Цокольный этаж

Барышни и барыши

Дмитрий

Барин3

Глава 23

в процессе 139

Нелёгка доля попаданца. Особенно если угодил не в эльфийский лес, не в королевский дворец, в Россию XIX века — в шкуру самого обычного небогатого дворянина. И даже наличие рядом в теле конюха пронырливого армянского таксиста из будущего мало помогает. Зато есть природа, барышни и, возможно, денежные доходы. В голове, конечно… ладно, признаю — пусто. Но коммерческая жилка, к счастью, вернулась!

Краткое содержание книги

Будьте очень осторожны! Спойлеры.

Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.

Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.


Владелец кареты, обнаружив окровавленного мужчину с саблей и связанную девушку, решает помочь. Девушка рассказывает о побеге с солдатом Семёном, который оказался преступником. Владелец, опасаясь неприятностей, решает сдаться властям, но берёт вину на себя. Они направляются в Сергиев Посад, где у девушки отец служит в церкви.

По дороге девушка рассказывает о городе и его жителях. Прибыв в полицейское управление, владелец сообщает о нападении и убийстве, но "труп" Семён оказывается жив. Выясняется, что Семён планировал ограбить староверческий скит.

Появляется отец девушки, священник, который тепло общается с квартальным надзирателем. Владелец понимает, что его, скорее всего, не будут задерживать, и надеется на ночлег в городе.

В благодарность за спасение дочери, Кудеев-старший приглашает рассказчика на ужин и предлагает ночлег. Во время застолья рассказчик, выдающий себя за дворянина, узнаёт от конюха Тимохи о желании попадьи отправить его к архимандриту Афанасию, крёстному дочери Кудеева. Тимоха намекает на выгоду от знакомства, особенно учитывая страсть архимандрита к поэзии и иконам. Рассказчик, размышляя о возможностях, решает задержаться и обдумывает идею производства папирос, вспоминая свои знания о табачном деле.

На следующее утро рассказчик, получив приглашение к архимандриту, решает преподнести ему в дар икону, купленную ранее. Иван Борисович, священник, узнаёт в иконе ценную реликвию, написанную местным мастером, и объясняет её важность для монастыря.

Вместе они отправляются в Троице-Сергиеву лавру, где рассказчик восхищается архитектурой. Он готовится к встрече с архимандритом, беспокоясь о своей неблагозвучной фамилии.

В главе описывается визит героя в монастырь, где он встречается с архимандритом Афанасием. Их разговор начинается с обмена любопытными известиями и воспоминаниями о прошлом, в том числе о родстве с известным юристом Петром Фёдоровичем и о семье героя. Внимание сосредоточено на их семейной истории, церковных делах и памяти умерших родственников, что придает сцене атмосферу духовного и исторического наследия.

Затем появляется сестра героя, Полина, которая приезжает на богомолье. Её образ — скромная, чуть непривлекательная, с простым платьем и платком — символизирует её скромность и бедность. Она рассказывает о своей жизни, о материальных трудностях, неуверенно обсуждает брата, который, по её мнению, распыляется в пустяках и грехах. В разговоре прозрачно прослеживаются темы семейных ссор, зависти и недопонимания, а также скрытая забота сестры о брате, которого она считает неисправимым.

Обсуждение продолжается с упоминанием капитала, оставленного на строительство церкви, и подозрения сестры в отношении честности брата, что вводит тему коррупции и недоверия в семейное наследие. В кульминации брат признается в своих грехах, кается и получает духовное наставление: покаяние, поклоны и запрет на причастие на две недели. Их попытки выглядеть благочестивыми и строгие церковные обряды подчеркивают атмосферу духовной борьбы и искреннего, хоть и искаженного, стремления к очищению.

Глава завершает сценой эмоциональной «радостной» встречи, которая по своей натуре оказывается искусственной и навязанной, символизируя сильное желание выглядеть благочестиво в глазах духовенства. В целом произведение создает образ религиозно настроенного мира, наполненного семейными сложностями, внутренней борьбой и тонкой иронией.

В четвертой главе главный герой встречается с сестрой Полиной, которая выглядит довольной, но сразу превращается в колкую и властную женщину, узнав о необходимости поездки в село по поручению уважаемого архимандрита. Полина энергично настаивает на своем, угрожает сопротивляться и требует, чтобы брат подождал три дня, пока она подготовится. В процессе разговора она проявляет хитрость и расчётливость, скрывая настоящее настроение и планы, а также угрожает возможными последствиями, включая провокации и угрозы.

