Не успел выпустить одних учеников из школы, как стал классным руководителем у самого шебутного седьмого класса. Впереди - летние каникулы, позади - будущее, в котором я прожил развал великой страны. Мне дали второй шанс, и я не собираюсь его упустить.
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
Егор Зверев, молодой учитель, получает назначение классным руководителем проблемного седьмого класса после увольнения их классной руководительницы, Марии Сергеевны. Директор Свиридов, впечатленный новаторскими идеями Зверева, видит в нем единственного, кто сможет справиться с непоседливыми учениками. Зверев соглашается, предчувствуя начало нового, интересного этапа.
В это время в городе выпускники обсуждают перспективы распределения. Катя, вдохновленная примером Зверева, мечтает работать в сельской школе, где он преподает, вызывая недоумение и насмешки сокурсников, особенно Валерия и Аллы, которые предпочитают более предсказуемую и комфортную жизнь. Катя убеждена в необходимости перемен и видит в Звереве пример для подражания.
Катя обращается за помощью к своему отцу, Борису Львовичу Тарабрину, высокопоставленному чиновнику в сфере образования. Он, видя в Звереве перспективного специалиста и возможность для карьерного роста, без колебаний поддерживает решение дочери, позволяя ей отправиться работать в жеребцовскую школу, где преподает Зверев. Тарабрин понимает, что за молодым учителем стоит будущее образования, и намерен использовать это в своих интересах.
Егор Александрович, новый классный руководитель, организует поход для своего седьмого класса. Он сразу устанавливает дисциплину, назначая помощником командира Леньку Голубева, что вызывает недовольство Верочки Лузгиной. В пути ребята поют песни, спорят о джунглях и тайге, а также о том, кто умеет ловить рыбу.
По прибытии на место привала, на живописной поляне у реки, начинаются споры о том, кто будет ставить палатки и готовить еду. Верочка, привыкшая к опеке, возмущается, но Егор Александрович настаивает на самостоятельности. Таисия, опытная в лесных делах, помогает Верочке, и девочки вместе ставят палатку.
Вскоре лагерь разбит, и ребята готовятся к обеду, предвкушая отдых и купание. Егор Александрович, наблюдая за классом, понимает, что поход станет для них не только развлечением, но и возможностью научиться самостоятельности и взаимовыручке.
В начале главы Егор Александрович назначает Тасю ответственной за кухню, а Бориса – помогать. Борис, возмущенный, отказывается, считая это "девчачьей" работой. Егор Александрович, используя пример помощи маме, убеждает Бориса, что важна не гендерная принадлежность работы, а забота и ответственность. Борис, в итоге, соглашается помочь.
Далее, Валя пытается самостоятельно заготовить дрова, но не справляется. Егор Александрович организует разделение обязанностей: часть ребят идет за дровами, другие строят туалет и умывальник. Борис помогает девочкам на кухне.
Егор Александрович объясняет важность правильного обустройства костра и костровища, показывая пример. Мальчишки, под его руководством, учатся делать костер безопасно. Все вместе готовят уху, обедают, играют и наслаждаются летним отдыхом. Вечером у костра они поют песни, рассказывают истории и мечтают о будущем.
В начале дня группа подростков, отдыхающих в летнем лагере, во главе с вожатым Егором Александровичем, отправляется на рыбалку. Ленька Голубев предлагает посетить заброшенную деревню Шафрановку, где, по слухам, спрятан клад. После удачной рыбалки, где Борька вылавливает крупную щуку, ребята возвращаются в лагерь.
В лагере девочки, в том числе Верочка, заняты утренними делами. Борька, получив похвалу за улов, сталкивается с необходимостью почистить рыбу. Егор Александрович показывает ребятам, как это сделать, делясь знаниями о разных способах очистки рыбы, включая использование кипятка. Ленька вновь поднимает тему Шафрановки, и после долгих уговоров, включая обещания найти клад и прославиться, Верочка соглашается пойти.
Егор Александрович, собрав необходимые вещи, организует поход в Шафрановку. По дороге Илюша Боровкин рассказывает историю деревни. Егор Александрович, не подозревая о последствиях, соглашается на авантюру, предвкушая интересное приключение.
