Автор не станет бросать своего читателя в пучину детективных историй. У следователя Чернавского есть множество иных дел, кроме расследования преступлений. Иван с удовольствием занимался бы прогрессорством, однако...
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
Получив странную посылку с отрубленной рукой, Иван, коллежский асессор, обратился за помощью к своему другу, исправнику Абрютину. Тот, не видя в этом ничего необычного, посоветовал избавиться от находки, но Иван, обеспокоенный происхождением руки и возможными намерениями отправителя, решил доложить о случившемся властям. После обсуждения с Абрютиным, рука была отправлена на экспертизу, а Иван, пытаясь справиться с неприятными ощущениями, обильно использовал одеколон.
В ходе разговора выяснилось, что Иван, возможно, стал объектом чьих-то угроз, связанных с его писательской деятельностью или, что более вероятно, с деятельностью его отца, товарища министра. Абрютин, осознавая серьезность ситуации, предложил отправить зашифрованную телеграмму отцу Ивана, чтобы предупредить его о возможной опасности.
Обсуждая возможные мотивы и последствия, друзья пришли к выводу, что рука могла быть адресована не Ивану, а его отцу, и являться предупреждением или попыткой оказать давление. Абрютин, используя свои связи и опыт, предложил использовать шифр для отправки телеграммы, чтобы обеспечить конфиденциальность и оперативность в решении возникшей проблемы.
Вскоре после получения телеграммы с требованием немедленно прибыть в Санкт-Петербург, следователь Иван и его спутница Анька отправились в путь. Анька, встревоженная слухами о "мертвой руке" - предупреждении от таинственных преступников, нервничала, но Иван, скептически относясь к суевериям, старался ее успокоить. Чтобы отвлечься, они решили вместе написать сказку, вдохновленную прочитанными книгами.
Дорога была долгой, и в почтовой карете они обсуждали детали сюжета, спорили о героях и именах, а также о том, как лучше доставить козу Аньки в столицу. Иван, планируя поездку, столкнулся с необходимостью получить отпуск, нанять карету и собрать вещи, включая гостинцы и "шекснинскую стерлядь". Анька, в свою очередь, беспокоилась о том, как будет жить в Петербурге, и о том, как ей получить вид на жительство.
В ходе обсуждения выяснилось, что Анька, как воспитанница, не нуждается в виде на жительство, а также, что она уже заказала мебель в Петербург. Иван, в свою очередь, планировал попросить отца о помощи с видом на жительство для Аньки. В итоге, они пришли к согласию, что Анька будет жить у его родителей, а также, что они продолжат работу над сказкой, которая должна была называться "Волшебник Изумрудного города".
В пути к столице, в трактире, рассказчик и его сестра Аня вновь встречают поручика Салтыкова, которого уже встречали ранее. Поручик, как и прежде, без средств, но полон идей о нравственности, почерпнутых из учения Толстого. Он рассказывает о своих друзьях, последователях Толстого, которые, оставив прежнюю жизнь, занимаются физическим трудом.
Рассказчик, вступая в дискуссию, выражает сомнения в эффективности такого подхода, указывая на необходимость использования знаний и образования для пользы общества. Он подчеркивает важность специализации и технического прогресса, предсказывая появление новых технологий в сельском хозяйстве.
Поручик, выслушав доводы, остается при своем мнении, но признает ценность мнения рассказчика. В конце концов, рассказчик приходит к выводу о необходимости перемен в стране, связанных с развитием промышленности и механизацией сельского хозяйства, чтобы обеспечить прогресс и благосостояние.
По прибытии в Санкт-Петербург главный герой и его спутница Аня сталкиваются с радушным приемом в доме, где проживает его мать. Аня, подружка невесты, быстро берет на себя роль хозяйки, руководя прислугой и заботясь о деталях. В атмосфере семейного тепла и заботы, герой испытывает смешанные чувства, включая ревность к Ане, но быстро осознает важность семейных уз.
