Берлин, Германия, май 1939
Успешная карьера, гулянки, девочки – жил, кайфовал, никого не трогал. И вдруг на тебе – 1939 год. Получите, распишитесь!
Я оказался в прошлом родного деда, о котором раньше ни черта не слышал. Секретная школа НКВД, нелегальная работа на благо Советского Союза и война, о которой мне известно больше, чем кому-либо. Что это: шанс изменить прошлое и спасти миллионы людей или верная гибель?
Сейчас я – разведчик в самом сердце Третьего Рейха и от меня зависит будущее. Ну ладно... Будем работать с тем, что есть.
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
В Хельсинки, май 1939 года, начальник финской сыскной полиции Эско Риекки, униженный высылкой из Германии, решает разобраться в деле о покушении на оберштурмфюрера Гестапо Генриха Мюллера, произошедшем в марте. Его интересует личность нападавшего, подозревая, что тот связан с русским эмигрантом Алексеем Витцке, за которым Риекки должен был следить по заданию Мюллера.
Риекки поручает своему заместителю Элиусу Корхонену тщательно изучить все материалы по делу о покушении, допросить свидетелей и найти любые зацепки. Он подозревает, что ограбление, в котором был замешан Витцке, и покушение на Мюллера – звенья одной цепи, а немецкий штандартенфюрер скрывает важную информацию.
Вспоминая унизительный разговор с Мюллером в Берлине, Риекки понимает, что его обвели вокруг пальца. Он решает начать собственное расследование, начиная с отеля, где жил Витцке, и допрашивая всех, кто был с ним связан. Риекки уверен, что за ограблением и покушением стоит нечто большее, чем просто преступление, и намерен докопаться до истины, чтобы восстановить свою репутацию и понять, что же на самом деле произошло.
В Берлине, накануне Второй мировой войны, советский разведчик Алексей Витцке, работающий под прикрытием в гестапо, готовится к выполнению важной миссии. Он вынужден играть роль лояльного гражданина, собирая информацию и сдавая доклады о "врагах Рейха", но его истинная цель – вербовка агентов для СССР. Витцке стремится восстановить связь с ценным агентом, работающим в гестапо под псевдонимом "Брайтенбах" (Вилли Леман), и выйти на Харро Шульце-Бойзена, офицера Люфтваффе, через его жену Либертас.
На премьере пропагандистского фильма Витцке надеется встретиться с Леманом и установить контакт с Шульце-Бойзеном. Он понимает, что его репутация "любителя красивой жизни" может помешать, но это часть его стратегии. В то же время, он опасается слежки со стороны гестапо, британской разведки и других заинтересованных сторон, включая Марту Книппер, вдову его убитого отца, которая подозревает его в сокрытии информации об ограблении банка.
Встретив Либертас и Харро Шульце-Бойзена, Витцке представляется им как друг Ольги Чеховой, надеясь на дальнейшее сближение. Однако, он замечает напряжение в поведении Шульце-Бойзена, что заставляет его быть еще более осторожным. В этот момент происходит арест сценариста фильма, что служит напоминанием о жестокости режима и о цене, которую приходится платить за выживание. Витцке понимает, что его действия имеют последствия, но он полон решимости продолжать свою опасную игру.
После премьеры фильма в роскошном кинотеатре, главный герой, оказавшись в нужном месте в нужное время, выполнил два пункта из своего списка: его заметили гестаповцы, и он установил контакт с Вилли Леманом, агентом Сопротивления. Во время просмотра, используя код Морзе, они договорились о встрече. Однако, планы героя рухнули, когда он неожиданно столкнулся с Николаем Клячиным, своим старым знакомым, который, судя по всему, был связан с советской разведкой.
Клячин, появившись на премьере, привлек внимание Геббельса и его жены, Магды, намекая на ее связь с музыкантом, что вызвало напряжение и подозрения у рейхсминистра. Герой, наблюдая за этой сценой, понял, что Клячин может сорвать его планы, раскрыв секреты Магды и поставив под угрозу его собственную миссию.
В итоге, герой остался в неведении относительно истинных мотивов Клячина, но осознал, что его появление изменило расстановку сил и усложнило ситуацию. Он понимал, что ему необходимо выяснить, чего добивается Клячин, пока тот не разрушил все его усилия.