Разговор обостряется, когда Полина намекает на свою неприязнь к слуге и на возможность навредить брату, хотя это всего лишь шутка или скрытая угроза. Она продолжает играть роль послушной сестры, вызывая у героя подозрения в её честности и намерениях. В это время в разговор вмешиваются окружающие, выражая свою религиозность и подчеркивая важность святого места.

По пути к трактиру сестра пытается его уговорить остаться подолгу, намекая на общие беды и поддержку друг друга, а также дарит ему старинный крестик — символ семейной связи и особых чувств. Весь диалог наполнен притворством, скрытыми мотивами и напряжением, при этом он показывает противостояние добрых и злых сторон, а также сложные межличностные отношения брата и сестры.

В конечном итоге, герой понимает, что его сестра — не простая провинциалка, а хитрая и опасная женщина, готовая идти на любые меры ради своих целей, что добавляет произведению атмосферу напряженности и недоверия. Он собирается продолжить путь, опасаясь её коварства и опасности, скрытой под маской семейной заботы и веры.

В пятой главе рассказ ведётся о встрече с вдовой Полиной, занимающейся разведением охотничьих собак, и её сложной судьбе. Она делится, что после смерти мужа, пристреленного на дуэли, она осталась с наследством в виде лучших борзых, которые у неё купил крупный барон. Вдова рассказывает о своих неудобствах и потерях, связанных с разорением, и о том, как деньги она вложила в бумаги, но всё равно живёт в тревоге за будущее.

Главный герой, маскузивно скрывающий свои глубокие мысли, внимательно слушает. Он замечает недоговорки сестры и подозревает, что деньги в её распоряжении могут идти не совсем честным путём. В процессе знакомства появляется попутчик, бывший военный Ермолай, который, оказавшись без крова после пожара, просит помощи и предлагает свои услуги как управляющего. Он обещает разобраться в хозяйственных делах и выразил желание присоединиться к путешествию далее, надеясь получить работу на новом месте.

Путешествие продолжается через города и сёла, где герои сталкиваются с различными людьми и жизненными обстоятельствами — пожаром в деревне, попытками выпить в дороге, и тем, как они стараются избегать искушений. В Ростове их ждал богатый город, куда планируются покупки и деловые дела. Обсуждая возможность Ермолая стать управляющим, товарищи обсуждают доверие и честность, а герой неоднозначно оценивает новых спутников, размышляя о возможных тайных интересах и сомневаясь в честности некоторых из них. На фоне этого тревожного, насыщенного событий маршрута ощущается атмосферу неопределённости, испытаний и лёгкой напряжённости, характерной для путешествия, полного неожиданных поворотов и зарождающихся конфликтов.

Оказавшись в Ростове, главный герой осматривает рынок, где знакомится с местными товарами и присматривается к своим спутникам. Сестра проявляет интерес к покупкам, вызывая подозрения, а Ермолай, напротив, скромничает в тратах. Герой решает приобрести бумагу для своего будущего бизнеса и табак, а также замечает, что его стихи уже цитируют в газетах.

После рынка компания отправляется в трактир, где герой заказывает себе роскошный номер, а сестре и Ермолаю — отдельные, более скромные. Во время обеда сестра заказывает дорогое блюдо, лебедя, что вызывает у героя подозрения в её намерениях. После обеда герой и его спутник Тимоха отправляются на прогулку по городу, где случайно слышат, как женщины обсуждают его стихи.

Во время прогулки герой и Тимоха наблюдают за жизнью города, встречая разных людей и оценивая их внешний вид. Они замечают, что их привлекает внимание женщин, и наслаждаются атмосферой. Встретив двух дам, читающих газету, герой слышит, как они обсуждают его стихи, что вызывает у него удивление и радость.

Глава начинается с разговора Алексея и Адама, которые решают познакомиться. В ходе беседы они обсуждают тему честности и справедливости, рассуждают о смысле жизни и высших целях, в том числе затрагивая тему несправедливого положения Адама, который жалуется на свое неравное положение и неудобства жизни в крепостных условиях. Перепалка немного иронична, и оба стараются насладиться моментом, при этом шутили и обсуждали идеи о мире и личной выгоде.