В ходе разговоров выясняется, что свадьба героя отложена, а Аня, как подружка невесты, обеспокоена деталями церемонии, в частности, своим ростом. Мать героя делится новостями о его деде, влиятельном генерале, и о своем назначении на должность в медицинском училище. Герой вспоминает о недавнем ранении и о том, как Аня заботилась о нем.
После завтрака герой готовится к встрече с отцом, размышляя о загадочной руке, которую ему прислали. Аня, в свою очередь, делится своими опасениями по поводу предстоящей свадьбы, объясняя, что ей будет неудобно выполнять роль подружки невесты из-за разницы в росте с женихом и шафером.
Отец, узнав о событиях, связанных с "вольнодумством" Ивана, вызвал его на откровенный разговор. Иван рассказал о встрече с сокурсником Прохоровым, раскрывшем истинную причину доноса, основанную на зависти. Отец, переживая за сына, признался в своих опасениях и сожалениях о прошлом.
В ходе беседы Иван поделился своими чувствами, объяснив, что не хотел расстраивать отца, и выразил радость от жизни в Череповце, особенно благодаря встрече с невестой Анной и другими дорогими ему людьми. Отец, в свою очередь, рассказал о младшей дочери, умершей в детстве, и о том, как Анна напоминает ему о ней.
Разговор перешел к обсуждению текущих дел, включая раскрытие дела об отрубленной руке и предстоящий доклад государю. Иван выразил желание вернуться в Череповец, но отец намекнул на возможную аудиенцию у императора, что заставило Ивана задуматься о задержке в столице. Отец, получивший новый чин, подчеркнул важность службы и намекнул на необходимость подождать решения государя.
Встреча с императором Александром III состоялась в Зимнем дворце, куда Чернавского вызвали для аудиенции. После формальностей и ожидания в приемной, где он обнаружил любопытные детали, вроде гвоздя в кресле, Чернавский был принят государем. Император, начав с обсуждения доносов и слухов, перешел к теме литературного творчества Чернавского, в частности, его планов по созданию детектива, действие которого первоначально планировалось в Англии.
Император выразил пожелание, чтобы действие происходило в России, мотивируя это нежеланием способствовать чрезмерной англизации. Чернавский согласился, объяснив, что перенес действие в Россию, и поделился идеями о сюжете, включая частного сыщика и секретную карту Кольского полуострова. Государь, выслушав его, проявил интерес к деталям расследования и даже подсказал некоторые сюжетные ходы.
В ходе беседы император упомянул о досье, которое он собирает на Чернавского, содержащем информацию о его служебной деятельности, литературных работах и даже сплетнях. Обсуждались различные обвинения, включая вольнодумство и влияние на городскую думу. В завершение встречи император преподнес Чернавскому подарок – статуэтку стаффордширской керамики, что вызвало у последнего восторг.
В этой главе главный герой общается с императором, делясь своими мыслями и идеями по разным вопросам, начиная с личных и заканчивая научными. Он рассказывает, что у него есть козочка, которая напоминает о покойной матери, и решает оставить её в хозяйстве, несмотря на ее ненужность с хозяйственной точки зрения. Император отмечает необычность такой привязанности для деревенской девушки и поинтересовался, как она живет. Герой с юмором отвечает, что ее живность скорее память и символ, и не хочет её умирать, чтобы не обидеть сестру, которая привязана к ней.
Далее разговор переходит к творчеству и научным открытиям, в том числе к идее определить группы крови через простую, казалось бы, процедуру с носком и микроскопом. Герой объясняет, как он придумал эту методику, и шутит про будущую центрифугу. Он рассказывает о своих мыслях по поводу разработки ледоколов и предполагает создание нового типа следов для раскрытия преступлений, по сравнению с существующими методами. Государь внимательно слушает, отмечая убедительность его идей, и интересуется, есть ли у него конкретные планы по их реализации.