После премьеры фильма в Берлине, где Алексей встретил Клячина, бывшего чекиста, его охватили тревожные предчувствия. Клячин, появившийся на мероприятии, напомнил Магде Геббельс о связи с Марком Бернесом, что вызвало подозрения у ее мужа, Йозефа. Алексей понимает, что Клячин – провокатор, и его действия могут быть опасны.
В разговоре с Марком выясняется, что тот находится в напряжении из-за своей роли в отношениях с Магдой, а также из-за того, что она называет его именем своего бывшего возлюбленного, Виктора Арлазорова, убитого по приказу Геббельса. Алексей признается, что скрывал эту информацию, но теперь вынужден раскрыть правду. Марк потрясен и зол, осознавая, что его используют в опасной игре.
Внезапный визит мадам Жюльет, которая оказывается агентом, работающей на гестапо, прерывает разговор. Она сообщает, что ее задача – получить архив, и что за домом ведется наблюдение. Алексей понимает, что Клячин, возможно, связан с Берией и может быть причастен к утечке информации об архиве, что делает ситуацию еще более опасной.
Алексей, главный герой, понимает, что его авантюра с кражей архива из банка раскрыта. Мадам Жульет, хозяйка борделя, оказывается связной из Центра, за которой он и его команда охотились. Она знает о его роли в краже, о его сообщниках и о том, где находится архив.
Жульет, используя знание деталей операции, раскрывает Алексею, что его план провалился. Она сообщает, что его действия привлекли внимание гестапо, британцев и других заинтересованных сторон. Она требует, чтобы Алексей немедленно передал ей архив, утверждая, что он является государственной собственностью и должен быть передан уполномоченному лицу.
Алексей, несмотря на осознание опасности, сомневается в искренности Жульет. Он не уверен, что она действует в интересах Центра, и требует гарантий. Он понимает, что доверие – ключевой фактор в этой игре, где ставки высоки, а предательство возможно в любой момент.
Жульет, выслушав сомнения Алексея, не дает ответа, но в ее глазах мелькает что-то похожее на уважение. Она настаивает на передаче архива, подчеркивая его важность и необходимость действовать быстро, чтобы избежать катастрофических последствий.
В гостиной после вопроса о гарантиях повисла напряженная тишина. Мадам Жюльет, сотрудница НКВД, ответила, что гарантия – это ее присутствие, а не донос на Курсанта в гестапо, и что она молчала об архиве отца Курсанта, чтобы выполнить миссию. Она требует передачи архива, но Курсант намерен его уничтожить, чтобы он не попал в чужие руки. Он соглашается передать архив через 10 дней, чтобы выиграть время.
Жюльет, подозревая ложь, соглашается, но требует информацию о планах Мюллера в отношении Польши. Курсант, зная будущее, намекает на провокацию и сроки – конец лета. Жюльет дает инструкции по связи через газету и уходит, разыграв сцену.
После ее ухода Курсант и Марк понимают, что нужно найти Клячина, которого Жюльет, вероятно, знает, и выяснить его роль. Курсант уверен, что Мюллер готовит провокацию в Польше, и намерен узнать детали, пока не стало слишком поздно.
В берлинском рассвете главный герой ждет возвращения Марты Книппер, но та не появляется. Он подозревает неладное, связывая ее отсутствие с появлением Клячина и мадам Жульет, а также с ограблением банка. Опасаясь, что Марта может его предать, он готовится к встрече с Вилли Леманом, чтобы восстановить связь и получить информацию.
Встреча с Леманом проходит на площади Цойтенплац. Леман, подозревая провокацию, делится информацией о готовящейся операции "Консервы" в Польше, но их разговор прерывается появлением подозрительных людей. Завязалась погоня, в ходе которой герой, уходя от преследования, демонстрирует навыки выживания, используя городскую среду для побега.
После успешного побега герой, сменив облик, скрывается, размышляя о сорванной встрече, полученной информации и о том, кто его преследовал. Он осознает, что игра становится все опаснее, с множеством игроков и недостатком доверия. Он понимает, что Леман может быть ключом к планам Мюллера, а Марта все еще не вернулась. Герой решает проверить тайник, предупредить Ваню об опасности и решить судьбу архива.