Далее герои идут к дому старика — Ефрема Ивановича Казарина, который оказывается пожилым, но сильным и бодрым человеком с богатым военным и художественным прошлым. В доме они знакомятся с псом Пушком, рассказывают о жизни и прошлом хозяина, заказывают письма и подарки для Анны Пелетиной, с которой у старика был роман. В процессе Ефрем показывает свои картины, посвящённые военной службе и личным воспоминаниям, рассказывает о своих походах и ранениях, а также делится историей о том, как он писал портреты и с кем был знаком.

Герои также видят уютную и книжную комнату, где развёрнуты картины, оружие и личные вещи Эфрема. Старик демонстрирует свои художественные работы, рассказывает о битвах и событиях прошлого, а также преподносит герою подарок — саблю, которая, по его словам, связана с боевыми подвигами и имеет ценность. В завершение он дарит портрет семьи Алексея, где запечатлены его родители и он в молодости, что вызывает у гостя уважение и интерес к старину и прошлому.

Таким образом, в этой главе переплетаются темы истории, военного прошлого, искусства и личных воспоминаний, создавая атмосферу уважения к людям прошлого и их подвигам, а также показывая богатство их внутреннего мира и переживаний. В произведении ощущается ностальгия по прошлому и уважение к героическому прошлому страны, а также тонкая ирония по поводу человеческих слабостей и судьбы.

В начале повествования герой рассматривает портрет своих родителей, отмечая несоответствия с реальностью и размышляя о роли художника. Он встречает своего слугу Тимоху во дворе, где собака Пушок проявляет неприязнь к Тимохе, напоминая о прошлом. Герой и Тимоха отправляются в путь, перевозя картину, и сталкиваются с трудностями, связанными с ее транспортировкой.

Во время путешествия герой узнает от попутчика Ермолая о боевом прошлом своего отца, что вызывает у него сожаление о неиспользованной возможности узнать больше о семье. По пути они нанимают купца Парамона Бошкина для перевозки картины, несмотря на его сомнительный характер. В дороге возникают разногласия по поводу оплаты, а также выясняется, что в Нерехте, куда они направляются, есть бумажная мельница, что может быть полезно для бизнеса героя.

В трактире происходит торг между Полиной и Парамоном, а затем появляется пьяный офицер, ищущий секунданта для дуэли. Герой отказывается от этой роли, но его выбирает юноша, требующий защиты своей чести.

В этом тексте описывается встреча главного героя с несколькими представителями высшего общества, подготовка и обсуждение дуэли, а также его визит на фабрику в небольшом городке. Вначале происходит напряжённый момент, когда из-за оскорбления возникает необходимость в дуэли между Олегом и молодым корнетом Григорием. Герой пытается примирить их и уговаривает отказаться от дуэли, приводя разные примеры строгого наказания за подобные происшествия и подчеркивая, что честь не стоит жизни. В процессе разговора изображается характер обоих участников конфликта, их недоразумения и попытки понять друг друга.

Через юмористические рассказы о случайных недоразумениях, связанных с ошибками в понимании пола и внешнего вида, автор раскрывает их личные черты и настроение, а также показывает атмосферу дружеского разряжания напряжённости. В конце герой и его спутники находят компромисс и отправляются искать четвертого, готового быть секундантом, а также собираются совместно выпить, что символизирует примирение, несмотря на предшествовавший конфликт. Утром они уже в пути, и герой уезжает, оставляя за собой новых знакомых, с которыми вероятно еще повстречается.

Затем описывается визит на текстильную фабрику, расположенную недалеко от города. Герой наблюдает за производством — процесс создания бумаги, наполненный механизмами и тяжелым трудом женщин-работниц, что производит впечатление кропотливого и созидательного труда. В ходе экскурсии он знакомится с производственным процессом, узнает о различных видах бумаги, в том числе о той, что предназначена для патронов, что неожиданно для героя вызывает интерес к будущим планам.

Образ фабрики и её работников создает контраст с атмосферой высшего света, показывая трудоемкость и важность ремесленного производства в обществе. Герой впечатляется точностью и аккуратностью работы, понимает ценность такого мастерства, и, несмотря на свои планы, осознает, что даже из кажущегося простого труда рождается нечто ценное и важное. Эта поездка оставляет у него более глубокое понимание человеческого труда и возможностей человеческого разума в созидании.

