Первый том здесь:
https://author.today/work/438955
Инженер из XXI века попадает в тело подмастерья эпохи Петра I. Вокруг – грязь, тяжелый труд и война со шведами. А он просто хочет выжить и подняться.
Ах, да, еще прогрессорство... очень много прогрессорства!
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
В первой главе рассказано о тревожных событиях во время Петровской кампании. Глава начинается с внезапного появления главного героя в командном шатре, где он предупреждает императора о заговоре против него и его сына. Он убедителен, что южная война — лишь отвлечение, в то время как враги готовят мощный удар в игнатовском лагере, чтобы уничтожить будущее династии. Гнев Петра вырывается наружу, и он жестоко допрашивает пленного запорожца о его связях с врагами, показывая, насколько опасна ситуация.
Затем совет обсуждает стратегии обороны: французский инженер Дюпре дает профессиональный анализ укреплений и схемы ведения гибкой, истощающей осады войны. Петр принимает план разделения сил: он сам идет на север, чтобы предотвратить захват Игнатовского, а доверенный генерал остается в юге для завершения кампании. В их разговоре прослеживается напряжение между необходимостью военного риска и личными страхами — особенно сильным страхом за сына царя.
В конце главы Петр и его советник оставляют шатер и вступают в откровенную беседу на берегу реки. Император проявляет отцовскую тревогу за сына и судьбу страны, а генерал обещает сделать все возможное, чтобы спасти Игнатовское и укрепить будущее. Несмотря на усталость и опасности, между ними возникает взаимное доверие, подкрепленное рукопожатием, символизирующем союз в предстоящих испытаниях. Глава завершается метафорой о двух путях: один – юг, для уничтожения внешнего врага, другой – север, чтобы защитить внутренние границы и подготовиться к удару по предателям — сложный, но необходимый план для выживания страны.
Во второй главе произведения изображается напряженный рассвет перед решающим наступлением русской армии под командованием императора. Войска готовы к походу: бойцы и лошади затаились в ожидании команды, а император и его советники обсуждают стратегические планы и задачи. Французский инженер Анри Дюпре просит отправиться с генералом Смирновым на север, чтобы предсказать действия врага, что император одобряет, доверяя профессионализму своего подданного. Перед отправлением император обращается к своему главному инженеру, требуя придумать способ взять Крым без кровопролития, что вызывает внутренний кризис у героя, ведь он знает, что поставленная задача невыполнима.
Далее описывается жестокий марш: корпус мчится по степи, истощенный, страдающий от боли и усталости. Герой сталкивается с физическими и моральными мучениями, его тело и дух на пределе. Вместе с тем, в его голове возникают сложные инженеры идеи: обсуждения возможных конструкций железных дорог, способов преодоления болот и создания быстрых перемещательных мостов. Эти диалоги — не только технические споры, но и символ борьбы между европейским подходом к проектам и русским масштабом, скоростью и эффективностью.
В течение шести дней утомительный марш превращается в механическую рутину, а внутри героев растет отчаяние и напряжение. На коротком привале у гнилой речки герой внезапно ощущает ужасную боль и физическую слабость, которая затем исчезает, уступая место озарению: он понимает, как можно взять Крым малой кровью, придумав способ быстро захватить крепости без больших потерь. В этот момент он внутренне преображается — его ум достигает гениальной, но ужасной идеи, которая может шокировать всех окружающих и изменить ход событий, даже ценой моральных принципов. Вся атмосфера накаляется: героический сюжет сменяется внутренним кризисом героя, балансирующим между разумом и безумием.
В третьей главе главный герой оказывается в состоянии крайней усталости и боли, его мышечное напряжение внезапно исчезает, что вызывает страх у окружающих. Он же находит в себе внутреннюю силу и решимость, вспомнив прошлое и стратегии борьбы с врагом. Внутри него созревает концепция «доктрины невыносимости» — метода, лишенного крови и насилия, способного парализовать сопротивление врага с помощью химических веществ, вызывающих ужас и слабость у противника.
Герой вспоминает свой подвиг, связанный с использованием химического оружия в цеху во время технарской борьбы с коррупцией и халатностью. Эти воспоминания подчеркивают его холодную расчетливость и бесчеловечную эффективность. В устремлении к выполнению задания он собирается создать универсальный инструмент — технологию, которая превращает людей в неподвижных животных, лишенных воли, — новую форму войны. После этого он командует своим отрядом к переходу, несмотря на тяжелое состояние, когда каждое движение дается с трудом.
Ближе к ночи войска достигают небольшого расположения в глуши, охваченного тревогой и разложением. Герой, изнеможенный и раненый, еле держится, его воля и физические силы на пределе. Он просит привести его к старосте, который, узнав в нем представителей царской армии, сначала враждебно реагирует, а затем, узнав знак, вдруг осознает их принадлежность к царским. Староста позволяет войскам укрыться на ночь, радуясь неожиданной возможности и понимая, кто перед ним. Внутренне герой ощущает облегчение и внутренний покой, хотя боль и усталость остаются.
