Первый том
https://author.today/work/472967
Никаких попаданцев, гаремов и академий!
Зато есть герой (1 шт.) без суперспособностей, но с красными корочками чиновника. Потусторонняя отвязная тварь (1 шт.). Злобные боярские роды (много шт.). Красавицы (тоже много шт.). Приключения, драки, интриги и магия (устали считать, очень много).
Будет весело!
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
Вместо запланированного посещения синематографа молодой человек оказывается в дорогом борделе, куда его затаскивает друг, поручик Зубов. Зубов нуждается в компании, чтобы избежать пьянства на встрече с секундантами, и обещает в награду обед в престижном ресторане. По прибытии в бордель выясняется, что штабс-капитана, которого они ищут, нет.
В ожидании Зубова, который отправился на встречу, главный герой случайно обнаруживает признаки незаконной магической деятельности. Он, как член Коллегии Государевой Магической Безопасности, пресекает нарушение правил работы с малахириумом, выписывает штраф и требует соблюдения порядка. После этого, освободив Зубова, они отправляются в ресторан, где их ждет вкусный обед.
В итоге, вместо развлечений в синематографе, герой проводит день, совмещая помощь другу с исполнением служебных обязанностей. Он раскрывает нарушение магических правил в неожиданном месте, а затем наслаждается заслуженным обедом, завершая день в компании друга.
Михаил Дмитриевич Скуратов, приглашенный на ужин к своему начальнику Ивану Карловичу Коршу, узнает о тонкостях работы Горного департамента и Коллегии по контролю за малахириумом. Корш, используя роскошный ужин как предлог, посвящает Скуратова в историю ведомства, его связи с Берг-коллегией и Корпусом горных инженеров, а также в текущее положение дел, когда Коллегия ограничена в полномочиях.
В ходе беседы Корш поручает Скуратову расследовать дело о фальшивом малахириуме, обнаруженном после взрыва на заводе. Скуратов должен выяснить происхождение подделки, найти виновных и изъять другие фальшивки, если таковые имеются. Корш дает подробные инструкции, включая контакты для экспертизы и содействия на оружейном заводе, где также необходимо провести проверку.
Скуратов, получив необходимые указания, просит разрешения допросить арестованных артефакторов и получить серийные номера изъятого малахириума. Корш соглашается помочь, предоставив содействие в полиции и доступ к архивам. После завершения беседы Скуратов покидает особняк, готовый приступить к расследованию.
После тёплой ночной прогулки, прерванной болтовнёй Захребетника, главный герой узнаёт, что его оценил Корш, и, вероятно, видит в нём перспективного члена своей команды. Захребетник, недовольный своим заточением в теле человека, делится своими страданиями и жаждой свободы, а также планами по расследованию дела о фальшивом малахириуме.
Неожиданно, во время прогулки, на героя совершается нападение. Оказывается, что это люди Басмановых, стремящиеся устранить его. Завязывается напряжённый диалог, в котором Застёгнутый, слуга Басмановых, предлагает герою сделку, обещая лёгкую смерть в обмен на прощальное письмо.
Захребетник, взяв контроль над ситуацией, вступает в бой, демонстрируя невероятную силу и расправляясь с нападавшими. После расправы над Застёгнутым, Захребетник требует от него информацию о Гробовщике, а затем, завершив месть, призывает героя сосредоточиться на расследовании и продвижении по службе.
Главный герой утром сталкивается с обычной суетой и предписаниями: он пытается избегать спешки и опозданий на работу, встречается с хозяевами дома, чью заботливость и заинтересованность в нем он замечает сквозь их разговоры. Госпожа Дюдюкина проявляет заботу, а её муж Викентий, избегая внимания, ведет свой независимый образ жизни, участвуя в тайных застольях и беседах. В этот день происходит необычное — им вручают газету, где о нем опубликована фантастическая статья, приписывающая героические подвиги, которых он не совершал. Это радует хозяев, и они считают его героем, хотя главный герой сам в это не верит и даже удивляется, как их описание совпало с его внешностью и статусом.
Удивление сменяется необходимостью разобраться с ситуацией: он отправляется в органы, чтобы узнать, почему о нем написано в статье и как вообще произошла эта публикация. Там его встречают с недовольством и требуют немедленно устранить нарушение секретности и правил службы. Ему дают задание подготовить отчет по поводу находки малахириума, а также разобраться с публикацией, которая не была согласована с руководством. В процессе он понимает, что его словно используют как проверочную «пальму»: начальство спишет на него задачу, которая на самом деле не связано напрямую с ним, но для выявления нарушений важно его участие.