В главе рассказывается о путешествии старика и рассказчике, который вместе с членами своего каравана направляется в Кострому. Старик, довольный вниманием, обсуждает новые технологии на фабрике, и главный герой принимает решение вложиться в эксперимент с новым продуктом, заказывая пробную партию бумаги. Он уже продумывает дальнейшее продвижение своей идеи, понимая силу рекламы и даже используя методы чёрного пиара, чтобы привлечь внимание к своему товару.

На пути герои сталкиваются с различными ситуациями. Кто-то занимается уходом за лошадьми, и герой замечает, что крепостной Тимоха держит деньги и принимает участие в хозяйственных делах. В дороге он задумывается о положении крепостных, сравнивая их с рабами, и радуется, что у Тимохи есть имущество. Вскоре они останавливаются в трактире, где герой встречает своих товарищей, пьяных и веселых, включая поручика Михаила и немца Ганса, с которым обсуждают охоту и делятся впечатлениями.

Ночью в гостинице герой узнает о состоянии своих знакомых и заметно разочаровывается после разговора с Михаилом, который намекает на проблемы у его родственников и у самого поручика. Утром они быстро выезжают из Костромы в направлении дома, по дороге развязывая бытовые и сельские вопросы, обменявшись новостями о благополучии с местными крестьянами и купцами. В конце путешествия герой замечает пропажу своего крестьянина Ивана, который сбежал, и задумывается о том, как поступить в сложившейся ситуации, потому что его доверие к людям порой оказывается обманутым.

В главе описывается ситуация с бегством крестьянина Ивана, что вызывает подозрения и тревогу у рассказчика. Он не уверен, что Иван действительно сбежал по своей воле, учитывая, что у него есть passport и крепкое хозяйство, а причина исчезновения остается тайной. Мужчина решает не торопиться и сначала провести следственные мероприятия, расспросить семью и соседей, предполагая, что человек мог уйти по независящим от него причинам или быть застуканным на чем-то более серьезном. Он также размышляет о прошлых событиях, связанных с аварией и тяжёлым состоянием коня, что напоминает о бывших неприятностях и трудных ситуациях в его жизни.

Дорога домой проходит с многочисленными развлечениями и встречами. Герой посещает своих родственников, в частности Анну Пелетину, которой он дарит деньги и картины по поручению, и помогает ей подготовиться к новой жизни или важным делам. Он знакомится с семьёй Ивана Митрофановича, рассказывая о пропаже мужа, и собирается вместе с ними на обед, наслаждаясь пышным застольем, где представлены разнообразные деликатесы. В ходе беседы выясняется, что у семьи были серьёзные финансовые трудности, а пропажу мужа они связывают с денежными недоразумениями и возможными деловыми причудами.

После обеда герой отправляется в церковь, чтобы передать подарки священнику — иконы и религиозные атрибуты, приобрёл для этого особенные предметы. Там он замечает незаметный, но важный для него момент: священник занимается приготовлением к причащению и занимается церковными ритуалами. Разговор с батюшкой помогает укрепить связи и получить полезные советы, а также узнать о новом человеке — старосте, с которым нужно разобраться. В целом, написанная часть главы показывает героические усилия и заботу о людях, а также внимание к мелочам духовной и мирской жизни.

Главный герой узнает, что его крепостной Иван сбежал из дома, прихватив деньги, и хочет выкупить себя и семью на волю. Священник Герман передает герою записку от Ивана, в которой тот просит прощения и сообщает о своем намерении. Герман объясняет, что Иван планирует заняться торговлей, чтобы собрать необходимую сумму. Герой обсуждает с Германом процедуру выкупа и узнает о возможных расходах. В итоге герой решает отпустить Ивана, а также подумывает о предоставлении воли другому крепостному, Тимофею.

Тимофей, узнав о планах Ивана, выражает нежелание выкупаться, опасаясь последствий. Герой решает оставить Тимофея в имении, а также предлагает ему присмотреть за новым старостой, Ермолаем, который соглашается на эту должность. Ермолай сообщает о необходимости представить его народу и упоминает о вопросах, касающихся пасеки героя, что намекает на возможные проблемы.

