Продолжаются приключения нашего человека в глубоком тылу врага. На дворе 1409 год и приближается Грюнвальдская битва, которая станет началом конца державы крестоносцев.
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
В начале текста описывается напряженная сцена боя и спешная борьба за спасение женщин. Иоганн требует развернуть телегу поперек дороги, чтобы помешать преследователям, и с помощью местных жителей и своих товарищей пытается организовать оборону. Он командует, стегая лошадь, и перегородил дорогу, чтобы остановить врагов. В это время впереди приближается отряд противников, из которых часть сбита и растянулась по дороге, а часть — ещё в движении. Герои используют стрелковое оружие, пушку и даже ругаются по-немецки, борясь за свои жизни и защиту женщин.
В ходе схватки происходит сильный взрыв — гроб с мертвым бароном, подбитый пушкой, падает и вместе с этим гибнет и сам барон. Это создает хаос, женщины теряют сознание, а бой продолжается в беспорядке. Враги постепенно отступают, потеряв одного из своих, и спасение становится возможным. Герои, окружённые страхом и адреналином, пытаются по ранам и сбитым коням определить свои потери и перевести дух, при этом вызывая внутри себя смесь усталости и облегчения.
Происходящее объясняет, что перед ними остались лишь небольшие силы противников, и они начинают отступать, опасаясь дальнейшего огня. В это время Петерс, произнося молитву и бормоча огораживаясь крестными знамёнами, осматривает поле боя, смотрит на раненых и умирающих. В конце боя все восстанавливаются, и герои, хоть и грязные и уставшие, собираются. Иоганн пытается привести женщин в чувства, а остальные оценивают ситуацию, готовясь к следующему этапу — отъезду и выяснению разведданных у Петерса, который узнает больше о действиях врагов и их будущем плане.
В целом, сцена наполнена боевым напряжением, хаосом и дуализмом между ужасом и чувством выполненного долга. Обстановка тяжелая и суровая, герои проявляют мужество и решительность, несмотря на усталость, а хаос битвы сменяется элементами командной работы, планирования и надежды на спасение.
Отряд, спасаясь от преследования, сворачивает с дороги к реке, где планирует сделать остановку. Иоганн, услышав топот копыт, понимает, что погоня близка. Приняв решение уйти, они бросают часть имущества, включая оружие и доспехи, чтобы выиграть время. Отто, управляющий, настаивает на пешем переходе вдоль реки, несмотря на неудобства.
Во время пути, который оказывается сложным из-за пересеченной местности, раздается взрыв, подтверждающий, что оставленная ловушка сработала. Отряд понимает, что преследователи разозлились и скоро настигнут их.
Начинается спешное отступление под дождем, которое осложняется заболоченной местностью и буреломом. Иоганн, идущий последним, слышит ржание лошадей, сигнализируя о приближении врагов. Юрген призывает к ускорению, предчувствуя скорую схватку.
Внезапное нападение отряда рыцарей прерывает спокойствие. Завязалась жестокая схватка, где арбалетные болты и мечи решают судьбы. Всадники в коричневых плащах атакуют, но меткие выстрелы и неожиданные приемы приводят к потерям с обеих сторон.
В ходе боя погибают как нападавшие, так и защитники, а кони становятся причиной новых смертей. Иоганн, парень, и другие герои сражаются, используя копья и мечи, чтобы выжить.
По мере того, как битва продолжается, ситуация становится все более отчаянной. Отто Хольте и фон Бок, израсходовав почти все свои стрелы, оказываются в критическом положении. Юрген фон Кессельхут, окруженный врагами, борется за свою жизнь.
В финале, когда надежды почти не остается, Иоганн совершает отчаянный поступок, чтобы спасти Юргена. Остается лишь трое рыцарей против двух выживших, инвалида и пацана, и исход битвы висит на волоске.
В ходе ожесточенного боя Мартин фон Бок высовывает последнюю, нелетальную стрелу, надеясь напугать врагов и снизить их боевой настрой, но его попытка оказывается напрасной. В схватке остаются лишь несколько литвинских бойцов и литвинка, захваченного врагами, а остальные уже либо ранены, либо убиты. Лицари, видя безнадежность ситуации, бросаются в атаку, а фон Бок решает стрелять по коню, чтобы отвлечь врага и дать время себе и союзникам. Однако его выстрел попадает в хвост жеребца, а не в человека, что создает дополнительный хаос. Самсон, несмотря на свою слабость и неопытность, отвлекает врага, нанесший ему ранение, пронзая жеребца боршвертом — колющим мечом без лезвия, который эффективно прорвал кольчугу врага, убив его.