В это время герой пробирается через бюрократическую систему, сталкиваясь с очередями, неразберихой и недоброжелательной бюрократией. Он обращается в Цензурный комитет, чтобы подать жалобу на несанкционированную публикацию, и сталкивается с массой препятствий, очередями и нежеланием помогать без назначения. Несмотря на сложности, он постепенно получает необходимую документацию и решает окончательно подготовиться к дальнейшим действиям — по всему виду, его ждут новые испытания. В процессе он осознает, что использование его имени и внешнего сходства с героем статьи — часть плана, связанного с секретной деятельностью его ведомства, и чтобы разобраться во всем, ему придется много работать, сталкиваться с бюрократией и самим бороться за свою репутацию.
В редакцию газеты, где работал репортёр Норд А, прибыл представитель Государевой Коллегии, чтобы разобраться с публикацией статьи, содержание которой не было согласовано. В редакции его встретил посыльный, сообщивший о ссоре редактора и репортёра, после которой оба покинули помещение. После этого представитель Коллегии отправился по адресу Норда, где его встретила женщина, представившаяся сестрой репортёра.
В ходе разговора выяснилось, что Норд А - это псевдоним, за которым скрывается сама женщина, Мария. Она призналась в написании статьи и попыталась получить информацию от представителя Коллегии, предлагая сотрудничество. Однако, получив отказ, Мария пригрозила написать фельетон о представителе Коллегии.
Представитель Коллегии предупредил Марию о штрафе за публикацию несогласованной статьи и посоветовал впредь не нарушать правила. Он также намекнул, что у Марии есть конкуренты, которые могут опередить её в написании статей.
Получив фальшивый малахириум, Михаил отправился в часовую мастерскую "Le Temps Perdu", где встретил эксцентричного часовщика Валентина Пруста. Тот, осмотрев подделку, определил, что это грубая работа, выполненная, вероятно, студентом, и объяснил, как распознать фальшивку. Пруст подарил Михаилу пенсне-регент, позволяющее видеть магические артефакты.
Надев пенсне, Михаил обнаружил, что мир полон магических предметов, а также заметил человека, скрытого от обычного взгляда. Этот человек, судя по всему, следил за Михаилом. Захребетник, подстрекаемый желанием поймать незнакомца, попытался взять управление над Михаилом.
Сразу после того, как Захребетник заметил слежку, он бросился в погоню за подозрительным типом, но тот, уворачиваясь от прохожих, скрылся в переулках. Попытки найти его не увенчались успехом, и Захребетник, недовольный, вернул управление. На следующий день, получив разрешение, герой отправился на оружейный завод, где произошел взрыв паровой машины.
На заводе, после формального разговора с начальником отдела безопасности, герой начал неофициальную инспекцию, чтобы выяснить причины аварии и проверить документацию. Ему выделили инженера Манцева, который рассказал о проблемах с модернизацией завода и устаревшем оборудовании. Вместе они осмотрели цеха, где производились револьверы, и проверили малахириум в машинах, но он оказался настоящим.
В ходе расследования герой обнаружил, что документация велась небрежно, а следы фальшивого малахириума отсутствовали. Инженер Манцев сообщил, что скоро ожидается поставка нового малахириума, но его количество ограничено. Герой, разочарованный отсутствием улик, продолжил изучение документации, но и там не нашел ничего подозрительного, что указывало бы на преступление.
После ужина в столовой, где Зубов делился сплетнями и пытался уговорить героя купить дуэльные пистолеты, герой, не желая тратить деньги, отказался от предложения. По пути домой, опасаясь слежки, герой и Захребетник, который, как выяснилось, проверял безопасность, не обнаружили ничего подозрительного. Вернувшись в комнату, герой встретил Аглаю, которая предупредила его о визите журналистки, расспрашивавшей о его службе и личной жизни, используя Викентия для получения информации.
Аглая рассказала о том, как журналистка пыталась выведать информацию, а Викентий, польстившись на внимание, выдумывал небылицы. Герой, поняв, что журналистка - репортёрша, планировал с ней встретиться, чтобы попросить оставить его в покое. Аглая, волнуясь за героя, призналась в благодарности за его помощь и, смутившись, потянулась к нему для поцелуя.