В Берлине идёт дождь. Главный герой, после опасной погони, получает от Лемана обрывочные сведения о деле, связанном с Гляйвицем и консервами. Он понимает, что ему нужно срочно встретиться с Подкидышем, чтобы получить информацию об архиве, который тот хранит. Герой отправляет сообщение Подкидышу через уличных мальчишек, используя условный код.
Встретившись с Подкидышем на еврейском кладбище, герой узнаёт, что за ним и архивом охотятся некие "другие", а также хозяйка борделя Жульет, которая, как выясняется, является связной и требует архив. Герой понимает, что архив слишком опасен, чтобы хранить его или отдавать кому-либо.
Вместе они открывают шкатулку и обнаруживают драгоценности и компрометирующие документы, касающиеся высокопоставленных лиц. Герой решает разделить содержимое: драгоценности передаются Подкидышу для хранения, а компрометирующие бумаги герой забирает себе, чтобы уничтожить их. Они расходятся разными путями, и герой остаётся один с опасной информацией, понимая, что теперь он несёт бомбу замедленного действия.
В Берлине, в мае 1939 года, молодой советский разведчик Иван Подкидыш, работающий под прикрытием австрийского дельца Вальтера Коха, ждет встречи в баре "Ост-Энд". Он тщательно замаскирован, чтобы соответствовать легенде и не вызывать подозрений у гестапо. В баре, где собирается разношерстный сброд, Ванька чувствует себя неспокойно, предчувствуя неладное. Его задача – добывать информацию, но сейчас он ждет встречи, которая может изменить все.
Внезапно, на улице, Ванька случайно сталкивается со своим бывшим учителем, вором Финном, которого считал погибшим. Финн, одетый в дорогие вещи и явно работающий на немцев, узнает своего ученика. Ванька, не сказав об этом своим товарищам, решает встретиться с Финном, чтобы выяснить, что произошло и почему его учитель оказался по другую сторону баррикад. Он понимает, что эта встреча может быть опасной, но не может поступить иначе.
В баре Финн появляется, как и было условлено, и направляется к столику Ваньки. В его взгляде читается знание, которое может выдать Ваньку. Встреча с учителем, которого он считал погибшим, ставит под угрозу всю его операцию и заставляет задуматься о предательстве и моральном выборе. Ванька понимает, что ему предстоит сложный разговор, который может привести к непредсказуемым последствиям.
После встречи с Подкидышем главный герой возвращается в дом Книпперов, опасаясь слежки. Он прячет важные бумаги в тайник, а затем получает письмо от Мюллера с требованием явиться. Встревоженный, герой отправляется на встречу, где Мюллер выражает недовольство его связями и подозрительным поведением фрау Книппер, намекая на ее связь с недовольными штурмовиками и ограблением банка. Мюллер также упоминает погоню на крышах, в которой якобы участвовал герой.
Мюллер поручает герою следить за фрау Книппер, требуя отчет о ее деятельности в течение 48 часов. Он предупреждает о последствиях невыполнения задания, намекая на угрозу для жизни героя. Герой, понимая серьезность ситуации, обещает выполнить приказ, осознавая, что его жизнь теперь в опасности.
Встреча с Мюллером оставляет героя в смятении и страхе. Он понимает, что его раскрыли, и теперь ему предстоит сложный выбор: предать фрау Книппер или подвергнуть себя смертельной опасности. Герой оказывается между молотом и наковальней, вынужденный играть роль, от которой зависит его выживание.
Главный герой возвращается в дом Марты Книппер, чувствуя внутреннее напряжение и тревогу, ведь его поставили перед сложной задачей — добыть ценную информацию для Мюллера за ограниченное время. Он понимает, что если решит сосредоточиться только на ее спасении, это наверняка приведет к тому, что она попадет в руки гестапо, а значит, риск раскрытия секретов существенно возрастет. Герой решает разработать рискованный план — сделать так, чтобы внимание Мюллера было переключено, и создает альтернативную версию своих действий.
Вскоре он узнает о намерениях Марты участвовать в тайной встрече у Магды Геббельс, которая вызывает у него подозрение: не слишком ли похожи приглашения на проверку или повод для слежки? Между тем, Марта ведет себя странно — выглядит изнуренной и запутанной, будто боится за свою жизнь или предпринимает скрытые действия. Герой понимает, что в сложившейся ситуации ей нужно помочь, чтобы не оказаться под угрозой, и решает использовать эту ситуацию в своих целях, формируя сложный план. Он предлагает Бернесу внедриться на свидание к Геббельсам, притворяясь поклонником, и под предлогом вызвать противостояние между Геббельсом и Мюллером, чтобы отвлечь внимание и выиграть время.
