Цокольный этаж

Шайтан Иван 7

Эдуард Тен

Шайтан Иван7

Глава 19

в процессе 395

Продолжение цикла Шайтан Иван, 7 часть. 19 век, Кавказская война.

Обложка оформлена Михаилом

https://author.today/u/czezaru

Краткое содержание книги

Будьте очень осторожны! Спойлеры.

Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.

Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.


Подполковник Дэниэль Флетчер — британский разведчик, давно закрепившийся на турецко-российской границе, за десять лет службы оброс связями и богатством, создавая сеть агентов, которая позволяла ему получать достоверные сведения о планах русской армии и устраивать локальные поражения. Однако последние годы эта сеть оказалась под ударом: с началом масштабных репрессий и зачисток, он потерял практически всех своих информаторов, а его агент, внедренный в штаб русского корпуса, в панике просил помощи и подготовил план отхода.

Главная проблема — устранить полковника Иванова-Васильева, инициатора и организатора подписания мирного договора с Хайбулой, — становится для Флетчера неразрешимой задачей. Агент настоявает на его нейтрализации, но у разведчика нет действенных способов, чтобы осуществить это в сложной, опустошенной ситуации. В разгар раздумий и опасений за свою безопасность, он временно отвлекается на подготовку к операции с наемниками, которых нанял для защиты и выполнения своих приказов.

В это время Флетчер, давно освоивший турецкую жизнь и ценящий выгодные контакты, ведет переговоры с албанским наемником Арди, которому поручает охрану и проведение боевых операций на Кавказе. Стоимость и условия оплаты — предмет жестких переговоров, что говорит о напряжённой и циничной деловой атмосфере, в которой он действовал. Внутри Флетчер постепенно созревает решение о завершении карьеры: он устал от опасностей и не хочет ни опасных мест, ни дальнейших кровопролитий, мечтая о тихой жизни на родине.

Проработав в Турции многие годы, он достиг финансового и социального достатка, что позволяло ему уже думать о спокойной пенсии. Планируя уйти после последней операции, он надеется получить достойное признание за свои заслуги, но одновременно осознает, что жизнь разведчика — это постоянная игра на грани риска и предательства. В конечном счете, его главная цель — нанести удар по противнику, в том числе через уничтожение ключевых фигурантов, чтобы ослабить противостояние и обеспечить себе уход в тень, оставив за плечами опасный и насыщенный событиями путь.

Вторая глава повествует о возвращении Петра Алексеевича в Пятигорск, где он встречается с атаманом Колосовым, переживающим тяжелые времена, и получает новости о своих наградах и заслугах, а также о ситуации с Хайбулой. Затем он направляется к укрепленному селению Синявино, чтобы осмотреть заложников — подростков-городов, которых держат в цепях по подозрению в злых намерениях; это показывает ветхий и разложившийся стан обороны и власти. Параллельно он дает указание забрать заложников из укреплений, давая понять, что знает о слабых местах системы и советует офицеру укреплять оборону, предчувствуя возможный набег.

Дальше путешествие ведет к базе третьей сотни, которая под руководством Веселова полностью восстановлена и укреплена, и на которой царит порядок. Затем группа отправляется к Хайбуле в Картах, где они узнают о дальнейшем положении дел: грядут масштабные набеги Имама Абдулах-амина, собирающего объединенное воинство из чеченцев, аварцев, лезгин и турецких добровольцев, — планы нападений с целью разрушить и захватить новые земли. Хайбула делится подробностями разведки, рассказывая о помощнике Фарух ага, англичанине, предоставляющем важные сведения, и выражает опасения о будущем столкновении, упоминая о тяжелом положении населения и необходимости поиска мирных решений.

Особое внимание уделяется ситуации с гражданским населением и заложниками — старейшинами, пытающимися избежать разрушений и голода, а также обсуждению возможных дипломатических мер. Хайбула и Петр раздумывают о том, что Россия — огромная страна, и победить её невозможно, поэтому необходимо искать пути к миру, даже несмотря на предстоящие испытания. Взгляд на внутренние и внешние угрозы переплетается, создавая напряженную атмосферу ожидания будущих событий, где каждый ищет для себя и своих людей надежду и шанс на выживание в этом жестоком и неспокойном краю.