В это время Иоганн пытается удержаться на коне, но его животное резко прыгает, сбивая мальчика с ног и врезаясь в кусты. Он с трудом уклоняется от сбитого с ног коня, берет в руки меч и помогает себе кинжалом. Обстановка становится все более хаотичной и опасной, а лошадь продолжает метаться и ломать кусты, создавая шум и панику. Иоганн, раненый и запутанный, всё же удачно подбирает меч, чтобы уберечься, и продолжает избегать опасности в окружении шумных боевых действий и бегущих всадников. В один момент он чуть не погибает под копытами и опрокидом связавшихся с этим боем, чем создается комическая ситуация.
Самсон, лежа в болотце, рефлекторно просыпается, увидев, что его рана уже выздоравливает, и чувствует опасность вокруг. Он слышит крики и понимает, что ситуация остается критической. В это время на поле продолжает бушевать бой: один из литвинских раненых умирает, а Мартин, после долгих размышлений, решает привести свой духовный обряд, перекрещиваясь и произнося молитвы. В результате конь окончательно теряет равновесие и сваливается в воду с литвинским хозяином, что дает вражеским боевым действиям передышку. Весь этот хаос сопровождается ощущением приближающейся смерти, но и надеждой на чудесное спасение или хотя бы на выживание в этом жестоком бою.
После трагических событий, включая смерть Юргена и Генриха, Иоганн и его товарищи возвращаются в замок барона Зайцева. Похороны Генриха и Киселя были организованы в Пиньках, но из-за запаха разлагающихся тел и проблем с лошадьми, их пришлось отложить. Иоганн, встретив своих друзей, десятника Семёна и Андрея, узнает о сборе урожая и о том, что повстанцы отступили.
Иоганн, тяжело переживая потери, делится с Семёном новостями о выживших, включая Марию, мать Герды, и других. После болезни и пропущенных похорон, он узнает о возвращении Карлоса, который "заблудился" в лесу. В замке кипит работа: изготавливаются гробы, пушки и рукомойники. Иоганн, выздоравливая, пытается лечить фон Бока народными средствами, а также задается вопросом о возможности печати книг, что вызывает удивление у Мартина.
Семён объясняет, как повстанцы и литвины отступили, испугавшись их отряда. Иоганн, выздоравливая, проводит время в гриднице, где его лечат Матильда и другие. Он размышляет о событиях, о возвращении Карлоса и о новых изобретениях, которые помогают восстановить жизнь в замке.
В Каире жители разобрали облицовку пирамид, используя камни для строительства своих домов и мечетей. Иоганн, оправившись от болезни, обнаружил, что местные жители разобрали мост, чтобы использовать доски для своих нужд. На пляже, где Иоганн собирался искать янтарь, царил беспорядок: мусор, отходы и следы костров. Несмотря на это, пляж был частично очищен, а водоросли использованы для различных нужд. Иоганн решил собирать янтарь, собрав за день с командой детей два ведра янтаря, включая крупный экземпляр, который можно было бы использовать для изготовления эксклюзивной чашки.
Иоганн задумался о создании токарного станка для обработки янтаря. Он начал с эскизов, пытаясь упростить конструкцию, отказавшись от сложных деталей, таких как суппорт, и используя кузнечную сварку и клинья для крепления резца. Он вспомнил фильм "Война и мир", где станок был упрощен, и решил, что для начала можно обойтись без сложных механизмов. После размышлений и сна, Иоганн понял, что ему нужен привод, и придумал идею использовать педали, как у велосипеда, для вращения станка.
Иоганн столкнулся с трудностями в реализации своей идеи, особенно в изготовлении деталей. Он обратился к кузнецу Угнисосу, чтобы тот сделал колеса для привода, но столкнулся с непониманием и языковым барьером. В итоге, кузнец согласился изготовить колеса, а Иоганн планировал использовать свинец в качестве подшипников. Иоганн решил, что кузнец должен выполнить работу, несмотря на его сомнения, и надеялся, что Карлос, искупив свою трусость, поможет в дальнейшей работе.
Иоганн, оказавшись в замке, решил улучшить свои навыки и физическую подготовку. Он начал тренироваться с арбалетчиками, а также разработал систему тренировок для себя и других новичков, включающую бег, упражнения с мечом и арбалетом, а также физические упражнения. Параллельно он столкнулся с необходимостью создания красок для янтарной картины, столкнувшись с трудностями в их изготовлении. Вспомнив о знаниях из прошлого, он решил попробовать создать олифу и краски, используя доступные материалы и методы.