На важной встрече Марта неожиданно выглядит подавленной и разбитой, что усиливает подозрения героя — возможно, она играет свою игру, притворяясь слабой, чтобы скрыть истинные намерения. Он продумывает, что нужно изменить личность Бернеса и подготовить его к миссии, которая включает донесение ложных данных и создание шумихи вокруг Геббельс. Внутри герой осознает, что риск очень велик, но другого выхода нет — необходимо отвлечь Мюллера от основной цели и оставить его занятым громкими расследованиями. Ключевая задача — внедриться на ту самую геббельсовскую резиденцию и найти документы или информацию, которая может изменить ситуацию.
В итоге герой и Бернес решаются на смелую и опасную авантюру: герой будет помогать Бернесу сыграть роль доверенного приятеля, а сам он планирует создать отвлекающий маневр, чтобы перехитрить Мюллера. Несмотря на внутренний страх и ощущение безумия ситуации, оба понимают — вынужденная рискованная стратегия может дать им шанс выиграть время и сбить слежку, сохранив важные секреты. В ходе напряженных размышлений и подготовки они осознают — только смелость и хитрость сейчас способны изменить исход их миссии.
В Глава 9 герои, Алексей Витцке и Марк Бернес, находятся на острове Шваненвердер, готовясь к опасной операции у резиденции Геббельсов. Атмосфера напряженная и зловещая: тишина, хмурое настроение хозяев и подозреваемое присутствие слежки. Марк нервничает перед встречей с Магдой Геббельс, которая встречает гостей холодным, но в целом вежливым приемом. Гости осматривают роскошный особняк, наблюдают за детьми и устраивают импровизированный концерт для них, пока Витцке тайком осматривает кабинет Геббельса.
Пока Марк и Алексей находят способы получить ценную информацию, Витцке проникает в кабинет рейхсминистра пропаганды. Он вскрывает дверь и быстро ищет материалы: папки с личными архиважными документами, штампы и записи, которые могут быть использованы против нацистских элит. Вскоре у него получается украсть документы, оставляя фальшивое ощущение присутствия и подделав письма, что создаст иллюзию наблюдения. В это же время в семье Магды ловко ведется политическая игра: за столом упоминается имя еврейского философа Хаима Арлазорова, что вызывает заметную реакцию у Магды и тревожит их.
После ужина, в спокойной, казалось бы, обстановке, Алексей замечает таинственную записку — приглашение на встречу в 8 утра в районе у канала, без подписи и печати, что свидетельствует о новой опасной провокации. Он понимает, что их миссия еще более рискованная и важная — наладить внутреннюю цепочку информации, чтобы показать, что за самой высшей нацистской элитой зреет что-то очень опасное. Внутри он ощущает растущую панику и паранойю, осознавая, что его роль в этом опасном спектакле становится все важнее.
В мае 1939 года в Берлине штандартенфюрер СС Генрих Мюллер ожидал от русского перебежчика Алексея Витцке информацию, которая могла бы раскрыть новые возможности. Мюллер подозревал Марту Книппер в связях с иностранными разведками, но Гиммлер требовал сосредоточиться на архиве отца Витцке. Мюллер рассчитывал, что Витцке, стремясь спасти себя, раскроет секреты Книппер, либо сам станет объектом давления.
Встретившись с Витцке, Мюллер получил отчет о Книппер, который показался ему неубедительным. Однако Витцке предоставил компрометирующий документ, найденный на вилле Геббельса, с упоминанием даты и контактов в Польше. Мюллер, осознав масштаб возможного заговора, решил переключить внимание на Геббельса, видя в этом возможность для карьерного роста.
Мюллер приказал Витцке продолжать наблюдение, но уже за другими лицами, а сам взял Книппер под свой контроль. Несмотря на подозрения в отношении Витцке, Мюллер решил использовать полученную информацию, видя в ней ключ к устранению Геббельса. Он понимал, что компромат на такого уровня перевешивает все риски, и видел в этом шанс укрепить свою власть.