Цокольный этаж

Военный инженер Ермака. Книга 4

Михаил Воронцов

Военный инженер4

Глава 17

в процессе 36

✔️Военный инженер из XXI века попадает в отряд Ермака. Вокруг - Сибирь, XVI век. Всюду враги - татары хана Кучума, дикая природа, предатели и шпионы. Но у героя есть знания из будущего. Он будет делать оружие, строить крепость и вдохновлять людей на бой против орды.

Краткое содержание книги

Будьте очень осторожны! Спойлеры.

Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.

Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.


В первой главе рассказывается о дерзкой операции по уничтожению татарских лодей на Иртыше. Герои под предводительством Максима устраивают засаду и поджигают флотилию врага, превратив его в огненный ад. Несмотря на татарский огонь и попытки потушить пламя, они успешно сживают корабли, достигая поставленной цели — Иван Кольцо освобожден и спасен. В панике татары спешно уходят, а казаки быстро скрываются в лесу, чтобы избежать преследования.

Далее герои добираются до укромного убежища, где Иван встречает товарищей, их радость и облегчение искрятся в рассказах о прошлом и последних испытаниях. Иван, изможденный, но живой и благодарный, делится воспоминаниями о бесчеловечных условиях плена и слушает вердикт о предстоящем пути к Кашлыку, где его ждут выздоровление и новые битвы. На рассвете они продолжают путь по спокойному Иртышу, скрываясь от врага и преодолевая трудности ночного переправы.

Приблизившись к родному Кашлыку, герои встречают оживленный и радостный город, где их встречает Ермак и другие казаки. Иван, избитый и слабый, улыбается и получает радостные объятия. В честь возвращения устраивают праздник, воздавая честь стойкости и братству. Иван вновь становится частью казачьего сообщества, а праздник подчеркивает их дух и единство, несмотря на тяжелые испытания — плен, бой и опасности. В этой тихой, светлой ночи на берегах Иртыша чувствуется победа и надежда зарождения новых страниц истории.

Во второй главе рассказывается о тяжелой ситуации в Сибирском ханстве во главе с ханом Хан Кучумом. Он с тревогой узнает, что Иван Кольцо — казачий атаман, находившийся в плену, сбежал благодаря предателю среди охраны и спланированному хитроумному побегу. Кучум размышляет о слабости своих защитных мер и о необходимости укреплять союз с силуэтным мурзой Карачи, чье военное мастерство помогает ему одерживать победы, но вызывает опасения по поводу его амбиций и возможного захвата власти.

Кучум решает обратиться за помощью к Бухарскому эмиру, используя дипломатическую игру, обещая ему союз в борьбе против русских и обещая богатые дара и торговые преференции в обмен на поддержку. Для укрепления союза он продумывает брачные связи, планируя женить своих сыновей на дочерях эмира и отправляя младшего сына обучаться в Бухару. Внутри ханства нарастают тревоги по поводу надвигающейся борьбы и предательства, а сам хан чувствует, что старость и годы требуют передачи власти кому-то более молодому и ловкому.

Параллельно в ближайшем остроге идет развитие нового оружия — полибола, греческо-сибирского механизма для массовой стрельбы стрелами, которое должно изменить ход сражений с Кучумом. Испытания показывают его мощность, и казаки планируют масштабное производство этого оружия, чтобы усилить свои позиции.

Одновременно описывается драматическая картина в остяцком поселении, погруженном в состояние массового безумия из-за древнего проклятия, пробужденного духами вечной мерзлоты. Люди и животные впадают в состояние мертвой тишины и безумного танца, их тела управляются невидимой сложной силой. Шаманка Айне пытается сдержать порождение безумия с помощью древних ритуалов, но силы зла оказываются сильнее, и она понимает, что осталось лишь немного времени, чтобы спасти свой народ, прежде чем земля превратится в царство бесчеловечного хаоса и смерти.

В третьей главе герои — казачья троица на тяжелой реке в суровых сибирских условиях. Они покидают свою заставу, мысленно размышляя о помощи от русских и о ближайших зимних испытаниях. В дороге они делятся воспоминаниями о своих походах, вспоминают встречу с Ермаком и надежды на скорое прибытие поддержки. Натерпевшись ветра и снега, они находят временный привал на острове, где обсуждают будущие планы и укрепляют веру в скорое спасение, несмотря на все трудности.