Владелец поместья, Алексей, после отъезда Тимохи обсуждает с вернувшимся старостой Ермолаем вопросы, связанные с доходами от пасеки и крепостного, занимающегося пчеловодством. Алексей изучает записи своей покойной матери, чтобы разобраться в финансовых делах, и решает разобраться с Прохором, ответственным за ульи. Он также планирует заняться новым делом - производством папирос, заручившись поддержкой Анны Пелетиной.

Алексей делится своей идеей с Анной, показывая ей процесс изготовления папирос. После неудачных попыток, они находят способ улучшить конструкцию. Алексей также обсуждает с Фросей, своей крепостной, возможность помочь ему с новым бизнесом. Он поручает ей крутить папиросы, а также просит ее отца оценить качество табака.

Ермолай сообщает Алексею о появлении нового жителя в лесу, оказавшимся бывшим коллежским секретарем Костровым. Алексей, заинтригованный этим фактом, планирует разобраться в ситуации. Он также принимает решение разрешить крестьянам собирать грибы и ягоды в лесу, чтобы увеличить их доход и укрепить отношения с ними.

Владелец поместья Голозадовка узнает от старосты о целебном минеральном источнике на своих землях, который обнаружил архивариус. Заинтересовавшись возможностью создания курорта, Голозадов решает лично посетить источник, расположенный в труднодоступном болотистом месте. Он отправляется в путь вместе со старостой, опасаясь встречи с нечистой силой, о которой ходят слухи в этих краях.

По прибытии на место Голозадов обнаруживает архивариуса, купающегося в целебной воде. После знакомства выясняется, что архивариус страдает от болезни суставов и надеется на исцеление. Он рассказывает о том, как узнал об источнике из старых документов, связанных с местной ведьмой. Голозадов, впечатленный целебными свойствами воды, решает помочь архивариусу, обеспечив его жильем и провизией.

Архивариус, в свою очередь, показывает Голозадову сам источник, представляющий собой бьющий из-под камня поток теплой воды. Голозадов, испытав воду на себе, ощущает облегчение и предвкушает возможность развития курортного бизнеса. Он предлагает архивариусу остаться его гостем, обещая заботу и помощь, а также приглашает его на бал, который состоится в конце лета.

После посещения целебного источника, главный герой размышляет о возможности создания собственной здравницы, но отказывается от этой идеи из-за сопутствующих рисков. Он возвращается к привычным занятиям, включая общение с крепостными и обсуждение планов на будущее с верным спутником Тимохой. В ходе разговоров всплывают воспоминания о прошлом, а также возникают новые идеи, касающиеся жизни в деревне и предстоящей поездки в Москву.

На воскресной службе герой представляет Ермолая в качестве нового управляющего, что вызывает неоднозначную реакцию среди крестьян. Обсуждаются вопросы, связанные с хозяйством, включая судьбу лошади и необходимость перемен. Тимоха делится своими знаниями о содержании лошадей, а также поднимается вопрос о переезде в Москву.

В завершение главы герой сталкивается с необходимостью проведения телесных наказаний для провинившихся крестьян. Он наблюдает за экзекуцией, испытывая смешанные чувства, и размышляет о справедливости и целесообразности подобных мер. В этот момент появляется незнакомец, чей визит предвещает новые события и перемены.

Главный герой получает приглашение на торжество от богатого соседа, но не желает ехать, предчувствуя скучное мероприятие. Однако, получив в подарок от соседа роскошную шкатулку с сигарами, он меняет решение, видя возможность для презентации своего табачного производства. По пути в Кострому, герой встречает рожающую крестьянку и, несмотря на нежелание, решает помочь, доставив её в больницу. Он оплачивает услуги повитухи и гостиницу для семьи, проявляя неожиданное благородство. В больнице герой расплачивается с повитухой и даёт деньги отцу ребёнка на нужды семьи, а также даёт советы по хозяйству.

В главе рассказывается о поездке героя в Кострому, где он решает не только побывать в благотворительной больнице, но и купить табак на рынке, изучая разнообразие сортов и цен. Он приобрел два сорта импортного табака — виргинский и немецкий, а также сходил к продавцу, чтобы реализовать старый перстень, выставляя цену в полста рублей, несмотря на отрицательное отношение приценщиков. Затем он ищет ночлег и находит уютный постоялый двор, где встречает знакомого капитана Сергея Суслова, с которым вспоминает прошлое и обсуждает текущие дела.