Группа школьников под руководством учителя Егора Александровича отправляется в поход по лесу. Они находят заброшенную деревню Шафрановку. Егор, испытывая необъяснимую тревогу, настаивает на соблюдении осторожности. Дети исследуют колодец, находят заброшенный дом и решают его осмотреть. Егор взламывает замок, и ребята заходят внутрь, но ничего ценного не находят. После осмотра дома они устраивают привал, где Егор замечает пропажу одного из учеников.
Семиклассники, обнаружив пропажу Вани Малькова, начинают его поиски в заброшенной деревне. Илья Боровкин вспоминает, что Ваня пошел за кусты черемухи, а затем – за угол дома. Егор Александрович, классный руководитель, осматривает местность, обнаруживая следы пребывания Вани: примятую траву, сломанную ветку. Поиски приводят к сараю, где ничего не находят. Следы приводят к дереву, где Ваня, судя по всему, долго стоял и что-то рассматривал. Далее следы обрываются, но Егор Александрович замечает, что Ваня, стараясь не оставлять следов, шел вдоль забора по упавшим жердям. Он предполагает, что Ваня ушел в соседний двор. В этот момент раздается крик.
В седьмом классе, во время похода, неожиданно вернулся пропавший Иван Мальков. Одноклассники встретили его расспросами, а учитель Егор Александрович, заметив странное поведение мальчика, решил выяснить, что произошло. Мальков, уклоняясь от прямых ответов, признался, что заблудился и нашел что-то интересное на соседнем участке. Егор Александрович, подозревая неладное, решил поговорить с ним наедине.
Во время чаепития, Егор Александрович, используя примус, разговорил ребят, а затем спросил Малькова о его "приключениях". Мальков признался, что ходил на соседний двор, но не рассказал, что именно нашел. Егор Александрович, заметив его нервозность и нежелание делиться, решил выяснить правду позже.
После сборов, Егор Александрович заметил, что Мальков продолжает нервничать и избегает разговоров. Он решил выяснить, что именно скрывает мальчик, и почему это его так тревожит. Егор Александрович планировал поговорить с ним наедине, чтобы узнать правду о том, что произошло, и что именно нашел Мальков.
Фельдшерица Оксана Гринева, узнав от дяди Васи Беспалова, куда ушли ребята Егора Александровича, отправляется на Медвежью поляну. Дядя Вася, известный своей болтливостью, сначала подшучивает над Оксаной, расспрашивая о ее личной жизни и намекая на интерес к Егору. Он дает ей советы, как найти поляну, и даже снабжает пирожками для ребят. Оксана, преодолев все расспросы, отправляется в путь, предвкушая встречу с Егором.
На поляне Егор и его ученики наслаждаются отдыхом у реки. Девочки, соблюдая приличия, купаются отдельно, а мальчишки устраивают водные баталии. Ванька Мальков, устав от шума, присоединяется к Егору, который собирается развести костер для чая. Ванька предлагает помощь и, воспользовавшись моментом, намекает на некую "странную" находку в лесу, которую он обнаружил.
Егор, поняв намек, предлагает Ваньке поговорить об этом. Мальчик, смущаясь, соглашается и начинает рассказывать о своей находке, готовясь поделиться тайной.
В заброшенной деревне двое мужчин, Вяз и Комар, обнаруживают схрон с оружием. Вяз, встретивший ранее любопытного мальчика из пионерского отряда, отпускает его, но Комар настаивает на устранении свидетеля. Вяз, уверенный, что мальчик ничего не видел, успокаивает напарника, но замечает пропажу двух патронов. Он подозревает, что мальчик мог их украсть. В то же время, учитель пионеров, Егор Александрович, понимает, что дети наткнулись на нелегальный склад оружия. Он решает не возвращаться в деревню, чтобы не подвергать детей опасности, и планирует сообщить о находке в милицию. Однако, его ученик, Ваня Мальков, полон решимости вернуться в деревню и устроить засаду на "бандитов". Егор Александрович пытается убедить Ваню в необходимости молчать и не вмешиваться в опасные дела.