Параллельно рассказчик — человек, сопровождающий казаков, — ведет личные наблюдения за подготовкой города Кашлык к зиме. Он организует запасы, занимается строительством и ремонтом, в том числе устраивает бани, чтобы бороться с болезнями и санитарными проблемами. В процессе он сталкивается с трудностями и неодобрением, но уверяет себя и товарищей, что их усилия не напрасны и скоро наступит гармония и здоровье. Заканчивается повествование первым снегом, означающим приближение зимы и завершение подготовительных работ.

Также показана судьба молодой шаманки Айне, которая осознает угрозу болезни для народа и принимает решение уйти в тайгу, чтобы найти способ спасти своего племя. Ее решительность и вера в духовные указания противопоставлены недоверию старшего Мункачи. В конце дня Айне скрывается в лодке и уходит прочь, оставляя старика в раздумьях о ее судьбе и мощи духов. Этот образ подчеркивает атмосферу отчаянной борьбы за выживание и веру в силу духов, присущую их культуре.

В начале главы рассказчик замечает, что на улице наступила зима: река Иртыш покрылась льдом, снег укрыл город Кашлык, лес замер в зимней тишине, а ночи стали длинными и морозными. В этой суровой обстановке он размышляет о предстоящих планах по созданию снайперских винтовок — оружия, способного поражать цели на большие расстояния благодаря длинноствольным стволам и оптическим прицелам. Он продумывает технические детали и разрабатывает план по переделке существующих оружейных элементов, чтобы обеспечить боеспособность своим людям при постоянной нехватке ресурсов.

Одновременно в другом шатре в Бухаре происходит дипломатическая встреча между посланником эмира и ханом Кучумом. В ходе беседы им подают русского инженера Алексея Коробова — человека, изучавшего европейское военное искусство и готового помочь в борьбе с Ермаком. Коробов, уверенный в своих знаниях, рассказывает о слабых сторонах казачьего оружия и стратегий, а хан, услышав о его навыках, решает использовать его поддержку для борьбы против русских захватчиков. В этом контексте появляется и дипломатическая игра, в которой важны маневры и намёки на перемены, ведь влияние западных технологий и знаний становилось значимым фактором.

Параллельно рассказчик отправляется в лес, чтобы укрыться от людей и погрузиться в зимнюю тишину. Там он неожиданно обнаруживает шаманку Айне, которая сидит на снегу, почти равняясь по цвету со льдом, — очевидно, в состоянии крайнего истощения или ранений. В этот момент к ней подходит волк, который движется тихо и угрожающе — хищник почуял легкую добычу и готовится атаковать. В затаившемся напряжении читатель понимает, что на фоне холодной зимней тишины скрываются опасность и таинственные силы, связанные с этой местностью и её героями.

Таким образом, в главе переплетаются сцены суровой зимней природы, технических замыслов по оружию и дипломатические игры, где старинная сила сражается с новыми технологиями и изменениями в мире, а тревожная ожидание опасности витает в воздухе, приближающаяся и неотвратимая.

В главе 5 главный герой сражается с волком, проявляя силу и выдержку, и в результате побеждает его, несмотря на тяжелые повреждения. Он находит раненую шаманку Айне, и, несмотря на опасения, решает взять ее в лечебницу, так как она спасла ему жизнь. Айне, потерявшая сознание, оказывается изможденной, но при этом остаётся важной фигурой — она рассказывает о надвигающейся угрозе, связанной с злыми духами, и просит помощи русских воинов для спасения её народа, остяков.

Айне объясняет, что у остяков началась мистическая болезнь, вызванная нарушением баланса между миром духов и человеком после похищения древнего идола. Эту болезнь, по её словам, провоцируют духи леса, входящие в слабых, голодных и напуганных людей. Спасение — вернуть идол в болото, чтобы восстановить баланс, потому что его исчезновение привело к вспышкам безумия и массовым психозам. Всем участникам вводят идею о необходимости помощи, и завязывается спор о том, как лучше поступить: рискнуть походом, помогая остякам, или опасаться духовных сил.