В ходе беседы поднимаются вопросы о русско-Английских исторических взаимоотношениях. Герой делится деталями исторических эпизодов, таких как задержание русского посла и разногласия в интерпретации британских источников, что свидетельствует о его критическом отношении к односторонней информации. Он обещает написать статьи о взаимоотношениях России и Англии, основываясь на фактах, и отмечает свою способность читать по-английски. Император подчеркивает важность честного и объективного анализа, обещая публиковать его материалы в газетах и журналах.
В завершение разговор переходит к вопросам образования, в частности к критике английской системы, которая, по мнению героя, зачастую скрывает строгие и жесткие методы. Герой получает указания присылать свои сочинения императору, а также подготовить небольшие заметки о системе английского образования. Тем самым его идеи и инициативы находят поддержку, несмотря на серьёзность и сложность обсуждаемых тем. В этом диалоге сочетаются юмор, серьёзные размышления и желание внести свой вклад в развитие науки, культуры и критического анализа исторических событий.
В этой главе изображается насыщенная сцена встречи литературных авторов с редактором, проходящая в роскошном ресторане. Персонажи обсуждают высокие цены и свою гордость, ведь они не хотят вмешиваться в отношения с издателем, осознавая свою значимость и самостоятельность. Героиня Аня настаивает, чтобы оплату за еду произвел ей автор, поскольку она выступает не просто как соавтор, а как равноправный коллега. В ходе диалога они узнают, что их издатель Лейкин, несмотря на свои преимущества, часто недоплачивает авторам и использует различные схемы для увеличения собственной прибыли.
После обеда герои направляются в театральный ресторан, чтобы пройтись и подождать встречи с представителем императорских театров, желающим поставить их пьесу на сцену. В процессе общения ясно проявляется разочарование в отношениях с Лейкиным, который опоздал и демонстрирует свое неуважение. В атмосфере напряженности авторы решают прервать встречу и покинуть ресторан, услышав о намерениях Лейкина — прекратить сотрудничество и аннулировать права на пьесу, потому что сроки истекают, а договор с издателем не был продлит.
Перед уходом на их пути встречаются театральные работники, и стоит обсуждение о будущем постановке «Обыкновенного чуда». Захваченные разногласиями, авторы решают не продолжать сотрудничество с Лейкиным и планируют найти более честных партнеров, чтобы их право на пьесу осталось за ними. Они также получают советы по организации постановки и обсуждают возможности заработка и риски, связанные с театральным бизнесом. В разговоре раскрываются реальные интересы и сложности современных авторов, их отношение к издателям и театральным менеджерам.
По пути домой герои, уже на своей улице, встречают знакомого директора театра Верховцева, который показывает свою уважительность, проявляя интерес к их творчеству, и рассказывает о системе гонораров, которые платят начинающим драматургам и артистам. В доме их встречает мама, и они обсуждают предстоящие дела, остается ощущение, что авторы намерены бороться за свои права и выставить на сцену свою сказку, несмотря на все трудности и противоречия, связанные с коммерческими и личными интересами. Главная атмосфера — это сочетание творческого подъема, разочарования и поиска честных путей в мире литературы и театра.
В течение семейного завтрака активно обсуждались планы и турботы главных героев. Мать осыпала Ивана упреками за то, что тот отправил вместо себя на деловые переговоры девушку и сестру, что было сочтено неподобающим. После этого семья продолжила подготовку к дню рождения дедушки, который собирались отмечать всей большой семьей. В разговоре с отцом Иван предложил идеи по улучшению будущего полицейского училища, например — введение обучения иностранным языкам и обязательное обучение фотографированию, что согласился его отец.
Обсуждались и личные судьбы, в том числе профессиональные планы жены и сестры: с одной стороны, Леночка могла бы стать преподавателем латыни, а с другой — Аня собиралась открыть собственную лабораторию и поехать в Париж учиться у Луи Пастера, чтобы заниматься созданием лекарственных средств. Мама, однако, против такой учебы, надеясь, что дочь останется дома. В это же время герой задумывался о создании музея истории правоохранительных органов и собирал конструктивные идеи для этого проекта, выражая желание участвовать и в экспедициях на Кольский полуостров для поиска полезных ископаемых.