Когда наступает утро, герои продолжают путь, и усталость превращается в тяжелую агонию. Они достигают деревни, которая кажется почти безжизненной и укутанной страхом, жители прячутся, а их внешний вид отражает усталость и страх. Впоследствии их впускают в простую, чистую избу, где герою почти удается отдохнуть. В глубине дома сидит старик — старовер Елисей, который узнает героя и проявляет спокойствие и сочувствие. Воспоминания о его прошлом, связанная с тайным бизнесом и верой, наполняют героя ощущением связи с чем-то глубоким и неизменным, давая ему новую силу для предстоящих испытаний.
В главе 4 главный герой оказывается тяжело болен, и его сопровождает старик Елисей, который помогает ему провести опасную и необычную лечебную процедуру. Старик использует ледяную и жаркую терапию, игнорируя споры офицеров о правильности методики, и в ходе этого процесса герой создает на бумаге чертежи нового оружия — «проекта Благовоние», предназначенного для подавления сопротивления без кровопролития. В результате он разрабатывает простое, но мощное устройство, которое стирает границы между войной и бесчестью, делая бой более безжалостным, но бережущим жизни солдат.
После выздоровления главный герой делится с Елисеем стратегическими планами: закрытие торговых путей через Восток для англоязычных, создание тайной «Персидской компании» с целью закрепления влияния в регионе и получения экономической власти. Он убеждает старика, что это даст им мощь и независимость, несмотря на риск войны и опасность, и предлагает использовать доверие к мастерам и ремесленникам для построения нового экономического союза. Елисей, понимание которого глубже, признает хитрость и риск, и соглашается поддержать планы.
Все события происходят в атмосфере напряжения, борьбы за власть и выживание, наполненной ненавязчивым стратегизмом и прагматизмом. Герой, используя инженерный талант и решительность, превращает войну и насилие в инструмент политической игры, основываясь на хитрости, понимании и умении просчитывать последствия. В конце концов, старик поддерживает амбициозные планы, и вокруг раскручивается масштабная игра за будущее региона, в которой оба героя надеются получить силу и величие через искусство и стратегию.
В главе рассказывается о подготовке к маршу севером, где главный герой — Петр Алексеевич — сталкивается с препятствиями в виде местной бюрократии и коррупции. Перед отъездом он передает старости Елисею деньги за помощь и делает ставку на договоренности с казаками, чтобы организовать торговлю и укрепить влияние. Однако его планы осложняются саботажем со стороны князя Голицына и местных купцов, которым мешает его вмешательство.
Герой проводит жесткую ревизию в месте, чтобы выявить злоупотребления и склонить местных торговцев к порядку силой. Он организует скрытую проверку городских казначейских книг, арестовывает злостных нарушителей и устрашает купцов, показывая, что борьба за честность началась. Его методика — использование бюрократических процедур и юридической силы, чтобы подорвать систему коррупции и поставить участников на место.
Во время развернутых действий в городе появляются признаки внутренней борьбы — Орлов сообщает о заговоре князя Голицына, который пытается защитить свои интересы, используя местных властей. Герой понимает, что применяет жесткие меры к системе, а не к людям, чтобы обеспечить безопасность похода и выполнение задач. Он устраивает чистки и устрашает чиновников, добиваясь полной перестройки городского управления.
В итоге его меры дают результат: город дрожит под натиском страха и срочной проверки. Купцы и чиновники начинают подавать виду рвения, а главный злодей — подрядчик — осужден за вредительство, что символизирует победу верховного приказа и устранение коррупционной системы. Герой покидает город на рассвете, увозя с собой улики и подготовленные рычаги давления для дальнейших действий, при этом показывая, что силу можно использовать для наведения порядка и спасения важнейших целей.
В сызрани от Игнатовского разгорается жесткий и хитроумный военный совет, на котором командиры разрабатывают план захвата крепости. Генерал Левенгаупт предлагает использовать тактику обмана и скрытности, сравнивая её с голландскими гёзами, проникшими в неприступную крепость через хитрость. План включает создание фальшивого торгового обозра, который, приближаясь к месту охраны, сможет вызвать доверие стражи и открыть ворота для штурмовой группы.
В рамках операции предполагается использование фальсифицированных документов, поддельных грузов и продуманной иллюзии безобидного торгового натовара. Вечером, когда караул устал и меняется, обоз с фальшивыми товарами и вооружённой штурмовой группой «подготовит» момент для быстрого и внезапного нападения: это будет атаку в момент, когда на гарнизон снизится тревога из-за небольшой пожара, вызванного поджогом сараев. Реакция врагов — паника, суматошность и дезорганизация, что создаст благоприятные условия для взятия крепости.
План предусматривает замаскированные взрывы, подготовленные к моменту, когда гарнизон будет отвлечён пожаром, — чтобы парализовать защитные механизмы и одновременно вывести из строя ключевые части обороны. Внезапность и скоординированность действий должны привести к тому, что ворота откроются, а войска смогут прорваться внутрь, устранив наиболее важные цели — цитадель, инженерные сооружения и царевича Алексея. Руководство командует не оставлять врагов живыми, стремясь устранить соратников инженеров и «государственную» верхушку, чтобы окончательно разорвать связь крепости с внутренней инфраструктурой.
