическими упражнениями, встретил во дворе дома родственников Владимира Михайловича Зубова, который поделился советами по закаливанию. После этого, отправившись с отцом и служанкой Пелагеей в город за покупками, он столкнулся с намеками отца о необходимости уделять внимание девушкам, что вызвало у него недоумение. По прибытии в город, они приобрели необходимые для рисования принадлежности, а также ткань и обувь, включая необычные тапочки, и даже обновили гардероб Пелагеи.

После покупок молодой человек отправился к своей заказчице, Маргарите Игоревне, для написания портрета. Во время работы женщина, желая привлечь его внимание, принимала соблазнительные позы и, подмешав ему в чай афродизиак, вызвала у него сильное возбуждение. В результате портрет получился чувственным и откровенным, а сама Маргарита, выразив восторг, поцеловала его.

После завершения работы, молодой человек, испытывая смущение и физическое влечение, описал Маргарите свои пожелания к будущей одежде для тренировок, а именно футболке. Во время примерки женщина, как он и опасался, не упустила возможности прикоснуться к нему. Покинув дом, он почувствовал облегчение и решил впредь работать только в присутствии посторонних, особенно при работе с женщинами.

После разговора с отцом о странном чае, выпитом у Маргариты Игоревны, главный герой испытывает сильное возбуждение, но понимает, что ему нужно сохранять хладнокровие. Он находит способ отвлечься, наблюдая за городом во время поездки в театр. В театре, где они должны встретиться с Миллером и Небесчетным, герой замечает роскошь и светское общество, а также понимает, что Софья Александровна, хозяйка театра, оказывает им особое расположение.

Встреча с Миллером проходит успешно, и они договариваются о сотрудничестве по усовершенствованию лесопилки, получая выгодные условия. После спектакля, поставленного по "Руслану и Людмиле", герой размышляет о причинах особого отношения к ним со стороны Софьи Александровны. Он также отмечает, что постановка, несмотря на скромные возможности, производит впечатление.

Параллельно развивается сюжетная линия Пелагеи, которая стирает одежду для своего нового господина в усадьбе Зубовых. Она удивлена жизнью в городе и своим новым положением, но ее смущает отсутствие интереса со стороны Романа Сергеевича. Она размышляет о своей красоте и решает, что, возможно, ей самой стоит проявить инициативу.

Утро для рассказчика началось с неожиданного предложения от служанки Пелагеи, вызванного, вероятно, словами его отца. После тренировки и завтрака отец и рассказчик отправились на встречу с Германом Миллером, владельцем горчичного завода. Там они встретились с инженером Дубовым, который развеял надежды на модернизацию лесопилки с помощью дисковых пил, предложив более дорогостоящий вариант с ленточными пилами. Обсудив финансовые перспективы, отец и рассказчик пришли к выводу о необходимости поиска дополнительных источников дохода и решили отложить модернизацию.

Рассказчик, вдохновленный идеей заработка, предложил заняться портретами, чтобы помочь с финансированием. Вернувшись в усадьбу, он столкнулся с интересом тети Софьи к задуманному им платью для Пелагеи, которое вызвало переполох в женской части усадьбы. Пелагея обратилась за помощью к тете, а та, в свою очередь, пригласила швею Маргариту, чтобы помочь со сложным пошивом.

Встретившись с Маргаритой, Софья обсудила с ней племянника, опасаясь его увлечения. Маргарита показала Софье свой новый портрет, написанный рассказчиком, который произвел на нее сильное впечатление. Софья, восхищенная талантом племянника, связала его идею с платьем для Пелагеи, подчеркивающим женскую красоту.

В главе описывается подготовка к созданию нового платья и его примерка. Маргарита Игоревна, отметив неудачную работу Пелагеи, решает сама сшить платье, поэтапно объясняя девушке важность точных измерений и аккуратности. Она не доверяет помощи Романа Винокурова, желая, чтобы Пелагея научилась сама выполнять задания и приобрела навыки шитья. В процессе работы Маргарита использует современные машинки и свои знания, что вызывает у Пелагеи чувство удивления и зависти, ведь мастерство хозяйки заметно превосходит ее собственные умения.