В процессе у семьи возникали разговоры о финансах: у Ани было в банке 18 тысяч рублей, а у Ивана — 9 тысяч, которых не хватало на экспедицию и другие важные дела. Аня предложила использовать акции железной дороги для финансирования проекта, также обсуждались детальные планы по развитию науки и промышленности, включая создание лаборатории по исследованию плесени и лекарственных средств. Мама выражала опасения относительно перспектив, но дочь была полна решимости реализовать свои идеи, планируя поездку во Францию. В целом, разговоры сочетались с шутками, заботами и мечтами, создавая атмосферу активного и многостороннего планирования будущего.
Отец главного героя собирается ненадолго отлучиться со службы, а затем они все вместе планируют навестить дедушку, генерала от инфантерии. Герой, ожидая отца, решает прогуляться по антикварным лавкам, но не находит ничего интересного. В книжном магазине он приобретает несколько книг, включая "Сказки Мельпомены" Чехова, которые собирается подарить. Вернувшись домой, он узнает, что его ждут, и отправляется на званый обед к деду.
На обеде обсуждают разные темы, включая народную медицину и конопатку домов. Герой замечает множество военных в мундирах, а также знакомых, приехавших поздравить дедушку. Он обращает внимание на награды генерала, удивляясь некоторым из них. Вскоре выясняется, что дедушку собирается посетить сам государь. Герою поручают развлечь гостей пением, и он исполняет песню, вызвавшую восторг.
Неожиданно появляется император, поздравляет генерала и вручает ему орден. Государь отмечает талант внука и просит его спеть еще. Герой исполняет песню о русском солдате, после чего император покидает торжество.
Вечер имениных деда закончился поздно, все гости разъехались только к рассвету, а семья осталась ждать, пока дом не опустеет. Старый генерал чувствовал себя усталым, но счастливым: его наградили орденом, а внук спел трогательную песню, вызывающую слезы у гостей. В течение вечера было много теплых воспоминаний и песен, в том числе переделанная «Офицеры», которая затронула душу присутствующих. Перед уходом государь еще раз тепло попрощался с дедушкой и обещал Ваню выступить перед императрицей и его детьми.
После праздника семья располагалась у теплого вьюга и обсуждала семейные новости и предстоящие планы. Маленькая Аня, уставшая, заснула на плече у отца, что вызвало у родителей разные чувства — нежность и заботу. Вечером отец и мать обсуждали достоинства и награды, а также услышанное от министра о возможных переменах в карьере Вани, его ожидающих путь в военную службу. Отец с юмором и заботой рассказывал о перспективах и чинах, сравнивая их с военными звездами и погонами.
На следующий день семья отправилась на утренний завтрак, где обсуждались семейные дела и новости про литературные успехи Ани и Вани. В разговоре затрагивались вопросы издательств и публикаций, планы на будущее и подготовка к важным событиям, включая фотосессии и возможное переезд в город. Дети активно участвуют в планах, делая поправки в книжные проекты, и обсуждают свои будущие заслуги и чиновые перспективы, что вызывает недоумение и улыбки у взрослых. В целом, вечер и следующий день наполнены семейной теплой атмосферой, вниманием к статусу и мечтам молодых, а также заботой и надеждами родителей.
Вернувшись в Череповец раньше запланированного, рассказчик обнаруживает, что его дом полон забот: нужно разобраться с козой, отсутствием керосина и еды. Он размышляет о переменах в своей жизни, вспоминая о недавней встрече с государем и контрасте с текущими заботами. После короткого визита в трактир, где его радушно встречают, он узнает о необычном бизнесе своего знакомого - продаже сосновых шишек, которые пользуются спросом даже в Москве.