Левенгаупт анализирует характер и мотивацию врага, считает их полнейшими дикарями, использующими европейское оружие и технику с варварской смекалкой. Он ощущает свою миссию как жестокое, но необходимое лечение для искоренения застоя в войне, и внутри себя он уверен, что их план — это точный, механизированный удар по всему их противостоянию. В конце он командует к началу операции через час, надеясь уничтожить врага не только физически, но и духовно, предвидя, что встреча с хаосом — единственный способ изменить исход этой непредсказуемой и кровавой войны.
В шестую неделю гонки на север команда изняжена и истощена, их тела и нервы на пределе. Генерал, несмотря на сильную боль и усталость, продолжает вести своих людей, используя жесткую власть и тайную связь с подпольными староверами для получения информации и поддержки. Весь путь сопровождается опасениями и постоянным ощущением опасности, ведь на каждом шагу могут подстерегать предатели и враги.
Когда колонна достигает позиций, вдруг обнаруживается, что дорога и разъезды пуста — сигнал, что кто-то их опередил или устроил засаду. В напряжении и тревоге командир отправляет авангард вперед, и по дороге находят сломанную телегу и игрушку, что становится зловещим признаком опасности. В момент, когда кажется, что все напрасно, и гонка потеряна, раздается сигнал о бою, начавшемся у Игнатовского.
На вершине холма генерал видит страшную картину: страшный бой, грохот оружия, дым и запах гари. Вся шестинедельная суровая гонка, земля и люди, которые шли к этому моменту, — всё было ради того, чтобы предотвратить трагедию, спасти город или хотя бы понять, что скрыто за этим horror. Он осознает, что все страдания и жертвы были ради финального взгляда на ужасную судьбу, которой он пытался избежать, — этой кровавой, необъяснимой катастрофы.
В ходе ожесточенного боя в имении главный герой, генерал Смирнов, с небольшим отрядом отражает внезапное масштабное нападение врага, пытаясь защитить своих людей и важную стратегическую точку. В процессе он участвует в рукопашных схватках, ведет ответный штурм и пытается удержать дом, который враг хочет захватить. В хаосе и кровавой бойне он сталкивается с тяжелыми потерями, увидев своих погибших — простых рабочих, техников, женщин. Несмотря на отчаянные усилия, враг прорывается внутрь, и героический сопротивление превращается в оборону по всему дому.
В критический момент из окна появляется фигура шведского генерала Левенгаупта, сопровождаемая захваченным Алексеем и Изабеллой — они связаны, и их взгляды и жесты дают понять: враги не только хотят взять имение, но и превзойти духом героизма, показать свою силу и идеологическую цель. Левенгаупт, спокойный и хладнокровный, ведет с Петром Алексеевичем холодную беседу, в которой превращает сражение в символическую борьбу идей и мировоззрений, обещая уничтожить все, что создано героем, и воздать за унижение и потерю. Он демонстрирует свою уверенность, что победа уже за его стороной, и готовится к финальному выстрелу.
В этой сцене напряженность достигает апогея: генерал угрожает уничтожить все, что дорого герою, и заставляет его осознать безысходность положения. Обращение к личным чувствам и идеологии превращает боевой конфликт в метафизическую дуэль между прошлым и будущим, силой и идеалом. Финальный момент — предвкушение выстрела, который окончит противостояние, и развязка, намек на окончательную победу врага.
Таким образом, сцена сочетает эпическую батальную атмосферу, психологическую остроту и символизм борьбы за честь, память и идеалы, превращая личное противостояние в борьбу целых эпох и мировоззрений.
В главе 9 главный герой, находясь в критической ситуации, делает стойкую ставку на психологию врага и свои последние возможности, чтобы выиграть время и сохранить ключевые фигуры. Он выходит на открытую позицию, предлагая Левенгаупту свой последний ход, напоминает о мощи земли и идее, что враг не сможет уничтожить дух — даже если сожжет дома, идея останется жить. В этот момент кто-то по радио дает сигнал, и происходит взрыв, сопровождаемый мощной сиреной и парализующим раритетом, что вызывает панику у врагов и дает команде героя возможность войти в дом для штурма.
Комбинированная атака врывается внутрь, в основном здании устраивают кровопролитие. Герой вместе с отрядами пробиваются к верхней части, где обнаруживают Алексея, целого и невредимого, и захваченных врагов, в том числе генерала Левенгаупта. В ходе боя, несмотря на усталость и напряжение, герой приказывает все равно взять врага живым. В финале происходит кульминация: враг, казалось, повержен, и последний раз герой держит на руках раненую Любаву, которая закрыла его телом от смертельного выстрела, и жизнь женщины уходит, оставляя героя в ужасе перед потерей, озарённой моментом внутреннего спокойствия и благодарности за то, что она жертва ради победы. Весь мир внутри этой сцены замер, оставляя героя одиноко и скорбно среди руин и тлеющих надежд.
В главе 10 рассказано о глубоком эмоциональном и политическом кризисе главного героя в разгаре трагического события — похорон его близкой. В сцене погребения он ощущает безразличие и холодную абсолютную пустоту внутри, в то время как окружающие погружаются в горе и скорбь. Внутренне он осознает, что потеря мира и тепла, в который он вторгся, неизбежно изменит его внутренний мир и систему, которую он строил. Увидев могилу и осознавая цену победы, он чувствует только ледяную ярость и глубокое разочарование.