В третьей главе повествование сосредоточено на решениях главного героя относительно содержания заложников и организации воспитания молодых казаков. Рассуждая о судьбе детей – аманатов, он приходит к выводу, что содержать их в нынешнем виде неправильно и бесполезно, лучше собрать сирот и воспитывать из них пластунов — верных отечеству бойцов. Этот план включает подготовку сирот до 16 лет с обучением верховой езде, фехтованию, гражданским и военным навыкам, а также воспитанию патриотического духа. Савва и Веселов поддерживают идею, понимая, что воспитание будущих казаков — более эффективный метод, чем заложничество, которое лишь порождает озлобление.

На базе у третьей сотни идет подготовка укреплений и патрулирование территории, что помогает вытеснять горские банды и удерживать линию фронта. По пути к четвёртой и пятой сотням автор занимается укреплением базы, встречается с командованием, а также знакомится с содержанием аманатов. В одном из укреплений он решает забрать двенадцать детей, указанных в списке, и перевести их в пластунский батальон, объясняя их судьбу и условия, при которых они смогут стать частью этого боевого формирования.

Во время этого процесса он сталкивается с детской простотой, недоверием и внутренней болью подростков, особенно с обидой за погибших родителей. Главный герой подчеркивает, что в войне страдают все, и призывает коллег относиться к аманатам как к будущим товарищам, а не просто заложникам или врагам. Одному из мальчиков он обещает дать шанс служить, а затем, после раздумий, решает брать всех детей, уверенный, что правильное воспитание поможет им стать хорошими бойцами. Колонна со взятими сиротами отправляется в путь, и жизнь продолжается в условиях военного поединка, формирования и воспитания новых казачьих защитников.

В Глава 4 автор описывает напряжённую обстановку на Кавказе и дипломатические приготовления. Главный герой посещает штаб, где обсуждаются вопросы предательства среди офицеров и меры по их проверке. Шувалов и Желтов, отвечающие за разведку и безопасность, подтверждают наличие подозрений и необходимость обмена информацией. Герой намекает на необходимость встречи с Желтовым в Тифлисе, чтобы разобраться в ситуации.

Вскоре он направляется к Ашоту, где узнаёт о трудной ситуации на перевозках и растущем конфликте с наёмниками и местными. Ашот делится потерями караванов, ростом преступности и приближением набегов, что вызывает тревогу у героя. Также он получает новости о местной транспортной компании и положении дел в городе, а затем совершает визит к подполковнику Булавину, который рассказывает о создании дорожно-строительных рот и необходимости закупки инвентаря. Общение с Булавиным насыщено и даже с юмором, несмотря на сложности.

Затем автор описывает необычное прибытие на базу подростков, которых командование собирает из сирот и аманатов. Князь Андрей и Егор Лукич замечают, что подростки, в том числе мальчики, выглядят бедно и неумело. Начинается их распределение под руководством командиров, за которыми закреплены старшие офицеры. Командование демонстрирует жесткий, иногда ироничный подход, назначая новых временных командиров и обучая детей русскому языку. Вся сцена насыщена атмосферой необычной мобилизации и подготовки, с нотками заботы и заботливого жеста, несмотря на необычный и слегка хаотичный характер организации.

В первой части текста повествуется о возвращении главного героя на базу, где он вместе с командой занимается подготовкой к боевым задачам и воспитанием подростков. Он решает сформировать из сирот и местных горских детей полноценное подразделение, внедряя в них строгие, но справедливые воинские и патриотические ценности, чтобы обеспечить их лояльность России. В процессе обсуждения он придает особое значение воспитанию молодежи и планирует подготовить их к будущим сражениям, одновременно заботясь о материальном обеспечении и учёбе.

Следующая часть посвящена стратегическому планированию возможных военных действий против противника. Герой и его командиры рассматривают разные сценарии нападений, анализируют слабости и риски. Они сходятся во мнении, что важно не допустить расширения конфликта, избегая крупномасштабных операций в зоне с недоверчивым населением, и предпочитают проводить упреждающие удары по слабым пунктам врага. В их планах — работать дипломатией, укрепляя влияние на Кавказе через мирные договоры и добрососестные отношения с местными народами и руководителями.