Тем временем собирается совет казаков и представителей власти, рассматривающих возможность помощи. Некоторые опасаются, что духовная болезнь может распространиться и на русское население, и высказывают сомнения о необходимости вмешательства. В этот момент появляется остяцкий князь Тулэм с предложением помочь в спасательной экспедиции: он предлагает предоставить собак и нарты для безопасного перехода по льду. В разговоре возникает вопрос о том, как лечить болезнь — по мнению героя, причина кроется в слабости, вызванной зимними лишениями и голодом, а для укрепления духа и сдерживания духов необходима помощь воинов. Он показывает остякам уникальный кремень для получения ярких искр, что обещает увеличить эффективность оружия и укрепить боевой дух.

Решение о помощи принимается, и совместно собираются отряды для похода, но с условием — идти только тем, кто сам желает, и при опасности возвращаться назад. Герой берется за ответственность за отряд, а остальные обсуждают риски и возможности. В конце главы планируется подготовка к экспедиции и сбор ресурсов, чтобы помочь остякам вернуть баланс и остановить духовное бедствие, сопровождающееся угрозой для всего поселения. Атмосфера напряженная, присутствует ощущение надвигающейся опасности и важности совместных усилий в борьбе со злом.

В главе 6 описывается подготовка и начало долгого зимнего похода на снегах и льду Иртыша. Максим с отрядом казаков и остяков отправляется на нартах, запряжённых собаками, чтобы пройти по замерзшей реке и достичь племени Айне. Погода суровая: мороз усиливается, снег, ветер и бураны сопровождают их путь, а звери, в частности волки, оказываются неподалеку, что вызывает тревогу у участников. Несмотря на опасности, путешествие продолжается, и уставшие люди и собаки борются с естественными стихиями, пребывая в состоянии постоянной готовности.

В противоположность этому, у хана Кучума развивается другая сюжетная линия. В степи происходит совет, на котором хан узнаёт о подготовке русских казацких отрядов с собачьими повозками, движущихся вверх по Иртышу. Кучум планирует скрытую засаду, приказывая провести её из укрытия, чтобы напасть на русских врасплох и нанести удар, пока те не подозревают о его военных намерениях. В разговоре хан выражает свою стойкость, размышляя о прошлом и будущем, и показывает решимость бороться за свою землю, несмотря на изнуряющие годы борьбы и старость.

Чтобы скрытно действовать, турецкий и татарский военачальник посылает в засаду небольшое отряжение, а сам хан готовится к предстоящей войне, подчеркивая важность хитрости и скрытности. В это время они сталкиваются с тревожными звуками — воют волки, что символизирует опасность или вызов, а также напоминание о дикости и жестокости окружающей природы и врага.

Вернувшись к основному повествованию, главный герой и его сопровождающие сталкиваются с опасностью в виде стай волков, окружавших их во время привала — это происходит после долгого марафона по снежным просторам. Благодаря шаманским ритуалам, удаётся отвлечь хищников, и они уходят. В конце, в ночи, появляется русскоязычный отшельник, сообщающий о судьбоносной засада: в местных лесах скрываются татары, планирующие нападение. Этот сигнал заставляет участников принять меры предосторожности и усилить охрану, осознавая, что впереди их ждёт борьба за выживание в суровой и опасной Сибири.

В ночь перед сражением главный герой просыпается и обнаруживает, что остальные казаки и остяки готовятся к бою, зная о засадах татар, которые ждут их у леса. Савва, проницательный и осторожный, сообщает, что разведка выявила татарскую охрану, и делается предложение провести хитрую засаду, чтобы уничтожить врагов неожиданно и минимизировать потери. Остяки, несмотря на нежелание воевать с Кучумом, соглашаются идти на риск, потому что их народ страдает и просит помощи, а также потому, что отклонение от задания может грозить войной с ханом.

Перед началом сражения казаки и остяки готовы к тайной схватке: остяки занимают позиции в лесу, а казаки по реке приготовились к внезапному нападению. Используя перекрикивание криками птиц и зверей, они дают сигнал к началу нападения. Внезапный артобстрел татарских войск, застигнутых врасплох, вызывает chaos и погоню по льду, где татары убегают, пытаясь спрыгнуть вниз. Казачий огонь убивает большинство нападавших, и побеждённые пытаются спастись бегством.