В этот момент герой почувствовал, что Захребетник исчез, оставив его наедине с Аглаей.
В главе 9 главный герой сталкивается с постоянной слежкой со стороны Марию, которая, несмотря на его неоднократные попытки её устранить, продолжает ретиво следить за ним, делая попытки добыть важную информацию. Он подозревает её мотивы и считает, что Мария ищет скандальные материалы, чтобы добиваться личной выгоды и компрометировать его и его коллег. Во время обеда в харчевне он замечает Марию, которая пытается добывать сведения у подавальщицы, и очень раздражён её нахальством и самоуверенностью. Герой даже показывает ей фальшивую информацию о марсианах, чтобы проверить её реакцию, что вызывает у него смешанные чувства — раздражение и интерес к её независимости.
После обеда главный герой обнаруживает, что Мария уже заняла его место за столом, и чувствует себя неловко и даже раздражённым её поведением. Он пытается её остановить, объясняя важность секретов его работы, но Мария упрямо настаивает, что она обещает никому не выдавать информацию и уверенно продолжает свои действия. Когда он наконец пресекает её попытки продолжать слежку, она гордо выходит и обещает быть осторожной, уверенная в своей способности скрывать свои намерения. Этот эпизод демонстрирует её бесстрашие и стремление к самостоятельности, а также внутреннюю борьбу героя с её настойчивостью.
В дальнейшем рассказывается о его свидании с Зубовым в портняжной мастерской, где он примеряет новый мундир. Зубов знакомит его с приятной компанией, и герой надеется, что в этом заведении его никто не потревожит. Однако Зубов уходит к развесёлым гусарам, а главный герой остаётся один. Внутри он испытывает смешанные чувства — с одной стороны, скуку и желание избегать лишних развлечений, с другой — осознание, что его постоянное пребывание в тени и скрытность важны для работы, особенно учитывая опасность внешнего воздействия и возможного преследования со стороны тех же Басмановых или марсиан.
В конце глава герои ощущает подозрительное напряжение: он возвращается домой и замечает фигуру у окна своей комнаты, что вызывает у него тревогу и сомнения в безопасности. Это намёк на возможные опасности и дальнейшие непредсказуемые события, связанные с тайной деятельностью героев и их врагов. Напряжённая атмосфера и ощущение присутствия тайных сил создают впечатление, что впереди ожидает развитие опасных событий, связанных с секретной миссией и сложной игрой между персонажами.
В квартиру Михаила Дмитриевича неожиданно явился Гробовщик, убийца его семьи. Он предложил сделку: Гробовщик готов отомстить за Михаила, убив Басмановых, в обмен на его "спутника", которым оказался сам Михаил, точнее, его душа, заключенная в теле. Гробовщик раскрыл, что знает о связи Михаила с темной магией, о его "трупе" на капище и о том, что Михаил обладает силой, полученной от темной души. Михаил, находясь под контролем "спутника", не выдал себя, но отказался от предложения. Гробовщик, уверенный в своем успехе, покинул квартиру, пообещав вернуться.
После ухода Гробовщика, Михаил, вернув себе контроль над телом, потребовал мести. "Спутник" объяснил, что сейчас не время для боя, и рассказал о "трупе" Михаила, оставшемся на капище. Затем "спутник" перехватил управление и отправился за силой, необходимой для борьбы с Гробовщиком.
"Спутник" проник в дом купца, где обнаружил тайник с малахириумом, способным усилить его магические способности. Забрав ящичек, он покинул дом, оставив хозяина в обмороке. "Спутник" пообещал Михаилу, что теперь Гробовщик не представляет угрозы.
Михаил, вернувшись домой, задумался о хранении малахириума, опасаясь визитов недоброжелателей. Захребетник посоветовал спрятать его в комод, где уже хранились разные вещи. Открыв шкатулку, Михаил достал кубик малахириума и ощутил прилив силы, но эйфория быстро прошла, и сила исчезла. Захребетник объяснил, что это норма, и посоветовал лечь спать. На следующий день в Коллегии Михаил столкнулся с бюрократией: Розалия Сигизмундовна отказалась предоставить доступ к архиву без предписания от Мухина. Саратовцев помог оформить документ, но Мухин не появлялся на службе. Захребетник, недовольный ожиданием, подтолкнул Михаила к решительным действиям. Михаил отправился на вокзал, где обнаружил телефон-автомат, чтобы позвонить Мухину.