Третья часть описывает дипломатические усилия России по укреплению позиций на Кавказе, в частности, ведение переговоров с императором и высокопоставленными лицами о предоставлении специальных полномочий полковнику Иванову-Васильеву. Его миссии связаны с налаживанием мира, торговых отношений и стабилизацией ситуации на границах. Несмотря на сложности с чиновниками и бюрократическими препонами, Васильев получает поддержку со стороны верховной власти и подтверждение своим важным rôle во внешней политике России в регионе. В итоге, рассматривается возможность дать ему дополнительные полномочия для более эффективного выполнения задач и закрепления российского влияния на Кавказе.

В главе описывается превращение подростков, ранее находящихся в батальоне, в воспитанников, принявших клятву и подчиняющихся строгой дисциплине. Воспитанники, среди которых горские ребята, увлеченно играют в футбол, что помогает им адаптироваться и сближается после начальных конфликтов. Через разъяснение правил и условий, они постепенно понимают необходимость дисциплины и становятся более послушными, а вопросы о будущем, оружии и встречах с родными свидетельствуют о их стремлении к стабильности и защите.

Проверка и контроль за воспитанниками проходит в рабочем и военном режиме. Командиры дают распоряжения по подготовке боевых расчетов, обучению и совместным действиям. Важной частью становится подготовка к встрече с местным населением, включая чеченцев, находящихся под давлением врагов и враждебных отношений. В центре внимания — заинтересованность в безопасности, разведка и укрепление связей с местными идущими на контакт со властями, особенно с Хайбулой, к которому необходимо попасть.

Внутри казармы происходят конфликтные ситуации: драки между воспитанниками, вызванные раздорами или непониманием, вызывают строгие наказания. Несмотря на это, действует принцип взаимопомощи — пластуны не бросают своих товарищей, даже когда те попадают под наказание или случаются конфликты. Взаимная поддержка и дисциплина становятся основными ценностями для подростков, что отмечает старый казак, рассматривая их как настоящих пластунов.

Общее настроение произведения — атмосфера сплочения, преодоления трудностей и формирования характера под жестким, но справедливым руководством. Внутренняя борьба между стремлением к свободе и необходимостью дисциплины ярко показывает развитие молодого поколения, готового к вызовам военной службы и жизни, на фоне реальных конфликтов и гуманитарных задач, стоящих перед ними.

В главе 7 император Николай I лично следит за состоянием охраны и обсуждает с генералом Бенкендорфом важные государственные дела. В Зимнем дворце усилена охрана, покой императора постепенно привыкает к новым мерам безопасности. В один из дней к императору приходит граф Васильев, который доложил о серьёзных проблемах в внешней политике: влияние России на Востоке ослаблено, факты неправомерных смертей и бездейственности вызывают тревогу, а политика кажется нерешительной. Васильев предлагает реформировать разведывательные службы и подготовить конкретные меры для укрепления южных границ, а Николай поручает провести их обдумывание, отметив важность решения крестьянского вопроса и развитие железных дорог.

Затем обсуждаются кадровые вопросы: отставка полковника Лиховцева, которого заменит проверенный полковник Лукьянов, и анализируются предложения по реформированию разведки, предложенные полковником Ивановым. Бенкендорф и Дубельт соглашаются, что необходимо создать централизованную организацию с широкими полномочиями для борьбы с разобщённостью ведомств и повышения оперативности работы. Они подчёркивают, что новая структура должна объединять информацию и помогать принимать решения, избегая при этом прямого вмешательства в работу отдельных служб. Император даёт указания подготовить и обсудить организационные и финансовые предложения, избегая вдаваться в детали, которые могут привести к перерасходу ресурсов.

Встретившись с Андреем, главный герой обсуждает формирование гранатомётного подразделения. В штаб прибывает чеченец Джоха, требующий встречи с Шайтан Иваном, чтобы узнать об аманатах. Иван, оказавшийся главным героем, разрешает Джохе увидеться с братом Байсаром, находящимся на базе. Джоха осматривает базу, наблюдая за порядком и подготовкой подростков. Братья встречаются, и Джоха узнаёт о жизни Байсара, о хорошем отношении и обучении, но сомневается в обещаниях. Байсар рассказывает о влиянии Ивана и его обещаниях, Джоха предостерегает брата от слепой веры.