В трактире рассказчик вспоминает о прошлом, о времени, проведенном с любимой девушкой, и о том, как изменилась его жизнь. Он заказывает еду и общается с хозяином трактира, который делится проблемой своего двоюродного брата, столкнувшегося с "ведьмой". Рассказчик, скептически относящийся к подобным вещам, выслушивает историю о проклятии, наложенном на брата после того, как тот выбил окна у старухи.
Рассказчик, устав от деревенских проблем, дает совет брату трактирщика, советуя ему обратиться к священнику. Он решает сообщить о ситуации местному исправнику, чтобы предотвратить возможные неприятности. Покинув трактир, он заказывает еду на вынос и отправляется в баню, предвкушая отдых и заботы о своем коте Кузьме.
С самого утра в доме царила суета: кухарка хлопотала на кухне, кот Кузьма требовал еды. Хозяин, вернувшийся домой, обнаружил разбитый горшок, но кухарка уже испекла свежий хлеб и готовила завтрак. После осмотра подарка императора и книг, он решил подарить кухарке платок, вызвав у нее слезы радости. Обсудив с ней переезд в Петербург, хозяин дал ей денег на новую одежду.
Затем он встретился с невестой, Леночкой, и они решили написать повесть, а не сказку. После чаепития тетушка предложила им сходить на каток. Там, пытаясь кататься на коньках, хозяин потерпел неудачу, но зато встретил двух юных помощников полиции, которые тоже пришли покататься.
Пока хозяин наблюдал за катанием невесты, к нему подошел помощник пристава с плохой новостью.
В главе описывается сцена жестокого преступления — убийство женщины в ее кабинете. Тело было найдено в кресле с открытым ртом и зловещим выражением глаз, а на полу рядом лежала окровавленная бритва, которая, предположительно, могла стать оружием преступления. Однако детальный осмотр показал, что убитая не покончила с собой, так как в комнате не обнаружено следов взлома или попытки кражи, кроме ценных векселей, находившихся в ящике стола. Векселя, с одновременным указанием суммы, вызывают вопрос — почему злоумышленник не взял их, что поднимает гипотезу о мотивах, кроме корысти, возможно, месть или зависть.
Пока следствие продолжается, к месту вызывают земского врача, которого требуют провести первичный осмотр тела. Однако врач оказывается невнимателен и груб, он отказывается выполнять стандартные процедуры и демонстрирует совершенно непрофессиональное отношение к работе, что вызывает раздражение у следователя и исправника. В результате врача увольняют, а на место вызывают другого специалиста, которого изначально подозревали — Михаила Терентьевича Федышинского. Он быстро и профессионально оценивает время смерти — предположительно, убийство произошло между 15 и 16 часами, а могло быть и чуть позже, учитывая температуру в комнате и характер ран.
Федышинский указывает, что раны на шее у женщины — результат жесткого нападения, скорее всего, с целью убийства, а не суицид. Он замечает, что повреждения указывают на то, что нажимали на горло с обеих сторон, очевидно, кто-то держал женщину за плечи, позволяя нанести два смертельных удара бритвой. Следователь усматривает в этом убийство, а не самоубийство, поскольку в ранах есть признаки борьбы и жестокости, а обнаруженные повреждения ушей и выдернутые сережки свидетельствуют о насильственной разверстии и грабеже.
После этого команда приступает к сбору улик — осмотру комнат, переписыванию ценных бумаг, обнаруженных в ящиках, и подготовке к дальнейшим следственным действиям. В ходе процесса становится ясно, что мотив преступления может быть не только денежным: ценности, найденные в ящике, достаточно велики, чтобы купить недвижимость или транспорт, но внезапно появляется новая версия — подозрение в убийстве связано с возможной личной неприязнью или местью. Ведется также расследование обстоятельств убийства, причем вскоре становится очевидно, что орудие преступления — та самая бритва, и что убийство было умышленным, а не результатом суицидальных действий.