Коммивояжер, встретивший героя, попытался продать ему два лезвия для бритвы по цене одного, но был прерван вопросом о целесообразности покупки. Герой воспользовался замешательством продавца и направился к телефонной будке, где, изменив голос, позвонил коллежскому советнику Мухину, сообщив о предстоящей тайной ревизии. Мухин, испугавшись, поспешил на службу, а герой, купив жетон, отправился обедать, оставив Захребетника строить планы.
По возвращении в Коллегию героя встретил встревоженный гардеробщик, сообщивший о прибытии Мухина и его поисках героя. В кабинете Мухин отчитал подчиненных за отсутствие дисциплины и поручил герою найти журнал учета, а также заняться расследованием о поддельном малахириуме. Коллеги героя, Мефодий и Саратовцев, обсудили предстоящую ревизию, а герой отправился в архив.
В архиве Розалия Сигизмундовна отказалась помогать герою, ссылаясь на его невоспитанность и свою старость. Герой был вынужден самостоятельно искать документы, но столкнулся с хаотичным расположением папок, не подчиняющимся ни алфавитному, ни хронологическому порядку. Проведя час в поисках, герой вернулся к Розалии Сигизмундовне, так и не найдя нужных документов.
В первой части текста главный герой испытывает разочарование, обнаруживая, что Ангелина Прокофьевна снова отсутствует, а вокруг него разворачивается небольшая сцена в бухгалтерии. Там Исаак Францевич, нервный и немного сморщенный мужчина с необычной речью и характерными особенностями, ведет светскую беседу с Розалией Сигизмундовной, обсуждая и лечение подагры, и организацию архива. В разговоре чувствуется занизкаемый конфликт между молодым и старшим поколением сотрудников, особенно когда герой пытается выяснить принципы порядка в архиве. Розалия, обладая высокой должностью и долгим стажем, с презрением реагирует на его вопросы, превращая их в конфликт, который прерывает вмешательство Мефодия.
Вскоре в сцену входит Мефодий, извиняясь и сообщая, что ему нужны срочные документы для расследования, что вызывает неприязнь и раздражение у Розалии и Исаака. Они прерывают спор, показывая свою снисходительность и наглую уверенность, что знания об архиве у них есть и никто не сможет их так легко раскрыть. Обсуждение превращается в яростную сцену вражды и взаимных упреков, среди которых чувствуется грубость, высокомерие и конфликт начальства с молодым сотрудником.
Далее текст переносит в описание встречи героя у Мефодия дома. Там происходит показ семейной жизни Мефодия — его супруги Авдотьи Никитичной и пяти дочерей, что вызывает у героя удивление и легкое растерянность. Семья выглядит пышной и дружелюбной, что подтверждает детали быта и характеры, хотя его охватывает ощущение, что семья задумана как средство для привлечения внимания к возможному bride-знакомству. Комментируя это, Захребетник и Саратовцев вызывают у героя насмешливые мысли о тщеславии и хитростях Мефодия, что добавляет иронии в описание.
Заканчиваться сцена ужина и семейных рассказов, где семья активно восхваляет деятельность героя, утверждая, что он внес свежую струю в рабочую обстановку и имеет славу героя. В разговоре появляется намек на высокое положение героя, звания и признание от руководства, что вызывает у него внутреннее чувство ответственности и опасения, однако он старается сохранить равновесие. В итоге, сцену завершает тёплая, хоть и несколько ироничная, картина семейной поддержки и уважения, а также намёк на то, что его деятельность заметна и ценится, несмотря на внешние конфликты и недоразумения.
Михаил, служащий в Коллегии, оказался в центре внимания семьи Мефодия, желающей выдать за него одну из своих пяти дочерей. Захребетник, его внутренний голос, подсказал, что это связано с продвижением по службе и расчётливостью Мефодия. После посещения дома Мефодия, где Михаил выслушал романсы и ощутил на себе пристальное внимание барышень, он решил избегать подобных визитов.
В архиве Михаил не смог найти нужные сведения, что привело к решению Захребетника допросить арестованных подручных Горца. Михаил, опасаясь пыток, уступил право допроса Захребетнику, который, прикрываясь необходимостью, солгал Мефодию о цели визита в тюрьму.
В Тульском тюремном замке, куда Михаил отправился для допроса, его встретили мрачные коридоры и гнетущая атмосфера. Захребетник провел допрос первого артефактора, но не добился значительных результатов. После этого Захребетник передал управление Михаилу, чтобы тот попробовал допросить второго заключенного.