После встречи с братом Джоха уходит, а главный герой отправляется к Веселову, где обсуждает возможный набег Абдулаха-амина. Веселов предлагает упредить противника, но герой напоминает о необходимости согласования действий. Затем герой прибывает в Картах к Хайбуле, где его встречают с радушием. Хайбула сообщает о визите Хамида и о том, что многие аварские тухумы не хотят участвовать в набеге Абдулаха-амина, опасаясь последствий.

Хайбула делится информацией о желании старейшин нескольких селений перейти под его защиту и о стремлении к миру. Он признаёт правоту героя в том, что люди устали от войны и хотят мирной жизни, пусть и не такой, как мечтается.

В начале главы Пётр получает доклад от Халида о подготовке к набегу на их земли, который планирует Абдулах-амин. Ветеран рассказывает, что добровольцы есть, но их не так много, а большинство отказаться участвовать или не откликнуться, в то время как Абдулах-амин рассчитывает на наёмников и черкесов. Настроения в регионе напряжённые, и опасается кровопролития и усиления конфликтов. Пётр понимает сложности ситуации и задумывается о возможности заключения мирного договора с аккинцами, которые в прошлом были союзниками и хотят реальных гарантий безопасности.

Хайбула сообщает о гостевике из числа старейшин аккинцев, желающем с ним поговорить по поводу мира и защиты от набега. Он объясняет, что аккинцы устали от войны и требуют честных условий и гарантий, чтобы не стать жертвами новых конфликтов. Пётр понимает, что ситуация очень сложная: он не обладает полномочиями и ресурсами для немедленного решения этого вопроса, а ответственность за поддержку мира лежит на высших инстанциях. Хайбула советует ему не обещать сразу, а выслушать посланника и подумать, ведь слова могут стать началом долгого пути к миру.

После этого в дом входит посланник Акин-Ауха — молодой чеченец Адам, который подтверждает готовность говорить о мире и предлагает провести переговоры. Он сообщает, что их селения находятся в тяжелом положении из-за нехватки воинов и притеснений со стороны чиновников и сторонников Абдулах-амина, что вызывает у Петра необходимость быстро принять решение. Несмотря на сложность ситуации, он решает отправиться в путешествие, чтобы встретиться с аккинскими старейшинами. В дороге они останавливаются у развалин, готовятся к ночлегу и утром скоро прибывают в Акин-Аух.

По прибытии Пётр встречается с делегацией старейшин и старейшиной Сулайбеком, который рассказывает о тяжелом положении, притеснениях и необходимости договориться о мире и защите. Аккинцы хотят заключить честный мирный договор со стороны русской власти, опасаясь новых нападений и ухудшения условий жизни. Они требуют гарантий безопасности и поддержки, чтобы избежать повторных конфликтов. Пётр объясняет принципы заключения такого договора и указывает на необходимость согласования условий с властями в Петербурге, признавая, что это долгий и сложный процесс, но обещает содействие в достижении мира. Он понимает, что решение этой проблемы может стать важнейшим шагом на пути к стабилизации региона и снижению конфронтации.

Фарух-ага, агент Порты, прибыл в мятежный Северо-Кавказский имамат, где встретил недовольного поражениями Абдулах-амина. Тот, нуждаясь в оружии и деньгах, получил от Фарух-аги турецкое финансирование, что подстегнуло его планы осенней кампании. Фарух-ага, не найдя поддержки у чеченцев, получил от своих агентов, братьев Ефима и Игната, информацию о прибытии в Акин-Аух некоего Шайтана Ивана.

Флетчер, узнав о местонахождении Шайтана Ивана, поручил своим людям, во главе с Арди, устроить засаду на обратном пути. В то же время, сам он ожидал прибытия связных, чтобы получить важные сведения. Получив приказ, Арди и его люди отправились на задание, надеясь получить вознаграждение за голову или пленение Шайтана Ивана.

Вскоре после этого, возвращаясь с переговоров с чеченцами, главный герой попал в засаду. Отряд был окружен превосходящими силами, но бойцы заняли оборону в старой башне. После отражения первой атаки, противники, понеся потери, отступили, но продолжили блокаду. Ожидание нового штурма, в котором исход был неизвестен, омрачалось усталостью и осознанием тяжести ситуации.