Затем он проводит разбор недавних событий вместе с де ла Серда, который рассказывает о неудачно спланированной обороне и скрытой разведывательной опасности, допущенной из-за ошибок в системе безопасности. В ходе анализа выясняется, что враг действовал хитро и синхронно, использую хаос, поджоги и психологические уловки для ослабления защиты. В результате герой понимает, что его система оказалась уязвимой для гениев, лишённых чести, и что враг проник внутрь, воспользовавшись внутренней слабостью.
Дискуссия с де ла Серда завершается предложением о его отставке — признании провала системы, в которую он вложил силы. Внутри же главный герой размышляет о необходимости трансформации своей службы безопасности, о назначении внутреннего специалиста — Ушакова — и одновременной опасности воздействия на сеть Якова Брюса. Он решает создать два взаимодополняющих силовых блока: внешнюю разведку и внутреннюю безопасность, чтобы укрепить государство. Это решение запускает непредсказуемые политические и стратегические перемены, которые изменят весь стиль управления.
В финале главный герой возвращается в себеёго хаос, где сосредоточен его главный трофей — Левенгаупт, — и принимает решение о трансформации ситуации. Используя жесткий и коварный подход, он пишет секретное письмо Брюсу, создающее новое оружие — не обычную разведку, а мощную, устрашающую стратегию. В этот момент он чувствует спокойствие и уверенность — его война только началась, а старое лицо врага еще не подозревает о грядущих событиях, и он готов к новой, гораздо более опасной битве по своим правилам.
В главе 11 после получения важной информации о победе в сражении и уничтожении врага, главный герой и его союзники приступают к подготовке к жестокому ответу. Брюс формулирует ряд мер для укрепления власти, в том числе создание системы, чтобы удержать имперский тыл, и новое суровое законодательство — "Гражданскую смерть" и "Проклятие рода" — для покарания за предательство. Эти законы уничтожают не только человека, но и его семью, полностью лишая его имени, имущества и прав, что вызывает шок и неодобрение, особенно у Екатерины Алексеевны. В условиях дипломатического давления и внутренней власти разрабатывается законопроект, превращающий месть в инструмент стабильности — "Уложение о Защите Наследия".
Затем в зале Сената проходит суд, где обвиняют Левенгаупта за попытку посягательства на империю. Судебный ритуал жесток и символичен: его лишают имени, герб на гербовой раме выжигают огнем, и он получает "Гражданскую смерть" — высшую казнь без казни, лишая его почестей и родовых прав. В оправдание жестоких мер приводится указ монарха из Швеции, который лишает Левенгаупта титулов и имущества, разрывая всякую связь с родом. Весь зал остается потрясен, а Левенгаупт — сломленным, лишенным не только жизни, но и имени, ощущая ужас глубже смерти.
Обозначенная жесткость закономерно связана с целью устрашения и закрепления власти, формируя новый порядок, где правила более не господствуют — только воля сильных. Автор подчеркивает, что созданный им закон — не просто кара, а инструмент глобальной системы с неприкосновенной властью, которая изменит политическую карту мира. Несмотря на видимый успех, в его душе царит тяжесть; он понимает, что достигнутая победа — цена за будущую стабильность и возможность дальнейших кровавых решений.
На дорожке домой из Петербурга герой размышляет о необходимости новых орудий для ведения войны, напоминая себе о химическом оружии из прошлого. Восстановленное Игнатовское кажется пустым, лишенным души, ведь потеря Любавы оставила холод в сердце. В это время в его жизни появляется Анна Морозова — энергичная и деловая, она приезжает, чтобы подчинить хозяйство своей волей, неумолимо заполняя вакуум власти. Также в комнату входит изменившийся Алексей, который советует герою искать несложных решений в личной жизни, намекая, что ему требуется спутница, обладающая силой и мудростью — намек, который выбивает из баланса даже опытного военного и политика.
В главе 12 главный герой разъясняет царевичу Алексее, что опасность для их рода — не только внешние враги, но и внутренние политические интриги, связанные с наследием и брачными союзами, которые могут привести к распаду державы. Он подчеркивает, что слабость и необдуманные решения могут привести к гражданской войне, военной диктатуре и гибели всей империи, и призывает Алексея сосредоточиться на сохранении семьи и государства, а не на наследниках.
Затем герой рассматривает текущую ситуацию: внутренние и внешние угрозы обостряются. Анна Морозова приносит новости о международной блокаде и экономической блокаде, которые могут уничтожить их торговлю. В ответ он предлагает укрепить внутреннюю экономику, создав самодостаточный цикл производства, и сохранить контроль над ключевыми активами, в том числе своим капиталом и технологиями, устанавливая правила торга и улучшая свои доли.
Вместе с тем, он узнает, что Алексей уже действует самостоятельно, выстроив коалицию и поставив под угрозу его роль в государстве. Его личные планы и понимание добра для России идут вразрез с задумками героя, который чувствует себя как запертым в ловушке созданной им же системы. Внутри он ощущает горечь предательства сослуживцев и учеников, ведь его собственное творение — это теперь механизм, который вершат его будущее без его участия.