После боя трупы татар, среди которых выделяется богатый и знатный воин — мурза, — быстро обследуют, вытаскивают ценное вооружение и трофеи, и перекладывают часть улик, чтобы скрыть истинный исход боя. Казачий отряд, поняв, что враг может скоро узнать о внезапной атаке, торопится продолжить путь к родным Айне землям. На пути им приходится проявить терпение и осторожность, чтобы не вызвать подозрения, а Айне, кажется, переживает не только из-за опасности, но и по личным причинам.

Под вечер, приближаясь к родовым юртам Айне, караван останавливается на спокойной поляне неподалёку. Герой с спутниками идет к стойбищу, где в сумерках видны огни и слышен шум — кажется, внутри люди одурманены или одержимы, из чумов выходят люди с безумием на лицах, и один из них внезапно бросается в атаку, проявляя нечеловеческую ловкость и ярость, что предвещает грядущее чудовищное столкновение. Атмосфера сгущается, и непонятное безумие охватывает все вокруг, создавая пугающую и напряженную сцену предстоящего сражения.

Восьмая глава рассказывает о сложных событиях, связанных с приступом арктической истерии среди остяков, живущих в отдалённом стойбище. Когда болезнь охватывает людей, команда Максима присоединяется к борьбе: они разделяются на группы, обходят чумы и пытаются изолировать больных, применяя травяные отвары и тактильную терапию. В сложных случаях, например, у женщины, молодого человека и пожилого охотника, используют особые методы воздействия — разговоры, пение, массаж и совместное рычание, что постепенно помогает больным прийти в сознание.

Параллельно нарастающая тревога вызывает ночной вой волков, которые кружат вокруг стойбища, ощущая слабость людей. Однако благодаря кострам и казачьим оборонительным мерам хищники отступают. В дальнейшем большинству остяков удаётся временно оправиться после эпидемии, хотя отдельные больные по-прежнему страдают. Вождь Мункачи признаёт, что болезнь — это проявление духовного одиночества и негативных исторических событий, связанных с изоляцией рода. Они узнают о необходимости покинуть эти земли, чтобы спастись, и через два дня собираются уйти в Кашлык, где, как уверяют, их ждёт безопасное будущее.

Максим решает предложить переезд остяков в Кашлык как единственный шанс спасения, несмотря на опасения казаков и сомнения по поводу реакции висмутов. Он убеждает в необходимости такого шага, объясняя, что болезнь вызвана страхом и изоляцией, и что спасение — только в перемене места. Вождь Мункачи, осознав риск для своего народа, соглашается и обещает собрать род для отъезда, несмотря на боязнь оставить могилы предков. Прощальная песня и слёзы подчеркивают важность этого момента — начало новой жизни, пусть и непредсказуемой, для остяков.

На следующий день начинается подготовка к отъезду: разбирают юрты, собирают запасы и народ. Максима охватывает смесь надежды и тревоги — он осознаёт, что болезнь может вернуться, а изоляция и страх, корнем которых была давняя вражда и генетические проблемы, останутся препятствиями в новой среде. В конце главы, наблюдая за уходом рода Айне, он размышляет о будущем: как примет их новая земля, сдержит ли она волну страха и болезней, и сможет ли этот редкий шанс стать началом нового, более стабильного существования.

В последней части путешествия команда мясорубит морозным ветром и тяжело идет по заледенелой реке, везя семидесятого человека — остяков, спасенных от голодной смерти. Несмотря на сомнения и опасения, главный герой, Максим, убеждает других, что помощь этим людям важнее привычных законов и забот о ресурсах, и добивается разрешения принять остяков в Кашлык. Атаман Ермак, сначала недоверчивый, после обсуждений соглашается, не без угрозы ответственности за возможные последствия.

Когда остяки прибывают и закрепляются под защитой казачьих стен, в окружающей снежной тишине появляется ощущение нового начала. Айне, предводительница остяков, благодарит Максима за спасение, и он принимает от нее амулет как знак доверия. В это же время, исследуя окрестности, Максим обнаруживает залежи высококачественного кремня, из которого с помощью огнива возможно создать новые виды оружия, в том числе кремневые ружья — мечту развитых европейских армий.

В ходе работы выясняется, что уникальные кремниевые камни дают мощные искры, что открывает перспективу перевооружения казаков. Максим убежден, что сейчас самое время подготовиться к будущему — построить оружие нового поколения, найти серу для пороха и реализовать идею создания сравнительно простых, надежных огнестрельных устройств. Несмотря на суровые условия и недостаток материалов, он наполняется надеждой на технологический прогресс и укрепление защиты. В атмосфере наполненного ожиданием и предчувствием перемен, в Кремниловом запасе и новых технологиях закладываются основы будущего сибирских военных и хозяйственных преобразований.