Расследование начинается с допроса "мастерового" Культяпкина, который работал с Горцем, изготовившим фальшивый малахириум по заказу управляющего Аверьяна Макаровича. Культяпкин подтверждает, что управляющий регулярно встречался с Горцем, но не раскрывает подробностей. После допроса, размышляя о полученной информации, главный герой понимает, что управляющий, вероятно, использовал фальшивый малахириум для сокрытия долгов, возникших из-за проигрыша в азартные игры.
Затем, герой, заручившись помощью Захребетника, решает опросить прислугу в доме управляющего. Допрос выявляет, что управляющий начал жить на широкую ногу примерно полтора года назад, что совпадает с периодом его знакомства с Горцем. Прислуга также сообщает о его пристрастии к азартным играм и проблемах с деньгами.
Захребетник предполагает, что управляющий мог использовать малахириум для незаконного обогащения, и советует герою изучить архив завода, чтобы выяснить, как происходила выдача малахириума в тот период. Герой понимает, что необходимо найти связь между управляющим, Горцем и возможными махинациями с малахириумом, чтобы раскрыть всю схему.
Михаил Дмитриевич возвращается домой после тяжелого дня и сталкивается с женщиной, которая оказалась «мадам» из борделя, к которому он ранее помог. Она просит его о помощи в связи с таинственными событиями, произошедшими в её заведении. Женщина рассказывает, что к ним приехал важный гость, а вскоре после его ухода раздавались страшные крики и неприятный запах тухлых яиц, сопровождающие повторяющиеся случаи, когда посетители впадали в нервические расстройства. Она боится, что её бизнес может закрыться из-за этого, и просит Михаила Дмитриевича вмешаться в ситуацию.
Михаил соглашается помочь, и вместе с Захребетником отправляется в бордель, чтобы разобраться в происходящем. В ходе осмотра комнаты, где произошли случаи, они обнаруживают слабое магическое воздействие и странные следы в виде гигантского паучьего следа на обоях, а также остаточные эманации неудачного заклятия. Захребетник делает вывод, что магия здесь использовалась, и подозревает, что за этим стоит чья-то злонамеренная магическая акция.
В ходе исследования выясняется, что магическая аномалия явно не связана с астральными существами или бесами, и сама магия выглядит необычно и непрофессионально выполненной, что не типично для опытных колдунов. Захребетник забирается на верхнюю часть стены, чтобы лучше рассмотреть след, и чувствует, что здесь действуют потусторонние силы, не люди. Он проверяет обнаруженные следы, и в процессе иногда шутит, однако всё ещё остаётся непонятным, кто именно стоит за этим и для каких целей.
Внезапная появившаяся «мадам» в комнату шокирована увиденным, и когда она понимает, что Михаил внутри комнаты, резко теряет контроль, закатывает глаза и падает в обморок. Вся ситуация остаётся загадочной — магия и таинственные следы указывают на некую слабую, но зловещую силу, действующую в этом месте, и Михаил Дмитриевич вместе с Захребетником продолжают поиски истинного источника тайн этого происшествия.
Захребетник, прибыв в бордель, столкнулся с загадочными происшествиями, когда посетители теряли сознание и видели галлюцинации. Он начал расследование, обнаружив в комнатах следы, напоминающие паутину, и выяснил, что они связаны с магическим воздействием. Проведя эксперимент с хозяйкой, он вызвал появление синих молний, идентичных следам, и столкнулся с проявлением тёмной сущности.
Выяснив природу происходящего, Захребетник осмотрел сотрудниц борделя и обнаружил у одной из них серебряный кулон, оказавшийся сломанным артефактом, вызывающим кошмары. Он изъял кулон, извлек из него малахириум, который был причиной бед, и нейтрализовал его.
Завершив расследование, Захребетник получил вознаграждение от хозяйки и решил остаться на ночь в борделе, чтобы отдохнуть перед предстоящей работой в архиве.
В архиве Михаилу не везло, Розалия Сигизмундовна явно препятствовала его поискам. Неожиданно пришел слуга от Корша с требованием ответа на его запрос. Викентий, желая выведать новости, попытался задержать Михаила, но был остановлен Аглаей, не давшей ему доступа к вишнёвой настойке. Михаил отправил ответ Коршу, сообщив о более серьезной афере и желании продолжить расследование. Викентий, воспользовавшись случаем, проводил слугу, а Михаил, рассмеявшись, решил отдохнуть.