В конце герой решает приостановить текущие переговоры, сосредоточившись на подготовке новых стратегий для победы на южных рубежах, и возвращается в свой тайный лабораторный центр. Там он планирует новые технические и управленческие шаги, чтобы вернуть контроль и стать незаменимым в собственной системе власти. В этом процессе он чувствует внутренний настрой на борьбу и созидание, превращая злость и разочарование в решимость вывести свою империю и себя лично из ситуации, враскачь.
В главе 13 рассказчик разрабатывает секретное оружие — проект «Благовоние», представляющее собой химическое средство, вызывающее у человека сильное отвращение и паралич без смерти. Он собирает команду инженеров и ученых для его реализации, однако сталкивается с внутренним сопротивлением: Нартов опасается неконтролируемых рисков, а Магницкий считает его опасным инструментом, способным разрушить мораль и границы гуманности. Несмотря на разногласия, автор получает распоряжение идти вперед и завершить проект за три недели, ощущая, что теряет душу и вера своих товарищей.
Затем рассказчик предпринимает попытку создать это оружие, используя старое хранилище и французского инженера Дюпре, приехавшего из Европы. Они создают экспериментальную мини-версию, которая вдруг выходит из-под контроля: вещество просачивается через химическую посуду и по воздуху распространяется, вызывая ужасные страдания у мирных жителей деревни, что становится настоящее кошмарной катастрофой. Люди мучаются от боли и рвоты, животные дохнут, а запах отравы оказывается невидимым и устойчивым, въедаясь в одежду и кожу.
Реакция природы и местных жителей показывает масштабы бедствия: ветер разносит облако яда в окружающую деревню, вызывая паническую смерть животных и ужас жителей, многие из которых теряют сознание или страдают. Сделав ошибку в конструктивных расчетах, создатели создали не просто оружие, а опасную смертоносную чуму, неспособную контролировать, — эффект превосходит все ожидания. Внутренний конфликт рассказчика усиливается, он понимает, что создал неконтролируемого монстра, и осознает в глубине души, что его изобретение может стать оружием массового уничтожения, несмотря на утешение и горечь от провала.
Понимая опасность своей разработки, он ищет альтернативные способы применения или сокрытия проекта, например, устраивая секретный склад для его хранения. В процессе знакомства с французским инженером Дюре он убеждается в эффективности оружия, но и в его ужасных последствиях, что окончательно подрывает его моральные принципы. Несмотря на пролившуюся кровь и разрушения, внутренне он начинает принимать возможность использования этого мощного и неконтролируемого оружия — признавая, что пытается контролировать «джинна», который вышел из-под контроля. Так, создав средства разрухи, он оказывается перед выбором: продолжать применять их или бороться с внутренней моральной дилеммой.
В главе 14 персонаж, столкнувшись с последствиями катастрофы в деревне, вынужден пересмотреть свои взгляды и укрепить безопасность своих объектов. Он разрабатывает сложную систему бинарного боеприпаса и передает управление внутренней охраной своему подчиненному, Андрею Ушакову, которого назначает руководителем службы безопасности. Ушаков внедряет жесткий режим контроля, устраняя творческую свободу и вводя многочисленные ограничения, что приводит к сокращению хищений и повышению эффективности, но и к росту напряженности внутри коллектива.
Параллельно главный герой ведет борьбу с внешней угрозой — агентурной сетью Брюса, которой он дает отпор, выявляя попытки перехвата и подмены сообщений. Он создает систему информационного шпионажа, внедряя дезинформацию и изолируя врагов, что усложняет борьбу и усиливает его контроль над ситуацией. В то же время, он инициирует создание секретных оружий, таких как бинарный боеприпас, и объединяет в своих целях талантливых профессионалов — инженера Дюпре и спецгруппу, чтобы подготовить новое военное средство.
Несмотря на успешные технические разработки, нарастают внутренние конфликтные процессы — борьба между Ушаковым и Брюсом, их мелкие саботажи и пререкания, угроза парализовать систему. Главный герой, пользуясь циничным подходом, создает систему конкуренции между двумя мощными агентствами, чтобы превратить их соперничество в инструмент усиления контроля и власти. В это время он пишет стратегическое письмо государю, предлагая разделить разведывательные функции на две независимые службы, усиливающие контроль высшей власти.
Заканчивая, главный герой вводит в систему новые структуры управления, а также планирует использование институционализированной вражды как движущей силы системы. Он делает шаг к созданию полномасштабных механизмов для предсказания и контроля военных и политических угроз, одновременно боясь обнаружения своих истинных замыслов и укрепляя свою власть. В финале он сталкивается с внутренней и внешней опасностью, продолжая развивать свои амбициозные проекты и укреплять секретные механизмы имперского управления.
Глава 15 описывает интенсивную работу главного героя и его команды по созданию химического оружия в подземной лаборатории. Несмотря на точные чертежи и логические расчеты, реальный процесс превращается в цепь неудач, опасных аварий и мучительных экспериментов. После нескольких дней попыток, задуманная реакция выходит из-под контроля, вызывая взрыв и химические ожоги у молодых учеников, что приводит к отчаянным размышлениям и ощущению безвыходности.