Оксана, фельдшерица, направляется в лагерь семиклассников, предвкушая отдых и надеясь на встречу с Егором, к которому испытывает симпатию. Она размышляет о подвигах, вдохновляясь примерами героических женщин-фельдшеров. Прибыв в лагерь, Оксана обнаруживает его пустым, ребята ушли в поход.
В это время семиклассники, включая Егора, купаются в реке. Обсуждают рассказ одного из мальчиков о медведе, а также спорят о пользе чтения. Егор предлагает осенью пригласить в школу отца одного из учеников, чтобы тот рассказал о важности образования для комбайнеров.
Неожиданно появляется Оксана с едой. Ребята радостно встречают ее, а Егор остается с ней наедине, и они вместе направляются в лагерь.
В лесу к группе детей и их вожатому Егору неожиданно присоединяется фельдшерица Оксана. Егор, узнав от мальчика Ванюшки о возможном складе оружия в заброшенной деревне, решает провести разведку. Он понимает, что это опасно, но не может оставить детей одних.
Егор решает воспользоваться появлением Оксаны, чтобы оставить детей под ее присмотром. Он придумывает легенду о поиске грибных мест и просит Оксану остаться с ребятами на ночь. Оксана, чувствуя неладное, соглашается, но просит Егора быть осторожным и обещает сообщить в милицию, если он не вернется к утру.
Егор, успокоив Оксану, планирует уйти на разведку в три часа ночи. Он уверен, что сможет быстро осмотреть заброшенную деревню и вернуться до обеда. Оксана, несмотря на страх, поддерживает его решение, и они вместе идут спать, готовясь к предстоящему приключению.
В начале главы герой, оказавшись в новом теле, отправляется в заброшенную деревню, чтобы выяснить, кто следил за его отрядом и что скрывается в одном из сараев. Он тщательно изучает местность, обнаруживает место наблюдения и следы пребывания неизвестных.
Проникнув в деревню, герой замечает признаки присутствия людей, но не находит охраны. Он подбирается к сараю, о котором говорил мальчик, и обнаруживает, что дверь заделана, а внутри – следы недавнего пребывания, но нет оружия. Он находит тайник под полом, но в этот момент слышит приближающиеся шаги.
Герой готовится к встрече, но выясняется, что пришедший просто справляет нужду. Воспользовавшись моментом, герой собирается проникнуть в тайник, но внезапно слышит шаги, приближающиеся к сараю. Он готовится к схватке, но в последний момент понимает, что это всего лишь один из обитателей деревни, решивший справить нужду.
После того, как незнакомец ушел, герой спускается в подвал заброшенного дома, где обнаруживает склад оружия. Там он находит ящики с винтовками, в основном старыми берданками, и запчастями к ним. Он понимает, что это, скорее всего, добыча "черных копателей", занимающихся раскопками мест былых сражений. Герой решает забрать одну винтовку и патроны, чтобы сообщить о находке властям.
Выбравшись из подвала, герой замечает, что за ним кто-то наблюдал. Он обнаруживает, что это Ваня Мальков, один из ребят из его отряда. Герой задерживает Ваню, выясняет, что тот последовал за ним.
Герой, опасаясь, что копатели могут их выследить, уводит Ваню в обход, чтобы запутать следы. Они возвращаются в лагерь, где герой планирует разобраться с произошедшим и сообщить о находке в милицию. Он понимает, что его действия могут привести к неприятностям, но считает своим долгом сообщить о незаконном хранении оружия.
Егор Александрович, отправившись в лес, неожиданно обнаруживает, что за ним последовал подросток, Ваня Мальков. Выясняется, что мальчик, подслушав разговор Егора и фельдшерицы Оксаны, решил его подстраховать, опасаясь за его безопасность. Егор, узнав о мотивах Вани, проникается к нему доверием и рассказывает о своих планах – отнести найденную винтовку в милицию.
Егор объясняет Ване, что его поступок был смелым, но необдуманным, и учит его ответственности за свои действия. Он рассказывает о важности обдумывания последствий и умении отстаивать свою точку зрения. Ваня делится своими мечтами о разведке и рассказывает о своих попытках "расследовать" события в деревне. Егор, понимая, что Ваня хочет помочь, решает не посвящать его в дальнейшие планы, чтобы обезопасить.