В главе 11 описывается напряжённая обстановка перед ночным штурмом башни, обителью могущественного Шайтана. Ефим и его брат Игнат находятся в засаде, переживая разочарование и злость за провал операции, которая привела к многочисленным жертвам. Ефим критикует себя и Арди за неудачный план и размышляет о том, что могло бы быть лучше — например, устроить засаду и убить врагов по-тихому. В то же время союзники обсуждают стратегию: Джабар, новый командир, предлагает атаковать ночью со всех сторон, чтобы захватить башню. Ефим принимает его план, и начинается подготовка к наступлению.

В это время проводятся боевые приготовления: бойцы плотно отдыхают и едят, обсуждают тактику, распределяя роли и следя за обстановкой. Наступает ночь, и разведка перед ночной операцией показывает, что башни не спешат штурмовать — виден внутренний спор и замешательство у противника. Решив действовать по плану, бойцы незаметно приближаются к врагам, устраивают засаду и бросают гранаты, разрывая тишину и вызывая панический бег врагов. В ходе боя происходит контратака со стороны башибузуков, но её быстро отбивают мощным огнём, и узники удачно прорвавшись, отходят к своим позициям. Наступает рассвет, и после боя команда собирает трофеи, анализирует потери и осматривает место сражения, уверенные, что смогли успешно завершить ночь боем.

Параллельно идет описание событий у Ефима и Игната. Они расположились недалеко от своей разведгруппы, внимательно следя за изменениями в лагере противника. В разговоре с Джабаром, новым командиром албанцев, становится ясно, что внутри их союзной стороны возникли разногласия, что создает дополнительную тревогу. Игнат советует брату уйти тихо, пока ситуация не обострилась, и оба решают подождать, чтобы не нарываться на опасность раньше времени.

Когда разведка сообщает о том, что враги ушли или переместились, командиры дают команду к немедленному наступлению. В темное время суток они снова собираются в наступление, успешно устраивая засаду и нанеся врагу значительный урон. В процессе выясняется, что потери у противника внушительные, и боевые действия оставляют после себя хаос и кровь, а их группа постепенно восстанавливает порядок, собирая трофеи и устраняя последние очаги сопротивления. В итоге, несмотря на сложность и опасность операции, команда достигает своих целей и ощущает удовлетворение от выполненной миссии, готовясь к дальнейшим боям.

Флетчер, раздосадованный провалом задания по устранению Шайтана Ивана, отдает приказ о немедленном передислоцировании. Ефим, вернувшийся с места боя, подтверждает, что Шайтан Иван жив, и сообщает о появлении неизвестной помощи, которая оказала сопротивление. Тем временем, отряд Шайтана Ивана, одержав победу над башибузуками, собирает трофеи и готовится к дальнейшему пути. Джоха, размышляя о силе и тактике противника, обсуждает с Магомедом необходимость мира с русскими, несмотря на несправедливость.

После встречи с начальством, где обсуждается вопрос о захваченном аманате, полковник граф Иванов-Васильев отправляется в Пятигорск. Он делится с начальством информацией о произошедших событиях, включая стычку с башибузуками и захват трофеев. Полковник готовится к встрече с генералом Мазуровым, чтобы объяснить свои действия и обсудить текущую ситуацию.

В ходе разговора с начальством, полковник поднимает вопрос о перестановках в командовании и о назначении нового руководства. Он также планирует доложить о текущем положении дел и обсудить дальнейшие планы.

В кабинете генерала Мазурова состоялся разговор о судьбе аманатов и стратегии умиротворения Кавказа. Главный герой, обладающий особыми полномочиями, представил указ, подтверждающий его право на изменение политики в отношении горцев. Он предложил отменить институт аманатов, заменив его гуманным подходом, направленным на интеграцию горцев в российское общество. Мазуров, согласившись с этим, поручил подготовить доклад и скоординировать действия с генералом Головиным, командующим Сунженской линией.