В главе рассказывается о подготовке к созданию кремниевого оружия, а в частности — переделке старых казачьих пищалей. Главный герой, Максим, вместе с атаманом Ермаком и командой вскрывает преимущества нового механизма с кремнёвым замком, который не зависит от фитиля, осыпающегося или отсыревающего. Тесты показывают высокую надежность и удобство такого оружия, что вызывает восторг у казаков, особенно в условиях плохой погоды, когда старые ружья часто подводили. Планируют массовое переоборудование, ведь использование кремня позволяет значительно экономить порох и быть в большей степени скрытными на дозоре.

Параллельно автор вводит историческую справку о кентуккийской винтовке — прародительнице снайперского оружия, продемонстрировав её революционный потенциал для вооружения военного времени. Эта винтовка отличалась длинным стволом, высокой точностью и дальностью, что кардинально изменило вооружённые стратегии. Однако в жизни героя наступают личные сложности: после перевоза остяков в Кашлык в его отношениях с Дашей возникает напряжение. Она заметила его взгляды на Айне — шаманку племени, которая явно испытывает к нему особые чувства.

Даша тревожится и упрекает Максима, что он слишком хорошо знает, какие магические способности имеют остяки, и опасается потерять мужа. Он, в свою очередь, искренне подтверждает свою любовь и верность, пытается усмирить её страхи, объясняя, что между ним и Айне ничего не было и доверяет ей. Но чувство недоверия остаётся, так как или Айне действительно нравится Максим, или у него есть неясные чувства, о которых он сам не осознаёт полностью. Внутри герои сталкиваются с дилеммой, которая осложняет их отношения, и осознают, что каждая новая жизнь, даже наполненная помощью и героизмом, приносит свои сложности и испытания.

В первой части произведения главный герой занимается изготовлением оружия – длинной, усовершенствованной пищали с винтовыми нарезами, способной стрелять точнее и дальше. Он и его помощники проходят через сложный технологический процесс: подготовку железа, скручивание спиралевидной трубы, сварку швов, расточку канала внутри ствола и нарезку винтовых канавок. Работы требуют высокой точности и терпения, ведь каждый этап сопровождается трудностями: трещинами, неправильной формой, уводом сверла. Финальным этапом становится обработка и отделка ствола, покрытие его воронением и подготовка к первому выстрелу. Все завершено, и оружие ждет своего следующего этапа – установки замка и ложа.

Вторая часть переносит нас в зимнюю тайгу, где казаки Черкас, Микита и Кондрат останавливаются на ночлег в снегах. Они устраивают укрытие, разжигают костер и готовятся к долгому терпению и наблюдению за дикой природой. В течение ночи их настораживают признаки приближающегося опасного животного или существа, и в самом конце ночи появляется подозрительно крупная тень — кто-то или что-то движется поблизости, вызывая тревогу.

Третья часть описывает визит воина и инженера Алексея к хану Кучуму. Он представляет его планы вооружения осадной техники и тактику захвата стратегического города Искер. Алексей разрабатывает схемы осадных машин: башню на колесах, подкоп, катапульту и тараны, чтобы пробить стены и уничтожить оборону. Хан и его советники подтверждают эффективность замыслов, отмечая хитерство русского инженера и его способность воевать не только оружием, но и разумом. Планируется начать кампанию весной, используя хитрость и техническое превосходство, чтобы взять крепость, лишая врага пороха и силы защиты.

В зимнем лесу отряд казаков во главе с сотником Черкасом сталкивается с голодным медведем-шатуном. После ожесточенной схватки, в которой казаки понесли потери, зверь был убит. Восстановив костер и разделав тушу, казаки продолжили путь, обсуждая планы и делясь опасениями о предстоящей встрече с Ермаком и о нехватке пороха.

В это время в юрте мурзы Карачи инженер Алексей обсуждает с ним планы по подготовке к осаде Кашлыка, делясь опытом и знаниями в области военного дела. Карачи, видя в Алексее потенциального союзника, предлагает ему свою поддержку и защиту, намекая на собственные амбиции в борьбе за власть. Алексей, понимая ситуацию, соглашается на сотрудничество, предвидя сложные времена.