Иоганн обратился к опыту прошлого, вспомнив о способах изготовления олифы и красок, которые он изучал в прошлом. Он решил использовать льняное масло и сиккатив для создания олифы, а также экспериментировать с различными пигментами для получения красок. Он планировал использовать янтарную крошку, а также искать другие природные красители, такие как луковая шелуха и зверобой.
В поисках необходимых материалов и знаний Иоганн обратился к знахарке Матильде, чтобы получить ступу для измельчения янтаря и узнать о способах получения красок из растений. Он показал ей свою янтарную картину, вызвав удивление и интерес. Матильда поделилась некоторыми знаниями о растительных красителях, но Иоганн понял, что ему нужны другие методы для получения красок в больших количествах. Он решил сосредоточиться на использовании минеральных пигментов, таких как каолин, и искать способы их получения.
Иоганн, узнав от Матильды о необходимости найти художника, обратился за помощью к преподобному отцу Мартину, который мог знать живописца, создавшего картину в его оратории. Мартин, в свою очередь, предложил обратиться к брату Сильвестру в Риге, также краковскому монаху, который мог поделиться секретами изготовления красок. Иоганн, планируя поездку в Ригу, столкнулся с необходимостью подготовки к ней, включая подгонку доспехов для тридцати новиков и организацию обоза.
Для обеспечения обоза провизией и кормом для лошадей, Иоганн решил продать часть лишних доспехов и лошадей, а также семь рукомойников, изготовленных Карлосом. Сам Иоганн планировал везти свои поделки, включая мыло, которое он надеялся усовершенствовать, экспериментируя с различными маслами, красителями и добавками, в том числе, возможно, с использованием глицерина для создания прозрачного мыла.
В процессе подготовки к отъезду Иоганн был отвлечен своими размышлениями о производстве мыла, в частности, о возможности создания прозрачного мыла с добавлением различных ингредиентов. Его мечты прервал тюфянчей, напомнив о необходимости отправляться в путь.
В первой части текста описывается тяжелая ситуация, связанная с разорением города Риги и его окрестностей после восстания. Иоганн и его спутники вынуждены ночевать на улице в мокрой одежде под открытым небом из-за жженного постоялого двора. Им удается найти приют в женском монастыре, за что они платят небольшую сумму, но вынуждены ждать несколько дней. В это время они обсуждают состояние дел, делая вывод, что цены на оружие и лошадей растут, а рынок продуктов сильно пострадал из-за разорения. Иоганн думает о дальнейшем положении дел и необходимости искать новые источники снабжения за пределами города, ведь внутри Риги почти ничего не осталось.
В следующем абзаце герои посещают несколько исторических и религиозных памятников Риги — церковь Святой Екатерины и монастырь францисканцев. Преподобный Мартин собирается договориться о временном приюте, о чем рассказывается в деталях: они проходят через ворота, осматривают территорию, обсуждают внутреннее устройство и планы на пребывание в монастыре. Внутри их встречает монах брат Кнут, и герои дальше идут к конюшням и хозяйственным постройкам, чтобы устроиться и обеспечить себе временный покой, пока ситуация в городе не улучшится.
Обстановка внутри монастыря показана как запущенная и непривлекательная: мусор, навоз, скрипящие двери, но при этом заметно, что монастырь хорошо организован и экономит средства. Иоганн вместе с Мартином и монахами ищут место, где смогут переждать тревожные дни, и вся история наполнена ощущением нестабильности, разорения и поиска опоры в трудное время. В целом, атмосфера тревоги и разрухи соседствует с надеждой на лучшее будущее, которое зависит от удачи и событий, происходящих вокруг.
Иоганн, покинув монастырь, был полон возмущения: монахи кормились плесенью и керосином, а брат Лука, инфирмарий, не разбирался в лекарствах. Он решил вывезти из монастыря больного брата Сильвестра, художника, для лечения у Матильды, надеясь, что она сможет его спасти. После долгих переговоров с настоятелем, Иоганн добился разрешения на лечение, но столкнулся с требованием платы за роспись фрески.
В преддверии встречи с архиепископом, Иоганн размышлял о будущем, о строительстве постоялого двора и дома в Риге, а также о возможности производства кирпича. Он планировал решить бытовые проблемы, используя деньги от продажи картин. Отец Мартин поторопил его на встречу, и они отправились за мачехой и Марией.
В дороге Иоганн размышлял о здоровье брата Сильвестра, о распространении болезней из-за сырого молока и о необходимости улучшения условий жизни крестьян. Он планировал обеспечить их медными котлами для кипячения молока и приготовления пищи. По прибытии к женскому монастырю, их встретили неожиданные препятствия, включая сопротивление монахини, но Андрейка, не церемонясь, помог им забрать датчанку Марию.