Следователь Чернавский прибывает на место убийства, где уже находится мертвая женщина. Он планирует осмотр дома, но из-за позднего времени откладывает его до утра. Вскоре появляется исправник Абрютин, который отправляет человека на почтовую станцию для задержания подозрительных лиц. На место преступления прибывают окружной прокурор Книсмиц и председатель земской управы Румянцев, что вызывает недовольство Чернавского. Румянцев пытается вмешиваться в расследование, но следователь пресекает его попытки.
После ухода Румянцева, прибывает телега для перевозки тела. Во дворе появляется подруга убитой, Мария Ивановна Лентовская, которую Чернавский успокаивает. Тело Зинаиды увозят, а Чернавский обещает Лентовской сделать все возможное для раскрытия преступления. Следователь понимает, что ему предстоит допросить Лентовскую и других свидетелей, а также найти Милютина. Он возвращается в дом, чтобы начать допрос тех, кто там находился.
В ходе осмотра места преступления установлено, что смерть Зинаиды Красильниковой произошла в ее спальне, где она была найдена убитой с разрезом на горле и кровью. Бритва, найденная рядом, выглядит новее и не принадлежала хозяевам, что вызывает подозрение о подготовке к убийству или о попытке оставить следы. Осматривая кухню и комнату, следователь обращает внимание на отсутствие важных улик вроде записок или дневника, но обнаруживает акции крупного банка и фотопортрет будущего мужа Зинаиды Игоря Синявского, который вызывает подозрения как возможный мотив или один из подозреваемых. Помимо этого, обнаружен портрет и личные украшения, что показывает, насколько обширные были увлечения хозяйки.
Проверяя спальню и другие комнаты, полиция обнаруживает многочисленные фотографии и вещи, связанные с личной жизнью Зинаиды. В её шкафу и на комоде находятся драгоценности, письма и телеграммы, а также предметы, намекающие на её мечты о любви и счастье, которых ей, похоже, не суждено было получить. В частности, портрет Игоря Синявского и его подарки выглядят, как культ для Зинаиды, что наталкивает на мысль о возможной связи между этим увлечением и убийством. Отдельное внимание уделяется документам — акциям банка и письмам, которые требуют дальнейшего изучения.
Следователь делает вывод, что преступление не спонтанное, а тщательно подготовленное, с осознанием целей и возможных следствий. В процессе осмотра обнаруживается сгоревшая тряпка в печи, которая могла быть использована для подготовки к убийству, а также предполагаемый план преступника — оставить улики или подготовить алиби. Он также анализирует возможные мотивы подозреваемых, включая Игоря Синявского, и задает вопросы о причинах, по которым свидетельства и предметы личного характера держались в особом месте. В итоге, главным остается вопрос о том, кто именно и зачем убил женщину, и какие ещё улики могут пролить свет на правду.
Следователь Чернавский, не успев пообедать, решает сдать изъятые на месте преступления ценные бумаги в Казенную палату, а не в банк. По пути он сталкивается с бухгалтером Полежаевым, который затягивает процесс, увлеченный охотничьими рассказами. Чернавский, устав от пустых разговоров, наконец получает расписку и размышляет о будущем наследстве убитой Зинаиды Дмитриевны, вспоминая детективные сюжеты и отсутствие завещаний у русских.
В суде его ждет окружной прокурор Книсмиц, который неожиданно сообщает о желании уйти в отставку и поступить на службу в земство. Чернавский, удивленный переменами в поведении прокурора, получает от начальника суда Лентовского просьбу о деликатном допросе его жены, а также информацию об отсутствии ценностей у убитой. Лентовский просит Чернавского о помощи в допросе жены, а также о помощи в выяснении обстоятельств смерти Зинаиды Дмитриевны.