В Кашлыке Ермак принимает в казачье братство пятерых остяков, несмотря на сопротивление части казаков. Остяки, пройдя испытание, приносят клятву верности и получают казачью одежду. Наблюдая за их службой, рассказчик отмечает решимость новобранцев и надеется на их успешную интеграцию в казачье войско, предчувствуя, что их служба станет важным шагом в предстоящих событиях.

В мастерской, несмотря на сибирскую зиму за дверью, царила жара от работы. Мастер закончил изготовление винтовки, тщательно подгоняя каждую деталь: ствол с точными нарезами, ложе из берёзы, детали замка. Он медленно и вдумчиво собирал оружие, стремясь к идеальной посадке, чтобы винтовка стала продолжением руки, а выстрел был точным даже в суровых условиях. После завершения сборки, он пропитал дерево маслом и воском, нанёс насечки для лучшего хвата, и тщательно отрегулировал механизм. Готовая винтовка, с идеальным балансом и чётким механизмом, обещала точность и надёжность, способную изменить ход событий.

В это время, казачий отряд во главе с сотником Черкасом, двигался к Кашлыку, преодолевая зимние трудности. Они наткнулись на жуткое место в лесу, где обнаружили следы языческих ритуалов, осквернённые христианские символы и признаки насилия. Ночью, в лесу, их окружили странные звуки, наводящие ужас, но казаки, несмотря на страх, смогли пережить ночь, читая молитвы. Утром они поспешили покинуть это место, но воспоминания о увиденном и услышанном не покидали их.

В ставке хана Кучума готовились к решающему штурму Кашлыка. Русский инженер Алексей построил осадную башню, способную передвигаться по снегу. Хан планировал использовать обманные башни, чтобы израсходовать порох казаков, а затем, когда пушки замолчат, ввести в бой настоящую осадную машину. Кучум был уверен в успехе, предвкушая весенний штурм и возвращение Кашлыка.

В главе описывается тщательная работа над созданием второй винтовки, которая должна быть особенно точной и дальнобойной. Автор со знанием дела подготовил массивное ложе, проверил нарезы ствола, установил и настроил мощный оптический прицел с юстировкой и механизмом регулировки. Вес винтовки оказался большим, но она способна поражать цель на расстоянии до пятисот шагов, что открывает новые возможности для меткой стрельбы. После завершения сборки автор приступил к изготовлению боеприпасов и подготовке к пристрелке, понимая важность точных поправок и таблиц для разных дистанций. В итоге он сравнивает обе винтовки: легкую и маневренную первую с тяжелой снайперской системой, обе прекрасно вычищены и готовы к бою.

Затем рассказывается о возвращении отряда казаков, в том числе Черкаса, Микиты и Кондрата, из долгого похода на Русь, несмотря на тяжелые условия и отсутствие поддержки со стороны царя и русских купцов. Встреча в избе, радость возвращения и рассказ о тяжелых испытаниях, нападениях и нехватке помощи смыкаются с печалью о плохих новостях: они не смогут получить дополнительную поддержку, и дальнейшие действия придется предпринимать своими силами. Ермак решительно настроен продолжать борьбу, несмотря на тяжелое положение, и уверенно говорит о необходимости ковать свою судьбу, расслабляясь перед новым днем и готовясь к следующему собранию.

В продолжении главы рассказывается о совещании у Ермака, куда были приглашены вогулы и другие сотники. В центре внимания — находка кровавого места с идолом и оскверненной религиозной символикой, что вызывает тревогу и подозрения в возможной враждебной деятельности. Также поднимается вопрос о загадочном убийстве в лесу: охотник был убит зверем, но его голову унесли, а оружие — русский самострел — найдено у предполагаемых преступников. Обсуждаются версии о местных вражеских группировках и возможных предателях или беглых русских, скрывающихся в лесах.

Заканчивается глава призывом к совместным усилиям — Ермак и вогульский вождь Торум-Пек соглашаются объединить усилия, чтобы раскрыть преступление и задержать злоумышленников. Атмосфера наполняется подозрением и готовностью к борьбе, несмотря на тревожные вести, а снегопад и суровые сибирские условия подчеркивают непредсказуемость и опасность окружающей среды и врагов, которые скрываются за гранями привычного мира.