Иоганн, вынул из монастыря свёрток с книгой на греческом языке — "Альмагест" Птолемея, — и отдал её брату Сильвестру, чтобы тот взял на хранение. Пока он делал это, пришлось пройти к библиотекарю и забрать книгу, которая принадлежала монастырю. В процессе разговора выяснилось, что монахи не имеют собственности, а книга считается монастырской ценностью. На улице, несмотря на холод и снег, со спутниками Иоганн направился в архиепископию, где его встретил архиепископ Рижский, ему был рад видеть знакомого по прошлым делам. Архиепископ интересовался на счет мазей для лечения, которые ему передала его знакомая, и рассказывал, что мази делают по тайным рецептам с использованием уникальных ингредиентов, что вызвало смешную сцену и смех у присутствующих.
Во время разговора архиепископ узнал о трагической новости — убиты опекун Иоганна и брат Марии. Выяснили также, что у Иоганна есть еще двое родственников, но они призваны к военной службе и находятся в других местах. В разговоре не обошлось без обсуждения картины с изображением льва, которую Иоганн подготовил и решил подарить архиепископу. Картина была аккуратно завернута, и архиепископ, даже встав из кресла, с удовольствием принял подарок, что завершило встречу приятным праздником.
После встречи Иоганн отправился на телеге, обдумывая сложную ситуацию: город оказывается под угрозой врагов, а его опекунов убили. Вскоре ему сообщили, что третьим опекуном станет младший брат Марии — Александр фон Лаутенберг, который сейчас находится в походе и, возможно, погибнет на войне. Архиепископ объяснил, что войска скоро обязательно придут, и послал назад войска и лучников на случай защиты города, оставив Иоганна с тревожными мыслями и заботами о будущем. В разговоре звучала масса расчетов и планов по укреплению обороны, а также размышления о дорогостоящих картинах и их ценности, которая могла бы помочь финансово. В конце их встречи пришлось поторопиться на другую встречу с торговцами и управителями города, где обсуждались вопросы наследства, земель и будущих сделок, что добавляло к общему напряжению и сложной атмосфере ожидания грядущих событий.
На последней линии повествования Иоганн и спутники оказались у монастыря, где обсуждали правовые нюансы наследства и будущей передачи земли, а также политические и военные угрозы. Народ собрался, чтобы высказать свои мнения или подготовиться к возможной борьбе, однако большинство понимало, что нападать на женский монастырь или в основном русских женщин-войнов невозможно, поэтому ситуация оставалась неопределенной, и главной задачей было найти выход из сложной ситуации, сохранив жизнь и честь.
В главе описывается история из женского монастыря и храма святой Марии Магдалины, которые оказались на своих местах. Аббатиса Елизавета жива и здорова, несмотря на страшные угрозы и проклятия, и приветственно встречает посетителей. В центре внимания оказывается странный головной убор аббатисы, кишнот, который символизирует труд милосердных монахинь, ухаживающих за больными, хотя в монастыре нет настоящей больницы. Переговоры между Мартином, Иоганном и аббатисой полны недоразумений и шутливых обвинений, связанных с неправильным пониманием их договоренностей и ошибок в путанице имен, особенно касающейся служанки Марии. Мартин, пытаясь исправить ситуацию, клянется, что не имел злого умысла, но за это вынужден заплатить значительную сумму, чтобы уладить конфликт и получить разрешение на возвращение домой.
Вторая часть повествования переходит к описанию ситуаций сражений и холодной погоды. Иоганн, забыв про свои первоначальные намерения, пытается укрыться в плаще, называемом хуком, который оказался неудобным и постоянно соскальзывающим. В этот момент вспоминается жестокость, с которой монахини были избиты в монастыре – именно так была показана их стойкость и преданность делу. Также рассказывается о влиянии русской жестокости и мысли о мести, которая крутится в голове Иоганна, несмотря на холод и снежную погоду за окном. Тем временем его планы мести постепенно оформляются, и он размышляет о сложных стратегиях и возможных действиях, связанных с получением нужных ресурсов и нанесением удара врагам.
В завершение описывается хитрый план, связанный с использованием спорыньи для нанесения ущерба монастырю. Иоганн задумал выбрать зерна, заражённые спорыньёй, из запасов пшеницы, размолоть их и отправить в монастырь в виде муки, чтобы медленно разрушить здоровье монахинь и, возможно, потерять их рассудок. Этот план опирается на различия в зараженности зерен и уровень их производства, а также на возможность продажи или обмена испорченной муки. В каждом шаге сохраняется идея хитроумной подлости, направленной на ослабление противников и использование их собственной жадности в своих целях, что придает повествованию оттенок классовых конфликтов и стратегических хитростей.