В этот момент на горизонте появляется начальник разведки Ушаков с важным донесением — перехваченной перепиской, которая указывает на внутренние конфликты и потенциальные угрозы среди товарищей. Постоянное наблюдение и разоблачения создают моральный и личностный кризис у главного, который понимает, что оказался в сложной ловушке, вынужденный выбирать между безопасностью и преданностью друзьям.
Внутренние переживания усиливаются, когда в его кабинет заходит Анна Морозова. Ее близость и замечания о скрытых изъянах в конструкции идеально подходят для метафоры, которая помогает главному понять уязвимость своих планов и человеческую слабость. В процессе поиска решения он приходит к мысли о возможности создания разрушаемой ампулы, заранее запрограммированной на разрушение при воздействии, что символизирует его устранение внутреннего напряжения и необходимости использования внутренней слабости против противника.
Заключительные шаги представляют собой превращение технических и моральных дилемм в холодную машину и стратегию, где важнее результат и эффективность, чем личные чувства и дружба. В итоге главный герой ощущает свою роль как части бесчеловечной системы, где люди — лишь инструменты сверхзадачи, а собственное одиночество и моральное расщепление становятся ценой успешной реализации его целей.
В ноябре 1707 года Игнатовское превращается в строго охраняемую крепость, где автоматизированная система «Щит» обеспечивает безупречную безопасность. Внезапно туда привозит важное сообщение преданный агент, преображенец, которому поручено срочно доставить делегацию высокопоставленных лиц в Петербург по приказу Якова Вилимовича, где разгорается хаос: слухи о покушениях на царевича, заговоре Меншикова и борьбе за власть. Ситуация становится напряженной, и командование готовится к срочным действиям, опасаясь предательства и внутренней дезинтеграции.
На пути в столицу команда сталкивается с засадой — внезапной атакой, где враги из серых мундиров сбивают лошадей и открывают огонь, пытаясь обезвредить их. В жестокой схватке с профессиональными убийцами главный герой, будучи раненным, с трудом спасает Анну Морозову, пожертвовав собой ради нее и противостоящих врагов. Боевик короткий, яростный и смертоносный, враги уходят, оставляя за собой множество убитых, но без ясных признаков их происхождения или приказчика.
После боя герой осматривает раненых, понимая, что за этим нападением стоит ужасное тайное воздействие — словно кто-то умело разрушает его планы и подрывает основы обороны, оставляя сенсацию предательства. В ходе допросов и осмотров всплывают тревожные детали: в опасности — вся команда, в том числе и влиятельные фигуры, а к тому же фигура французского пленника передается в руки Ушакова, что добавляет непредсказуемости. Вновь возникает ощущение предательства, ведь нападение кажется слишком сложным и спланированным, чтобы быть результатом простого компрометационного сговора.
Дорога к Петербургу сопровождается тревогой, подозрениями и внутренним расколом, ведь в этой сплоченной группе, казалось бы, разные по взглядам и интересам люди вынуждены объединиться перед лицом угрозы. Группа движется в условиях нагнетающей паники и непредсказуемых опасностей, а главный герой понимает, что за этим нападением стоят скрытые силы, стремящиеся разрушить или захватить контроль, и что в игре задействованы гораздо более сложные и опасные механизмы, чем кажется на первый взгляд.
После жестокой битвы, где Ушаков получил ранение, а отряд понёс потери, Ушаков отдал приказ срочно доставить сообщение в Игнатовское, чтобы поднять весь Охранный полк. Сам же, вместе с ранеными, отправился в Петербург, где его ждал суд. В дороге, анализируя произошедшее, Ушаков и его спутники, включая Орлова, Анну Морозову и Изабеллу, обсуждали причины нападения и возможные последствия. В столице их встретили гвардейцы и доставили в здание Приказов, где их уже ждали влиятельные сановники, включая князя-кесаря Ромодановского и Якова Брюса.
Ушаков, подозревая Брюса в организации нападения, потребовал расследования и предъявил доказательства, указывающие на причастность гвардии. Анна и Изабелла поддержали его обвинения, обвинив Брюса в препятствовании его деятельности и создании угрозы его планам. Однако, после предъявления улик, Ромодановский сообщил о покушении на царевича Алексея, в котором была использована винтовка системы Ушакова, и о том, что охрану царевича обеспечивали люди Брюса.
Брюс, оказавшись под угрозой обвинения в государственной измене, попросил пять минут наедине с генералом Смирновым. В частном разговоре Брюс убедил Ушакова в своей невиновности, утверждая, что нападение было подстроено, чтобы столкнуть их друг с другом. Он указал на то, что настоящей целью было уничтожение системы Ушакова и его команды, а не его самого.
В ходе разговора выяснилось, что гонец, доставивший приказ о вызове в Петербург, был перехвачен и использован для организации ловушки. Ушаков и Брюс поняли, что стали жертвами заговора, направленного на уничтожение их обоих и дестабилизацию страны. Брюс немедленно отдал приказ о поиске гонца, осознавая, что они должны объединиться, чтобы противостоять общей угрозе.
Вскоре после совещания в зале Ромодановский поручил Брюсу и главному герою расследовать два покушения, одно из которых было на царевича, а другое — на самого героя. Ромодановский дал им неделю на раскрытие дела, угрожая судом за измену или пособничество. Брюс потребовал списки и донесения, а герой занялся анализом. Вскоре выяснилось, что гонец героя был убит, а приказ подделан. Герой понял, что враг умен и действует скрытно.