В разговоре с Сергеем герой узнает о планах девочек из семьи Суслова — Софьи и Анны, их образовании и намерениях продолжить обучение в Москве. Софья, которая готовится поступать в Екатерининский институт благородных девиц, оказывается очень перспективной и амбициозной девушкой, которая заинтересовала героя своим интересом и взглядом. Он оставляет ей записку с адресом, надеясь на будущие встречи и возможное развитие отношений.

На следующее утро герой собирается за конём для своего служащего Ермолая, чтобы отправиться на ярмарку за новой лошадью. В ходе осмотра он замечает довольно непривлекательного жеребца, которого не хочет покупать из-за нехороших породных характеристик и высокой цены, но Тимоха убеждает его подождать и выбрать лучшее. В итоге они находят подходящую лошадь — рабочую и невысокую по цене, которую продавец готов уступить, понимая, что хозяин не разбирается в породах. Они заключают сделку и с энтузиазмом готовятся к покупке: Тимоха хвалит герою за умение торговаться и за правильный выбор.

Таким образом, в этой главе затрагиваются бытовые дела, приобретение лошадей, деловые переговоры и обмен воспоминаниями, создавая атмосферу повседневной жизни и планирования будущих событий. Герой активно взаимодействует с окружающими, демонстрируя интересы и амбиции, в то время как окружающая действительность наполнена мелкими заботами, знакомствами и предвкушением новых приключений.

Поездка на ярмарку обернулась для рассказчика чередой неожиданностей. Сначала он удачно приобрел коня, вызвав восторг у своего конюха Тимохи, а затем столкнулся с пьяным отцом новорожденной, который попросил денег. В больнице, куда они зашли, царила антисанитария, а рожениц держали недолго. После выхода из больницы Тимоху задержала полиция из-за коня, которого пыталась вернуть его бывшая владелица, жена губернатора.

Вернувшись домой, рассказчик обнаружил, что его сестра Полина пытается убедить Анну, его пожилую подопечную, отменить дарственную на дом. Анна, напротив, проявила твердость, отказавшись от денег Полины и решив жить своей жизнью. После выяснения отношений, рассказчик купил подарки для Велесова и его семьи, а также решил заняться производством табака.

В конце дня рассказчик узнал, что его служанка Фрося встречается с Федотом, что вызвало у него неожиданную реакцию.

В девятнадцатой главе Алексей, помещик, решает судьбу крестьянской пары, Федота и Фроси, дав согласие на их брак. Он также начинает производство папирос, оценивая затраты и планируя прибыль. Староста Ермолай докладывает об урожае овса, который обещает хороший доход, и о "живом источнике", ставшем популярным. Сестра Алексея, Полина, намекает на необходимость женитьбы и предлагает варианты невест. Получив коробки для папирос, Алексей готовится к поездке к Велесову, взяв с собой гостя, Сергея Юрьевича, и Ермолая. За обедом Сергей Юрьевич раскрывает Анне Пелетиной информацию о возможном земельном споре, связанном с неправильным межеванием.

В главе рассказывается о том, как главный герой вместе с сестрой Полиной, Сергеем Юрьевичем и их спутником Тимофеем отправляются в город, обсуждая разные ситуации и происшествия по пути. В процессе путешествия он узнает о том, что земельный участок пытаются изменить по документам, чтобы убрать лишний участок, но это невозможно из-за бюрократических сложностей и коррупции в губернских чиновниках. В то же время герои замечают, что в их владениях есть болота, которые можно осушить, что заинтересовало бы их, но для них важнее наблюдать за реакцией дворянства на новые товары – папиросы.

Во время пути происходит дорожно-транспортное происшествие: на дороге происходит дуэль, в которой оба стрелка ранены. Главный герой помогает раненым, договаривается с военными и врачами, участвует в разбирательствах, понимая, что дуэль была вызвана честолюбивыми и страстными мотивами. Он замечает, что раненые — оба поручика, и один из них, особенно молодой, спасается бегством, что вызывает у него интерес к ситуации и скрытность. В разговоре с местными он узнаёт, что беглецы сбежали из-за угрозы наказания, и принимает решение помочь им, отдавая часть своих денег и одежды, надеясь, что это действительно поможет.