Вечером Михаил пошел в синематограф, где опоздал на сеанс и занял чужое место. Там он встретил Ангелину Прокофьевну, которая тоже оказалась в кино. После комедии они вместе посмотрели фильм о бабочках, где Михаил узнал вид Cyrestis maenalis. После сеанса они разговорились в кафе, обсуждая работу в архиве и сложности с Розалией Сигизмундовной.
Ангелина рассказала о своей работе и о том, как Розалия намеренно поддерживает хаос в архиве, чтобы сохранить свою власть. Михаил поделился своими поисками малахириума, и Ангелина предложила помощь, объяснив систему серийных номеров, в которых зашифрованы даты изготовления. Она также сообщила о секретной тетрадочке Розалии, где та хранит информацию об архиве.
В архиве Коллегии, где работает рассказчик, обнаруживается тайна: рассеянная сотрудница Розалия Сигизмундовна хранит важные документы в зашифрованном виде, используя для этого спрятанную в старом справочнике тетрадь. Ангелина, коллега рассказчика, знает об этом секрете, но не может получить доступ к тетради из-за магического замка на справочнике. Рассказчик, обладающий необычными способностями, решает помочь Ангелине, и они планируют проникнуть в архив после работы, чтобы заполучить тетрадь.
В назначенный день, после ухода всех сотрудников, рассказчик и Ангелина тайно проникают в архив. С помощью способностей рассказчика, они открывают магический замок и достают тетрадь. Однако записи в ней оказываются неразборчивыми, что ставит под сомнение возможность быстрого раскрытия секретов.
Неожиданно, благодаря подсказке некоего "Захребетника", рассказчик начинает понимать смысл записей, и они обнаруживают, что тетрадь содержит информацию об Императорском Оружейном Заводе. Ангелина восхищена способностями рассказчика, а он, в свою очередь, испытывает к ней симпатию.
В поисках улик в архиве, герой и Ангелина обнаруживают документы, указывающие на хищения малахириума с оружейного завода. Неожиданно появляется Розалия Сигизмундовна, и им приходится прятаться. Захребетник, управляющий телом героя, находит способ открыть секретную дверь в хранилище, где они укрываются от преследования.
Внутри хранилища, в темноте, они пережидают уход Розалии и уборщицы, обсуждая произошедшее. Герой благодарит Ангелину за помощь, извиняясь за неудобства. Захребетник, воспользовавшись ситуацией, подшучивает над героем.
После ухода преследователей, они выбираются из хранилища. Ангелина приводит в порядок документы, а герой делает записи. В конце герой решает отблагодарить уборщицу за помощь, купив ей шоколадку.
Проснувшись после ночных приключений, главный герой отправляется на завтрак, где встречает поручика Зубова, готовящегося к переводу в столицу и вынужденного вести себя примерным образом. Вскоре к ним присоединяется Дюдюкин, восхищающийся главным героем и выражающий опасения по поводу его возможного отъезда. После завтрака главный герой получает вызов от хозяйки доходного дома, Агриппины Аркадьевны, которая требует его немедленного выселения из-за "непристойного образа жизни".
Выясняется, что причиной недовольства Дюдюкиной стали визиты к главному герою женщины, что вызвало пересуды среди жильцов. Захребетник, внутренний голос героя, советует ему съехать и найти жилье получше. Зубов вступается за друга, в результате чего между ним и Дюдюкиной разгорается конфликт, перерастающий в взаимные обвинения.
Главный герой, воспользовавшись знанием законов, вынуждает Дюдюкину вернуть деньги за оплаченные дни. После этого они с Зубовым собирают вещи и покидают доходный дом. На выходе главный герой сталкивается с Аглаей, которая смотрит на него с осуждением. Захребетник вновь напоминает о необходимости удачной женитьбы для карьеры героя, предлагая свою помощь в выборе невесты.
Михаил и Зубов, выселенные из доходного дома, ищут новое жилье. Михаил, получив отгул, пытается договориться с начальником, но тот предлагает лишь комнаты, которые не подходят для двоих. Зубов вспоминает о знакомом подпоручике Шешовском, который радушно принимает их в своем особняке.
В доме Шешовского разворачивается бурная вечеринка, но Зубов, не переносящий алкоголя, сбегает, оставив Михаила развлекаться. Захребетник, внутренний голос Михаила, берет управление и становится душой компании.