Егор и Ваня возвращаются в лагерь, придумав легенду о сборе ягод, чтобы скрыть истинную причину своего отсутствия. Оксана, догадываясь о правде, поддерживает легенду. Егор, используя ситуацию, включает Ваню в соревнования, чтобы отвлечь его и дать возможность почувствовать себя частью команды.
Ленька Голубев побеждает в импровизированной полосе препятствий, завершая первый этап походных соревнований. Следующий этап – сбор палаток и вещей на время. Егор Александрович, учитель, предлагает дополнительное испытание – завязывание узлов с закрытыми глазами, а для девочек – приготовление полдника. Пока мальчики соревнуются, девочки под руководством Оксаны Игоревны готовят угощение, демонстрируя свои кулинарные навыки. После подведения итогов и дружеской победы, ребята наслаждаются полдником, а Егор Александрович размышляет о жизни и о том, к кому обратиться со своей находкой.
Егор Александрович решает поделиться информацией о схроне с оружием в заброшенной деревне Шафрановке с парторгом Третьяковым. Он рассказывает о находке, обнаруженной Ваней Мальковым, и о количестве оружия, предполагая его принадлежность к временам Гражданской войны. Третьяков, внимательно выслушав, задает уточняющие вопросы и соглашается принять меры.
Егор Александрович показывает Третьякову место схрона на карте и предлагает свою помощь в поимке причастных к хранению оружия. Третьяков соглашается, поручает ему принести найденную винтовку и обещает связаться с компетентными органами. Егор Александрович, предвкушая предстоящую операцию, отправляется за оружием, а Третьяков приступает к координации действий.
Егор, обнаружив пропажу винтовки из схрона, понимает, что ее забрал Ванёк Мальков. Выследив мальчика, Егор выясняет, что тот, желая перепрятать оружие для плота, случайно наткнулся на схрон и решил его обезопасить. Егор, выслушав объяснения, объясняет мальчику важность согласования действий и предлагает в будущем делиться своими идеями.
Егор передает винтовку парторгу Третьякову, который принимает оружие и благодарит за бдительность. Егор предлагает свою помощь, но парторг обещает сообщить о его предложении "товарищам". Егор, понимая, что за ним следит Мальков, находит его в засаде у дома Третьякова.
Егор, поймав Малькова, хвалит его навыки, но отмечает необходимость тренировки выдержки. Он решает проводить мальчика домой, чтобы тот не путался под ногами. Егор понимает, что Мальков продолжит слежку, и задумывается, как занять его, чтобы избежать проблем.
В главе 17 рассказано о сложной ситуации, когда парторг Виктор Лаврентьевич и его гости — представитель органов Сергей Сергеевич — пытаются скрыть настоящие планы и обеспечить безопасность школьника Вани Малькова, потенциального свидетеля в расследовании. Парторг под видом обычных разговоров организует встречу у себя дома, чтобы допросить Ваню и получить важные сведения о случившемся в Шафрановке. Ради безопасности мальчика решается придумать легенду о боевом товарище, который должен был бы провести с ним беседу, чтобы не привлекать внимания селян и черных копателей.
Товарищ Сергеев, являясь профессионалом, беседует с Мальковым о его наблюдениях, не вызывая у мальчика подозрений, и пытается расспросить его о деталях. Несмотря на первоначальное желание мальчика уйти, его убеждают остаться и рассказать все. В ходе беседы, с помощью правильных вопросов, собираются важные сведения для операции по задержанию преступников, незаконных охотников за артефактами. В завершение Сергей Сергеевич благодарит мальчика за помощь, подчеркивая важность его свидетельства.
По завершении миссии они договариваются продолжить обсуждение и расположить Малькова к дальнейшему сотрудничеству, при этом скрыто формируя легенду о появлении и исчезновении «боевого товарища», что поможет сохранить операцию в тайне. В конце встречи он вновь выделяет важность честности и осторожности, а также размышляет о предстоящих шагах, показывая напряженность и серьезность их намерений. Атмосфера ощутимо напряжённая, с мотивами скрытности, опасности и необходимости осторожных секретных операций.