Отряд казаков и вогулов, преследуя следы убийства охотника, обнаруживает в глухом лесу место зловещих ритуалов. На поляне, усеянной кровавыми пятнами и искаженными идолами, они устраивают засаду. Вскоре появляются десять бородатых мужчин, одетых в темные кафтаны, которые, увидев чужие следы, открывают огонь. После короткой схватки культисты, как их называют, оказываются повержены.

Среди убитых и пленных обнаруживаются ритуальные предметы: черные свечи, зола, кости, глиняные чаши и окровавленные полотнища. В одном из мешков находят отрубленную голову убитого охотника, что подтверждает связь с убийством. Пленных допрашивают, но они молчат. Один из них, Гаврила Чёрный, рассказывает о своей жизни, начавшейся с сиротства и разбоя, и о встрече с бывшим псаломщиком Евсеем, который обратил его в культ поклонения князю тьмы.

Евсей, проповедуя о слабости Бога и власти сатаны, собрал вокруг себя последователей, которые стали совершать кровавые жертвоприношения. Они ушли на восток, в Сибирь, в поисках места, где откроется "чёрная бездна" и придет новый владыка. В глуши они построили тайное жилище, где продолжали свои ритуалы, видя знамения и ожидая прихода своего господина. Гаврила, преданный последователь, претерпел изменения, став частью этого темного культа.

В этой части текста описывается сцена борьбы с сектантами, которые были окружены казаками и вогулами. Евсей, один из пленников, ведет себя безумно, уверяя, что князь тьмы уже в лесах, и в результате его жестоко избивают. Затем команда отправляется к поселению сектантов, находящемуся в густом лесу, и обнаруживает там жуткие земляные укрытия с символами безумия, странные конструкции из костей, виселицы и захоронения убитых людей. После этого все захоронения сжигают, чтобы очистить место, и проводят ритуальный пожар, прогоняя зло. Пленные Евсей и еще один человек при этом продолжают бормотать что-то безумное, что намекает на их причастность к силам тьмы.

Позже главный рассказчик и его спутники недалеко от острога проводят тренировку с винтовками, показывая точность стрельбы на значительных расстояниях — от двухсот до пятисот шагов. Он объясняет устройство оружия, показывает его мощь и точность, подчеркивая, что с опытом можно вести прицеливание даже на далекое расстояние. Специалист подтверждает, что такой оружейный арсенал способен существенно усилить оборону и эффективно бороться с врагами, даже если они находятся далеко за пределами обычных дистанций стрельбы.

В это время хан Кучум осматривает осадную машину — требушет, сконструированный русским инженером Алексеем. На демонстрации он показывает, что устройство способно метать крупные камни на расстояния до четырехсот шагов, превосходя по мощности пушечное оружие казаков. Однако хан выражает сомнение, что мелкие камни смогут нанести значительный ущерб крепким стенам, на что инженер отвечает, что малые снаряды могут быть гораздо более эффективными, чем кажется, поскольку они могут нести в себе нечто большее — хитроумные секреты осадного дела, которым он обучался у западных мастеров. Эта сцена подкрепляет тему технологического превосходства и стратегических хитростей, позволяющих выиграть даже в самых трудных боях.

Алексей, инженер, предложил хану Кучуму и мурзе Карачи использовать требушет для метания зажигательных снарядов. Он продемонстрировал горшки с горючей смесью, которые прикреплялись к требушету и поджигались перед запуском. Первый же выстрел вызвал пожар в степи, впечатлив хана, который приказал строить больше таких машин. Алексей получил приказ построить несколько требушетов, а также обеспечить производство зажигательных снарядов.

В это время в другом месте, в своей мастерской, главный герой занимался изготовлением стеклянных бусин. Он использовал различные материалы, такие как песок, зола, металлическая стружка и даже органические элементы, чтобы создавать бусины разных цветов и с различными эффектами. Он экспериментировал с техниками слоения, скрутки и добавления различных веществ для получения уникальных изделий.

После завершения работы над первой партией бусин, герой показал их Ермаку и его соратникам. Атаман одобрил изделия, и было решено использовать их в качестве средства обмена. Герой остался в мастерской, планируя новые эксперименты и размышляя о том, как торговля может стать более эффективным способом колонизации.