После встречи с начальством Чернавский, уже изрядно проголодавшись, сталкивается с Книсмицем, который просит совета в любовных делах. Оказывается, прокурор намерен возобновить отношения с замужней женщиной, которая недавно развелась с мужем. Чернавский, удивленный и уставший, советует Книсмицу следовать зову сердца, понимая, что его советы вряд ли будут услышаны.
В первой части текста главный герой идет в дом Десятовых, чтобы проверить судьбу Леночки и узнать, доведен ли был ее некий кавалер домой. Леночка делится странной концепцией о дружеской «второй жене» — службе, что вызывает у героя удивление и облегчение, что она не сердится на него за прошлый инцидент. Девушка также выражает сочувствие Зинаиде Дмитриевне, убитой женщине, которая, по их рассказам, ходила в Благовещенский храм и была необычной, светящейся внутри. Герой размышляет о людях, подобных Зинаиде, и о том, как важно проявлять сочувствие и помнить о людях, оставшихся в тени его жизни.
Далее герой прибывает в суд и встречается с коллегой, коллегой становится Павел Петрович — молодой человек, мечтающий о карьере следователя. Герой учит его правилам поведения, в частности, протягивать руку первым старшему или более опытному, а также рассказывает о текущем расследовании убийства Зинаиды Дмитриевны. Он наставляет его проводить допрос почтальона, уточнить его последний визит и составить реестр переводов, что поможет найти преступника. Также обсуждается версия о том, что убийца — мужчина, и что возможен след из-за потерянной бритвы, которую нужно проверить.
В третьей части начинается обсуждение деталей преступления: экспертизы, возможных свидетелей и предметов, связанных с делом. Герой и его коллеги пытаются понять мотивы убийства, рассчитывая на выяснение, кто мог войти в дом. Они анализируют возможные версии, в том числе, что преступление связано с деньгами, украшениями, а также предметами, оставшимися у жертвы. Особое внимание уделяется описанию сумки Зинаиды Дмитриевны и материальным деталям, которые могут помочь в расследовании. В процессе герой дает указания помощнику, обучая его важным в профессии нюансам и требованиям к работе, и одновременно размышляет о возможных версиях и улики, которые помогут раскрыть дело.
День следователя начался с разочарования в работе помощника и осмотра улик по делу об убийстве. Осмотр бритвы и окровавленной ткани не дал результатов, а допрос кухонного работника Щеглова, оказавшегося в состоянии сильного алкогольного опьянения, не принес полезной информации. Жена Щеглова рассказала о щедрости убитой, которая платила работнику высокую зарплату, и о том, что все знали о ее деньгах.
Следователь, осознав, что мотив убийства, скорее всего, не корысть, отправился на почтамт, чтобы получить информацию о денежных переводах, отправленных убитой. Почтмейстер, не сразу поняв серьезность ситуации, предоставил выписку, из которой стало ясно, что Зинаида Дмитриевна регулярно отправляла крупные суммы некоему Синявскому. Последний перевод был сделан незадолго до убийства.
Следователь решил задержать Синявского, подозревая его в мошенничестве и, возможно, в убийстве, несмотря на риск для своей карьеры. Он понимал, что это может привести к проблемам, но решил действовать, чтобы предотвратить новые преступления и наказать мошенника. Он готов был пожертвовать продвижением по службе ради справедливости.
Утро следователя начинается с кофе и размышлений о вчерашнем дне. На столе обнаружено письмо из Санкт-Петербурга от Ани, сестры главного героя, которое содержит критику за отсутствие писем. Аня выражает недовольство, что брат не написал ни ей, ни матери, и напоминает о его обещании. В письме также обсуждаются творческие дела: Аня просит синопсис для продолжения сказки, которую они пишут вместе, и поднимает вопрос о судьбе героев.
Главный герой, испытывая стыд, решает написать письма родным, но сталкивается с проблемой отсутствия чернил. Он вспоминает о творческих разногласиях с Аней и ее желании женить героев сказки. После завтрака он отправляется на службу, где его встречает помощник, коллежский регистратор Знаменский. Тот сообщает, что допросил почтальона, который не приносил писем в дом убитой.