В ходе расследования герой обратился к Левенгаупту, который указал на Евгения Савойского как на вероятного организатора покушений. Царевич Алексей, используя свой статус, обнаружил финансовые аномалии, указывающие на связь с австрийским торговым домом. Команда героя оказалась уязвимой, и он заключил союз с Борисом Морозовым, получив в распоряжение подворье и ресурсы.
В новом штабе Морозов предоставил информацию о финансовых операциях, связанных с закупкой оружия для Савойского. Герой и Морозов начали разрабатывать экономическую контр-стратегию. Морозов предложил укрепить союз браком, но герой отложил это решение, сосредоточившись на борьбе с врагом. После напряженного дня Анна, дочь Морозова, проявила заботу, что вызвало у героя смешанные чувства.
В главе 19 происходит описание заседания руководства, собранного в главном зале подворья Морозовых, где собираются ведущие инженеры и стратеги, чтобы обсудить текущие дела и планы на будущее. Доклады Анны Морозовой о прибыльных гражданских проектах, таких как холодильный ларь и консервы, демонстрируют значительный финансовый рост и потенциал их предприятий. Андрей Нартов сообщает о завершении сборки первой партии тяжёлых тягачей, что позволяет запускать серийное производство. Магницкий доложил о развитии железнодорожных путей, что обещает соединить важные регионы и ускорить логистику. Ушаков рассказал о создании стратегической авиации, а Дюпре — о готовности бинарного боеприпаса, способного изменить боевую обстановку.
Каждый специалист делится своими достигнутыми успехами, формируя впечатление мощной и хорошо организованной системы, способной вести масштабную войну и укреплять государственную власть. Вскоре появляется идея о необходимости активных превентивных мер — решении нанести удар первым, чтобы показать силу и предотвратить возможную атаку врагов. Правительственные планы охватывают расширение воздушных сил, строительство механизированных батальонов, развитие логистической сети и создание новых видов вооружения. Властитель задается целью превзойти всех врагов и укрепить свою позицию, понимая, что противник обязательно ответит, и угрозы уже приближаются.
На фоне этих планов развивается конфликт мнений по поводу дальнейших действий в Европе и Царьграде. Алексей Петрович мечтает о грандиозной войне и захвате, стремясь к триумфу, в то время как руководство призывает к осторожности, контролю и стратегическому сдерживанию. Внезапное сообщение о завершении европейской войны за шесть лет удивляет всех, так как в реальности этот конфликт длился намного дольше, и этот факт показывает, что власть и технология позволяют кардинально ускорить события и изменить мировой порядок. Вскрывшаяся неспособность понять истинные последствия быстротечной войны вызывает тревогу у главных героев, так как разрушение привычных представлений о мире ставит под сомнение всю их стратегию.
В конце, рефлексия главного героя о том, как один ход в истории — поджог завода, — повлиял на развитие Европы и саму судьбу мира, подчеркивает масштаб и опасность его решений. Он понимает, что создаваемая им мощь может привести не только к победе, но и к полной потере контроля, вынуждая его переосмыслить свои планы. Увидев неожиданный официальный документ, он осознает, что Европа уже скоро может прийти к нему сама, что символизирует опасность и возможность перемен, которые способны изменить баланс сил на глобальной арене.
В начале главы Петр Алексеевич размышляет о наращиваемой военной и информационной напряженности, которая грозит перерасти в глобальный конфликт. Он понимает, что Европа готовится к крупной войне, и опасается, что противник использует внутренние разборки и дипломатические интриги для ослабления России, показывая наметки нового глобального противостояния. В условиях этого опасного перерыва он предпринимает решительные шаги, организуя цепь живых реле для передачи команд и создавая надежную связь наглядными средствами, чтобы обеспечить оперативность приказывания и мобилизации.
Параллельно в бизнес и военной сферах развивается активная подготовка к боевым действиям: из подворья выдвигается караван с оружием — первой партии уникальных бинарных снарядов, предназначенных для внезапного поражения противника, а в лаборатории создается прототип низкотехнологичного, но очень надежного сигнального реле. Эти технические новшества призваны кардинально изменить стратегию, чтобы обеспечить быструю и устойчивую коммуникацию и боевую готовность, несмотря на разряды и помехи, которые могут разрушить более сложные системы.
Одновременно ведутся дипломатические игры и шпионские операции. Брюс организует уличный спектакль для австрийского лазутчика, предлагая ему либо исчезнуть, либо оказаться под арестом, чтобы скрыть доказательства его подвигов и получить нужное для дипломатического давления «доказательство» его участия в заговоре. В это же время брянский дипломат уличает и задерживает агента Иностранного государства, угрожая международным скандалом, и с помощью хитрых маневров добивается, чтобы враг начал уступать. В результате Россия одерживает дипломатическую победу, заставляя противника заплатить крупную сумму и ослабить вражеское влияние.