Генерал Головин, недавно назначенный на должность, получил предупреждение о возможной угрозе со стороны горцев. Он, однако, придерживался жесткой линии, игнорируя предостережения и требуя беспощадного подавления любых проявлений неповиновения. Его начальник штаба, полковник Савин, опытный офицер, понимал опасность такого подхода, осознавая неготовность войск к отражению возможного нападения.

Савин, понимая всю сложность ситуации, надеялся на помощь капитана Лесникова, опытного офицера, знающего особенности кавказской войны. Головин, не имея опыта в регионе, недооценивал угрозу и настаивал на жестких мерах, что вызывало опасения у Савина и Лесникова. Полковник понимал, что действия Головина могут привести к катастрофе.

Княгиня Оболенская, беременная, уединилась в своем имении, ожидая родов, которые должны были начаться в конце месяца. Ее отец, князь Юсупов, навещал ее, заверяя в молчании о ее положении и сообщая светские новости. В это время в Петербурге царила атмосфера страха из-за проверок в государственных ведомствах и слухов о создании нового органа по борьбе с экономическими преступлениями. Генерал Бенкендорф рассматривал доклад о создании разведывательного центра и обдумывал возможность перевода графа Иванова в столицу.

Внезапно на императора Николая I было совершено покушение. Он выжил благодаря охране, которая закрыла его собой от выстрелов. Император был потрясен, но быстро взял себя в руки, выпив бренди, предоставленный Бенкендорфом. Он приказал собрать сведения о покушении и проконтролировать прессу.

После покушения император встретился с сыном Александром, который выразил свой страх за отца. Александр отметил важность усиленной охраны, предложенной графом Ивановым. Император признал, что граф Иванов, словно тень, присутствует в их жизни, и выразил готовность опираться на его службу в будущем.

После покушения на императора в Петербурге началась лихорадочная деятельность силовых структур. Полковник Гессен, начальник первой экспедиции, погрузился в расследование, но долгое время не мог найти зацепок. Вскоре была установлена личность террористки - Людмилы Сулимовой, дочери осужденного чиновника. Володин, помощник Гессена, начал отрабатывать связи Сулимовой.

Вскоре выяснилось, что Сулимова была связана с Яковом Жаровским, который, как оказалось, был Яковом Вайсером, бывшим студентом и идеологом подпольного общества. Вайсер, чья семья была состоятельной, предположительно, являлся вдохновителем покушения. Бенкендорф доложил об этом императору, который приказал усилить охрану.

Император обсудил ситуацию с сыновьями, цесаревичем Александром и великим князем Павлом. Александр поддержал версию о Вайсере как организаторе, а Павел столкнулся с проблемами в своем полку из-за разногласий с офицерами. Император призвал Павла к благоразумию и поддержанию дисциплины в гвардии.

В течение двух дней штаб разрабатывал план действий на случай набега горцев, при этом главный герой заявил, что собирается действовать самостоятельно, ведя мобильную группу из нескольких сотен бойцов, не прося поддержки других подразделений. Он подчеркнул необходимость сосредоточиться на своих ребятах и не усложнять боевую ситуацию, что вызвало некоторое удивление у начальника штаба. После согласования плана генерал Мазуров и атаман уточнили оставшиеся детали, и совещание завершилось.

Затем полковник Пётр Алексеевич отправился в управление к подполковнику Булавину, где обнаружил арестованного молодого офицера — Виктора Суворкина, которого ранее видел в боях с горцами. В разговоре выяснилось, что он был арестован за конфликт с командиром форта, штабс-капитаном Жаботиным, связанный с побоями и подстрекательством к бунту. Виктор рассказал о своей ситуации: он участвовал в драке с Жаботиным после того, как тот ударил другого артиллериста, и потерял контроль, что привело к конфликту и аресту. Булавин подтвердил, что его действия должны караться увольнением без выслуги и лишением мундира, а также предложил «рассмотреть» ситуацию более мягко, чтобы не навредить репутации.

Полковник убедил Булавина поверить в искренность объяснений Виктора и настоял на том, чтобы его и двух других арестованных отправили в его батальон в качестве штрафников, а самого прапорщика назначили командиром батареи. Он подчеркнул важность его профессиональных качеств и необходимости иметь хороших артиллеристов на службе. В итоге начальник предложил компромисс: подготовить рапорт о выводе штрафников раньше срока и оставить Виктора в своих руках под предлогом срочной необходимости. Прапорщик, осознав ситуацию, был искренне благодарен и отправлен в гостиницу для отдыха и приведения в порядок.