Знаменский признается, что передумал быть следователем, и герой объясняет ему разницу между реальностью и литературой, подчеркивая необходимость времени и усилий для раскрытия преступлений. Он советует помощнику искать себя и делится своими жизненными ошибками. В конце концов, герой понимает, что ему предстоит много работы, и отправляется на почту, чтобы отправить письма.
Следователь после осмотра места преступления и составления экспертизы приступает к допросам. Он начинает с Городского головы Милютина, выясняя детали о наследстве убитой Зинаиды Дмитриевны. Выясняется, что у неё нет прямых наследников, а также всплывают векселя на крупную сумму, выписанные Милютиным. Городской голова объясняет, что это было сделано для защиты своих интересов и обеспечения финансовой стабильности.
Следователь узнает о финансовых делах Зинаиды, включая её акции и банковские счета, которые он решает заморозить. Он также выясняет, что Зинаида получила деньги в рассрочку, а убийца, скорее всего, не стал бы связываться с векселями из-за сложности их обналичивания. После этого следователь переходит к допросу подруги убитой, Марии Ивановны Лентовской.
В ходе разговора с Марией выясняется, что отец Зинаиды был строгим, но любящим родителем. Мария рассказывает о случае, когда Зинаиду выпороли за связь с молодым человеком, который впоследствии сбежал из города. Следователь понимает, что этот эпизод может быть связан с прошлым Зинаиды и, возможно, имеет отношение к её убийству.
Следователь начинает допрос парикмахера Сальникова, подозреваемого в убийстве Зинаиды. Сальников ведет себя вызывающе, но следователь, несмотря на личную неприязнь к подозреваемому и знакомство с жертвой, сохраняет хладнокровие. Он понимает, что для обвинения нужны веские улики, и, хотя их достаточно, необходимо признание. Сальников сначала отказывается сотрудничать, но затем начинает рассказывать свою историю, пытаясь выставить убийство случайностью.
В ходе допроса выясняется, что Сальников бежал из Петербурга, где был связан с криминальным миром и должен крупную сумму денег влиятельному вору Феофану. Он подозревает, что его преследуют из-за долга. Сальников рассказывает, что пришел к Зинаиде, чтобы попросить денег, но она отказала, и в порыве гнева он ее убил.
Следователь, понимая, что Сальников лжет, продолжает давить, заставляя его признаться в умышленном убийстве. Сальников, в конце концов, признается, что пришел к Зинаиде с намерением ее убить, чтобы получить деньги и избежать расплаты с Феофаном. Он описывает, как совершил убийство, и следователь понимает, что дело раскрыто, хотя ему предстоит еще много работы по оформлению документов и подготовке к суду.
Предвкушение праздника смешивалось с горем и ожиданием радости. Следователь завершил основную работу по делу об убийстве, допросив подозреваемого и свидетелей, включая приказчика Милютина, Баскова. Тот сначала отрицал свою причастность к распространению информации о деньгах, но после намека на допрос самого Милютина, признался, что проболтался парикмахеру. Следователь закрыл дело, отложив его до окончания праздников, когда судебные заседания отменены.
В преддверии праздников гимназистки получили каникулы, в то время как мальчики из реального училища продолжали учиться. Преподаватели гимназии, однако, были недовольны, так как им не выплачивали зарплату за время каникул, но директор нашел способ компенсировать это. Следователь же готовился к праздникам, помогая невесте и ее тетушке наряжать елку, а затем отправился на похороны и поминки по погибшей, несмотря на личные переживания.
Следователь решил, что невесте лучше остаться дома, чтобы не простудиться, а сам отправился на поминки, чтобы поддержать подругу семьи. Он планировал провести праздники дома, ожидая возвращения к работе после Рождества, когда все остальные чиновники выйдут на службу. Впереди его ждали праздничные хлопоты, но и грустные воспоминания о недавней трагедии.