Утром Зубов решает съехать, не выдержав шума и веселья. Шешовский не против, и они находят квартиру, предложенную мажордомом. Захребетник недоволен, что Михаил упустил возможность веселиться.
В первой части текста описывается повседневная жизнь героя, его размышления о переезде и предстоящей отправке Зубова в столицу, а также о том, что время быстро летит и дел становится всё больше. Он занимается служебными делами в архиве, сталкивается с различными сотрудниками, такими как уборщица Серафима Кузьминична и начальница Розалия Сигизмундовна. В процессе работы герой проявляет хитрость и даже шутит, изображая использование магических методов для поиска документов, что вызывает смех ангела и раздражение Розалии. Важной частью является его наблюдение за поведением Розалии, которая тайком проверяет документы, ироничное отношение главного героя к бюрократии и магическим мифам.
Далее герой занимается расследованием в сфере оружейного завода и обнаруживает, что там происходят хищения малахириума. Он приходит к выводу, что не все амулеты из найденных в Горце одинаково легальны, а четвёртый амулет, вероятно, был приобретён не на заводе, а у другого управленца. Герой размышляет о том, что Горец ищет управленцев наёмных предприятий, чтобы скрыть утечки, и предполагает, что кто-то из руководства также вовлечён в махинации. В конце появляется ощущение, что сложная ситуация с похищениями и поставками малахириума — часть более масштабной коррупционной схемы, опасной для всех участников дел.
В целом, текст передаёт атмосферу тайных расследований, бюрократической сложносоставленности событий и неявных опасностей, окружающих главного героя. На фоне происходит постоянное ироничное отношение к магии, бюрократии и коррупции, а персонажи, такие как Розалия или ангелина, добавляют колорит и живость происходящему, создавая ощущение напряжённой, но одновременно ироничной борьбы за истину и справедливость.
В главе 24 главный герой занимается расследованием дела, связанного с порчей, и ищет серийный номер у Горца, который был найден у самоварного завода Баташева, где ранее был обнаружен малахириум. Он пытается понять связь между поставкой этого минерала и поставками для оружейного завода, избегая лишних вопросов и ведя расследование тихо и аккуратно. В процессе он сталкивается с недоверчивостью и подозрениями коллег, а его появление вызывают сплетни и слухи в Коллегии. В это время его вызывают на выполнение поручения по жалобе женщины, которая подозревает порчу своего кота, что оказывается абсурдной и смешной ситуацией, в которой герой с иронией рассматривает причну и объяснения Тихозапеваловой, объясняя, что кот вполне здоров и порча не имеет места.
Расследование продолжается, и герой ездит в Ямскую слободу по поводу жалобы, оставленной женщиной, которая жалуется на порчу кота. Он осматривает её дом, где узнает, что обвинения основаны на суеверных домыслах, и делает вывод, что в данном случае порча исключена. По пути герой обсуждает с помощником захватывающие планы о получении самовара с самоварного завода, который послужит дополнительной ложной отговоркой для ухода из работы и выполнения своих задач без подозрений. Вся обстановка насыщена иронией, и герой с заметным раздражением, но и с юмором относится к своим обязанностям и личным делам.
Вернувшись домой, герой слышит о подготовке очередной жалобы и понимает, что вся ситуация с котом — это некоторое проявление суеверий, не заслуживающих внимания. На обратном пути он заезжает на почту, где ему неожиданно навязывается конфликт с Марией, которая обвиняет его в обмане и клеветнических намерениях, подозревая его в тайных махинациях и следя за ним. Этот конфликт показывает, что в расследовании и в жизни героя много недоразумений и скрытых опасностей, а его взаимоотношения с коллегами и подозреваемыми наполнены недосказанностью и подозрением.
В целом, события главы передают насыщенную атмосферу расследования, в которой главный герой вынужден балансировать между серьезными делами, абсурдными жалобами и личными конфликтами. Несмотря на некоторую иронию и юмор, в основе лежит напряжённое ощущение тайны и необходимости скрывать свои истинные намерения, чтобы успешно разобраться с делом и при этом сохранить свою репутацию и спокойствие.