На следующий день, уже в гостинице, прапорщик Виктор выразил тревогу о своей судьбе, но полковник уверил его, что всё будет хорошо и что у него есть шанс вернуться к службе, получив чин и управляя батареей. Он подчеркнул, что у Виктора есть высшее образование, и сможет стать офицером, спокойно служа и выполняя приказы. В процессе разговора полковник дал понять, что ценит профессиональные качества прапорщика и надежду, что его жизнь наладится, если он проявит себя достойно на службе.

На базе произошла драка между воспитанниками и станичниками, которую решили не раздувать. Князь Андрей, довольный успехами в воспитании, получил благодарность. Полковник приказал ввести в курс дела трех артиллеристов и сформировать две батареи гранатомётов к первому июля. Опасения по поводу сроков были отброшены, и к указанной дате батарея показала хорошие результаты на стрельбах. Вольнопёров назначили хорунжими, а старшим воспитателем стал Руслан. Для решения конфликтов ввели "вызов на поединок" с правилами.

Лукашка, из-за которого началась драка, получил наставление от Паши о необходимости отвечать за свои поступки. Лукашка извинился перед товарищами, что вызвало чувство братства. Степан поддержал его, и в казарме раздалось общее ликование. Старшие воспитатели наблюдали за происходящим. После отбоя, ребята помирились, вспомнив о драке.

Доктор, ожидавший родов княгини, сообщил о начале схваток. В опочивальне Констанция мучительно рожала, а князь Юсупов нервничал в ожидании. После долгих мучений доктор объявил о рождении двойни – мальчика и девочки. Констанция, обессиленная, погрузилась в сон, а князь, получив радостную весть, поспешил поздравить дочь.

Князь Юсупов, довольный рождением внуков, получил известия о делах. Он узнал о влиятельном графе Иванове-Васильеве, который, скупая земли, проявлял решительность и справедливость в управлении, вызывая уважение даже у его окружения. Князь, размышляя о графе и о своей дочери, отправился в Петербург.

В столице князь успешно провел сделки, но неожиданно получил приглашение на аудиенцию к императору. Император Николай I, признав важность крестьянского вопроса, предложил князю войти в секретный комитет по отмене крепостного права, несмотря на репутацию князя как "подлого ростовщика". Император подчеркнул необходимость практического взгляда на реформу, и князь, понимая важность дела, согласился.

В кабинете генерала Бенкендорфа обсуждались результаты расследования деятельности вернувшегося из Германии революционера Вайсмана-Жаровского. Выяснилось, что он восстанавливал связи, организовывал кружки и финансировался через иностранные банки, что затрудняло работу жандармов. Начальник первой экспедиции Гессен выразил недовольство бюрократией и отсутствием полномочий, предлагая создать единый разведывательный центр по образцу предложений полковника Иванова-Васильева.

Бенкендорф, выслушав мнение Гессена и начальника штаба Дубельта, узнал о покушении на императора и о том, что полковник Иванов-Васильев уже успел проявить себя в Орловской губернии, проведя расследование хищений и наведя порядок. Дубельт подтвердил, что Иванов-Васильев действует решительно и эффективно, но его действия вызывают опасения из-за непредсказуемости и потенциальной опасности.

Обсуждались проблемы с банковской системой, которая не контролировалась и позволяла финансировать подрывную деятельность. Дубельт признал, что для выполнения задач приходится прибегать к методам, выходящим за рамки закона, и что информация о банковских операциях приобретается за деньги. Бенкендорф выразил опасения по поводу Иванова-Васильева, признавая его эффективность, но и потенциальную опасность.

Дубельт напомнил о лояльности графа, который заявил о своей службе России, а не правителям. Бенкендорф, оценивая ситуацию, признал, что действия графа эффективны, но его непредсказуемость вызывает опасения. В итоге, Бенкендорф остался в раздумьях, осознавая сложность ситуации и необходимость учитывать как положительные, так и отрицательные стороны деятельности Иванова-Васильева.