Позже Роман участвует в pérgole в вопросах о помощи с пошивом платья для служанки и планирует обучить Пелагею самостоятельно шить, чтобы она развивала умения и не перекладывала ответственность. В этот момент он обсуждает с Маргаритой Игоревной особенности платьев и их значения, а также вопрос о её желании оставить Пелагею в таком наряде только для Романа. В ходе разговора он также решает поиграть с тетей в карты, чтобы скоротать время, изучая сложную игру «пикет», в которой удача и стратегия сочетаются.

На вечер планы входят создание портрета для тети, во время которого она выдает много личных моментов и интересуется его личной жизнью. Постепенно развивается напряженная атмосфера, тетя выясняет о романтических интересах Романа и его предпочтениях, что приводит к некоторым откровениям и шуткам. В это время Пелагея возвращается с помощью Маргариты Игоревны и переживает из-за слишком откровенного платья, которое девушка считает срамным и стыдится его носить перед людьми. Роман задумывается о ее чувствах и решает, в какой степени разрешить ей носить это платье, чтобы соблюдать достоинство и комфорт служанки.

В завершение дня все собираются за ужином, где Маргарита Игоревна с восхищением рассказывает о новом платье, вызывая любопытство у тети. После этого планируется устроить выставку и показать платье и портрет, а также принести мольберт с холстом, чтобы Пелагея могла нарисовать свой портрет в новом наряде. В целом, глава наполнена деталями о работе, моде, человеческих отношениях и внутренней борьбе персонажей, создавая живую и насыщенную атмосферу surroundings.

В начале лета 1859 года Пелагея, служанка, предстала перед Романом в новом платье, вызвавшем неоднозначную реакцию из-за его откровенности. Маргарита Игоревна, желая продемонстрировать эффектность наряда, устроила показ, не учтя отсутствие нижнего белья у девушки. Роман, возмущенный этим, высказал претензии, что привело к конфликту. Маргарита, оправдываясь, утверждала, что хотела показать Роману, как будет выглядеть служанка в таком наряде, но Софья Александровна посоветовала ей извиниться и даже сшить Пелагее нижнее белье.

Роман, успокоив Пелагею, обсудил с ней ситуацию и предложил ей носить нижнее белье, если она этого захочет. Тетя Романа, узнав о произошедшем, поддержала Маргариту, объяснив ее благие намерения. Маргарита извинилась и предложила сшить нижнее белье для Пелагеи, а Роман, обдумав ситуацию, решил описать ей "боксеров".

Вскоре отец Романа, Сергей Александрович, в состоянии похмелья, сообщил о заключенной сделке на поставку кирпича для мельницы, что вызвало беспокойство у Романа из-за возможных финансовых рисков. Отец, выпив, заключил договор со своим другом Алдониным, не учтя рентабельность проекта. Роман, понимая последствия, предложил ограничиться покупкой небольшого количества кирпича, если мельница окажется невыгодной. Отец, признав свою ошибку, согласился, а Роман задумался о возможности создания унитазов, чтобы улучшить быт и получить прибыль.

Главный герой, после завтрака, решает заняться улучшением своего поместья, вспомнив о нереализованных идеях. Он планирует усовершенствовать пилораму, мельницу и обеспечить крестьян сельхозинвентарем. Также он рассматривает возможность получения дохода от картин и, главное, от изобретения унитаза, для которого требуется патент и решение технических проблем. После завершения портрета для тети, герой и его отец отправляются к другу отца, владельцу кирпичного завода, для обсуждения идеи унитаза и возможности получения оплаты за работу в виде материалов.

В ходе встречи с другом отца, герой получает заказ на портрет и договаривается об оплате в виде материалов для изготовления унитаза. Он делится своей идеей, объясняя принцип работы и необходимость влагостойких материалов. Получив согласие на секретность, герой рисует чертеж унитаза, а друг отца соглашается помочь с его производством.

После завершения работы над портретом, герой возвращается домой, где его ждет сюрприз - Пелагея в платье, сшитом по его описанию. Отец шокирован, а герой задумывается о возможностях использования этого наряда. Вечером, на ужине, тетя сообщает о скорой встрече с юристом для обсуждения патентования изобретения. В конце главы, Ольга Алексеевна, обеспокоена задержкой мужа и сына, а также смертью конюха Акима, которого убили за нападение на молодого господина.