В финале глава главы узнает о готовящейся международной конференции в Гааге, на которой представители ведущих держав собираются обсуждать будущие меры безопасности. Он понимает, что Европа объединяется против России, и указывает на необходимость объединения всех возможных ресурсов — дипломатии, подкупа, поиска новых союзников — чтобы разрушить планы врага и удержать свою позицию в приближающейся войне. В атмосфере напряженности и дипломатического предательства Россия готовится к новым вызовам, стратегически укрепляя свои позиции и создавая основу для борьбы в условиях нового глобального противостояния.
В главе описывается напряженная политическая ситуация, когда в императорской резиденции собирается совет для обсуждения новой ситуации после провала диверсии. Впереди стоит важный сбор в Летнем дворце, где все политические силы Империи проявляют свою разную позицию и сталкиваются с международной критикой. Екатерина читает вслух о негативной оценке европейских послов и дипломатах, что вызывает взрыв негодования у бояр, желающих отвечать жестко и даже агрессивно. В ответ на это один из участников предлагает стратегию более тонких политических и экономических действий, что вызывает некоторое недоумение у присутствующих.
Главный герой в выступлении предлагает вести информационную войну словом, используя новые технологии и разведывательные методы. Он говорит о необходимости не вступать в прямое столкновение, а использовать слухи, финансовые махинации и культурные инициативы для ослабления врага и повышения авторитета России в мире. В его планах — распространение в Европе листовок, финансирование поддельных газет и искусственное создание кризисов, чтобы сковать противника в финансовом и информационном поле. Реакция окружающих показывает, что такие методы кажутся им необычными и рискованными, однако они согласны продолжать, взяв за основу хитрость и неочевидную тактику.
Одновременно в ходе совета появляется идея провести в Амстердаме выставку достижений России, что должно продемонстрировать миролюбие и технологический прогресс. Этот мирный жест рассматривается как возможный способ снизить напряженность и установить доверие. Однако наставник и наследник при обсуждении предлагают более осторожную тактику: сначала реализовать две агрессивных меры, а уже потом демонстрировать доброжелательность, чтобы враг не успел разгадать стратегию. Их идея — вести борьбу с противником через информационные и экономические удары, а затем уже применять мягкую силу, что в целом воспринимается как талантливое и стратегически выверенное предложение.
После совета главный герой возвращается в свою мастерскую, где продолжает работу над созданием новых технологий, которые могут стать оружием информационной войны. Он вместе с инженерами занимается разработкой печатного оборудования, способного производить миллионы страниц в день, что станет ключевым ресурсом в будущей информационной битве. В процессе работы возникают технические сложности, но благодаря блестящей идее и упорству команда достигает прорыва в области печатной техники. Название будущей фабрики — «Правда» — символизирует силу информации и ее роль в формировании реальности, а сама технология становится еще одним видом оружия, которое необходимо подготовить к будущей войне за умы и мнения.
В течение десяти дней главный герой интенсивно работал над организацией информационной войны, столкнувшись с острой нехваткой бумаги и сырья для печати «летучих листков». Он представил сложный проект по созданию промышленной бумажной фабрики, основанной на использовании древесных отходов и автоматизации процессов производства, чтобы обеспечить массовое и доступное распространение информации. Однако перед ним стояла проблема финансирования, и он создал теневое министерство финансов, собирая деньги в секретных источниках, что сделало его мощным экономическим игроком. В это время в кабинет зашел представитель церкви, преосвященник Яворский, и предложил создать совместную сеть печатных центров и монастырей, чтобы повысить безопасность, логистику и контроль за распространением информации в стране.
Понимая опасность потери контроля, главный герой придумывает стратегии, чтобы сохранить власть над информацией. Он предлагает реформировать систему печати, введя единый стандарт шрифта, которым пользовались бы все типографии, и развивая новую русскую азбуку, основанную на европейских образцах, чтобы обеспечить четкую и понятную письменность. Для механизации процесса изготовления литер он разрабатывает идею о стандартизации и массовом производстве типографских матриц, что даст возможность иметь одинаковые буквы во всей империи, сделав контроль над информацией абсолютным. Эти шаги создавали основу для монополии, объединяя церковь и государство в борьбе за единство и контроль.
Яворский, оценивая предложенное, сразу понимал его масштаб и предложил свою альтернативу — закрепить за церковью контроль над средствами массовой информации, предоставив ей право печатать все государственные заказы и стать гарантом информационной инфраструктуры. В ответ главный герой понимает, что уступка церкви может привести к мощной политической силе или даже угрозе. Он же предлагает компромиссный план, создавая систему, которая удовлетворит амбиции церкви, но оставит за ним ключевые стратегии, необходимые для контроля и защиты государства. В конце он демонстрирует возможность внедрения стандартизированной и автоматизированной системы производства литер, что укрепит его влияние и обеспечит монополию на распространение информации.
В ходе диалога приходит понимание, что важнейшее — обеспечить единство языкового и культурного кода страны, что сделает нацию сильнее и защищенной. Используя идеи полного автоматизированного производства типографских литер и единого стандарта, он предлагает создать новую письменность, которая объединила бы церковный и светский язык, сделав их понятными как для богослужения, так и для научных и торговых нужд. Эти инновации должны обеспечить стратегическое превосходство России перед Европой. В итоге, главный герой осознает, что контроль над инструментами создания информации — это ключ к власти, и для этого необходимо оставить за собой возможность управлять этим механизмом, даже если для этого придется временно уступить в политическом торге.