По мере нарастания сумерек герои находят ночлег и продолжают путь. Их заботит ситуация с беглецами, и Тимофей делится тревогами о будущем, предполагая, что беглецы могут успеть перебраться через Волгу и скрыться дальше. Он рассказывает, что за ними охотятся люди, ищущие расправу, и что у них нет денег, кроме небольшой суммы, которую главный герой решает дать бедолагам. Всю ночь герои продолжают готовиться к следующему дню, и в конце главы они разбираются, что одна из подкопных проблем — потеря подковы у коня, и решают разделиться, чтобы кто-то мог добраться до ближайшего трактиру, а остальные продолжат путь самостоятельно.

Главный герой, прибыв в трактир, планирует поездку к Велесову, но сталкивается с проблемой: кузнец пьян. Вместе с Полиной и Тимохой он отправляется в поместье Велесова, оставив Ермолая решать проблему с кузнецом. На приеме у Велесова герой производит впечатление, даря подарки, в том числе игрушку для внука хозяина, и представляется как владелец коня губернатора. Он также успешно продвигает свои "Дымки", вызывая интерес у гостей. После обеда, на танцах, герой знакомится с вдовой Иреной, которая проявляет интерес к коню и приглашает его в свою комнату.

Проснувшись рядом с женщиной, герой обнаружил в ней недостатки, но оценил её пылкость и готовность к экспериментам. После утреннего расставания он вернулся в свою комнату, где его ждала Полина, расспрашивая о ночи и предлагая задержаться. Герой же, не видя смысла в пребывании в глуши, хотел вернуться в город. Вскоре он встретил Тимоху, который рассказал о порке беглых крепостных, включая девушку, и предложил её выкупить. Герой, колеблясь, решил вмешаться и, обратившись к помещику Велесову, выкупил девушку и её мужа, вызвав удивление управляющего.

После покупки герой встретил Серебрякова, который проявил интерес к Полине, и герой, воспользовавшись ситуацией, расписал сестру как выгодную невесту. Затем герой, играя в карты, проигрывал деньги, пока Полина, встревоженная, не предложила вернуться домой. Она призналась в корысти, связанной с продажей броши, и герой, удовлетворившись, согласился уехать, забрав с собой купленных крепостных.

В главе 23 рассказан напряжённый день, начавшийся с того, что главному герою пришлось быстро собраться и помочь побитому беглецу, которого он вместе с супругой и товарищами укладывает в карету. Пострадавший оказался большим мужчиной лет тридцати, и хотя его лицо было изрядно помято, он выглядел привлекательно. В дороге между сестрами Полиной и Любушкой возникают разногласия — Полина настроена критично и недоверчиво, а Любушка уверена, что может помогать и ухаживать за мужем, несмотря на свою бедность и тяжелое прошлое. На ночлег герои останавливаются в небольшом постоялом дворе, где вновь приходится помогать тяжело раненио Алёше, которого везут в Кострому.

Утром герои отправляются дальше, и их путь становится тяжелым — Алёша по-прежнему в тяжелом состоянии, он то в забытьи, то в сознание, и его состояние вызывает сожаление. Местные врачи и больничный персонал обсуждают, насколько его пытались избивать и как это повлияло на его здоровье. В процессе у героев появляется молодая женщина, идейная и добросердечная, — она выражает протест против жестокости, оскорбляя купцов и богатых, и вызывает у героя внутренние сомнения относительно её искренности и мотивов.

Позже в больнице появляется Люба — девушка, которая благодарит героя за спасение и просит остаться у них, чтобы ухаживать за Алёшей и помочь в хозяйстве. Однако главный герой, заметив её искренние намерения и простоту, воспринимает её с недоверием и считает, что в её просьбе есть скрытый смысл, ведь сестра Полина, вероятно, тоже не оставляет его без хитрых мыслей. На ночь герой размышляет о своих планах по производству табака и возможных проблемах с ранним стартом бизнеса, а также о необходимости подготовить рабочих, что вызывает у него внутренний конфликт и удивление.

На следующее утро, перед походом в больницу, герой обсуждает с Тимохой вопросы касательно ухода и оплаты за лечение Алёши. Врач сообщает о необходимости затрат и бюрократии, делая ставку на то, что понадобится оформить паспорт для больного. Герой понимает, что его ожидания по лечению почти невозможны без бюрократических процедур, что вызывает у него овладение смутным чувством неясной беспомощности, однако он решает продолжать бороться и платить за заботу о раненном.