Прибыв в Тулу, главный герой, озадаченный отсутствием писем от дяди, отправляется в почтовое отделение, где не находит корреспонденции. Встретившись с Гробовщиком, который предлагает сделку, он вступает в схватку, но противник исчезает, оставив лишь следы. Утром, обсуждая с Захребетником странности, герой сталкивается с настойчивой девушкой Марией, а затем узнает о предстоящих зачётах в Коллегии.
На зачётах, где проверяются навыки магии, бега и стрельбы, герой демонстрирует выдающиеся способности в магии, но по указанию Захребетника намеренно проваливает часть испытаний, чтобы не привлекать внимания. Мефодий и Саратовцев, его коллеги, с трудом справляются с нормативами, особенно с бегом. Герой, пробежав дистанцию с легкостью, готовится к стрельбе.
Захребетник объясняет необходимость сдерживать свои способности, чтобы не вызывать подозрений и не раскрывать свои истинные возможности. Он также предупреждает о важности сохранения тайны, чтобы не вызывать ненужных слухов в Коллегии. Герой понимает, что сейчас важно не выделяться, чтобы не сорвать планы, связанные с разгадкой.
В этой главе описывается сдача стрельбовых нормативов у персонажей, где Мефодий прекрасно поразил мишень, вызывая у собеседника уважение, несмотря на его скромность. Саратовцев, хоть и сделал меньше попаданий, тоже смог подтвердить свою подготовку, и только Захребетник, проявляя осторожность или недоверие, решил не стрелять и сосредоточиться на наблюдении. После этого герои отправляются на обед, и в ходе беседы выясняется, что у некоторых из них есть подозрения насчет коллег и их прошлого, в частности Александра Саратовцева, связанного с бильярдом и долгами. Атмосфера непринужденная, хотя и с оттенком подозрительности, а каждый из персонажей размышляет о своих секретах и прошлом.
Вернувшись домой, главный герой старается отвлечься от мыслей о предстоящих делах, пытаясь даже склонить товарища Зубова к чтению, чтобы занять его в свободное время. Вскоре его вызывают к начальнику, который дает задание заняться расследованием фальшивого малахириума, при этом ему подробно объясняют, как вести себя при визите правительства. Герой получает указания, как правильно держаться, не пялиться и отвечать, чтобы не вызвать подозрений, а также подготовить все документы. В это время начальство тщательно заботится о порядке и готовится к визиту высокопоставленных чиновников, что говорит о значимости предстоящих событий.
Когда визит представителей Горного ведомства наконец происходит, персонажи чувствуют сильное напряжение. Особое беспокойство вызывает то, что чиновники выглядят не как обычные люди, а словно магические существа с каменными глазами из магического минерала. Главный герой сталкивается с глазными глазами, в которых вращаются зелёные малахитовые камни, что вызывает ощущение непреодолимого магического давления. После расшифровки их словам и поведения становится ясно, что эти существа — нечто большее, чем обычные чиновники, и их появление связано с магическими залежами и возможнейшей угрозой, которую они представляют. Ведущий диалог между двумя магическими существами показывает напряженность и намекает на надвигающуюся бурю, которую нельзя откладывать.
В завершение события один из существ, Захребетник, уходит, оставляя за собой множество вопросов о сути происходящего. Он говорит, что его приход связан с предстоящей смутой и бурей — сочетаются магия, политика и древние тайны, и герою предстоит сыграть важную роль в том, чтобы противостоять надвигающимся испытаниям. Эти гидкие встречи и таинственные сигналы подчеркивают, что впереди у персонажей ждут опасные события, связанные с магией и властью, и они должны быть готовы к борьбе.
После неожиданного интереса к нему со стороны представителей Горного ведомства, Михаила Скуратова, служащего Коллегии, не отпустили с работы даже на обед. Он узнал, что расследование фальшивого малахириума продвигается, и ему не терпелось приступить к делу. Получив разрешение, Скуратов отправился на самоварный завод, где его встретила настороженная секретарша.
В кабинете управляющего, Христофора Набегайлова, Скуратова встретил Захребетник, который, перехватив управление, начал допрос. Управляющий попытался увильнуть, но Захребетник, блефуя, вынудил его признаться в махинациях с малахириумом. Набегайлов согласился показать, где хранится вещество, но попытался затянуть время.
В цеху, где производились самовары, Набегайлов указал на место хранения малахириума, но, воспользовавшись моментом, попытался сбежать. Скуратов и Захребетник, обнаружив пропажу, бросились на поиски, и, заметив ботинки управляющего на поднимающейся платформе, поняли, куда он направился.