Вокруг меня СССР времён своего расцвета, вторая половина шестидесятых. Давай, Егор, вот тебе второй шанс, смотри, не упусти его.
Я учитель в сельской школе, классный руководитель 10 класса. Вредная завуч вставляет палки в колёса, противится новому. Куратор устроила небо с овчинку. Бывшая невеста приперлась и пытается вернуть.
Первый том здесь
https://author.today/work/390935
Будьте очень осторожны! Спойлеры.
Краткое содержание создано нейросетью и может содержать фактические ошибки. Оно предназначено исключительно для освежения памяти (например, чтобы вспомнить события прошлой главы или книги) или быстрого поиска места, на котором вы остановились.
Для понимания сюжета, персонажей и авторского замысла рекомендуем обратиться к оригинальному тексту книги.
В первой главе мужчина по имени Егор встречает у себя дома фельдшерицу Оксану и свою бывшую невесту Лизу. Лиза, используя Егора как опору, падает со сломанного стула, повредив ногу. Егор, разозлившись на Лизу, которая, как он подозревает, симулирует травму, выгоняет её из дома. Оксана, не желая раскрывать врачебную тайну, не рассказывает Егору о своих подозрениях. Егор, не желая быть обязанным председателю, берёт у соседа мотоцикл с коляской, чтобы отвезти Лизу в медпункт. Оксана сообщает Егору, что у Лизы растяжение связок колена, а не лодыжки, как он предполагал. Егор, смягчившись под влиянием Оксаны, решает помочь Лизе.
Егор, главный герой, после неудачной попытки Елизаветы Бариновой, своей бывшей невесты, симулировать травму, чтобы остаться, вынужден признать, что у неё действительно растяжение связок. Оксана Гринева, фельдшер, подтверждает это и настаивает на оказании помощи. Егор, выругавшись, соглашается, но понимает, что теперь ему придется заботиться о Бариновой, как минимум, несколько дней.
Егор отвозит Баринову в фельдшерский пункт, где Оксана оказывает ей первую помощь. Егор планирует уйти, но Оксана просит его остаться, чтобы помочь с Бариновой. Егор, понимая, что ему придется искать место для ночлега Бариновой, так как у него нет желания оставлять ее у себя дома, а также не хочет беспокоить друзей.
Оксана признается, что ей жаль Баринову, приехавшую из Москвы, и что она заслуживает второго шанса. Егор, в свою очередь, спрашивает Оксану, дала ли она сама второй шанс, на что получает отрицательный ответ. Он поддерживает Оксану, а затем уезжает, обещая подумать о том, где разместить Баринову. Оксана предлагает поселить Баринову у себя, но Егор отказывается, смутившись. Он решает обратиться к председателю, чтобы временно поселить Баринову в новом доме.
В этой главе молодой учитель Егор Александрович получает ключи от нового дома, предназначенного для него. Он осматривает жилище, предвкушая переезд, но его мысли постоянно возвращаются к бывшей невесте, Лизавете, и к Оксане, местной фельдшерице. Егор возвращает мотоцикл, а затем, попав в прошлое, оказывается в мастерской у завхоза Степана Григорьевича и его друга Митрича. Там, за выпивкой и закуской, они обсуждают жизнь, женщин и проблемы Егора. Мужчины делятся своими взглядами на отношения, советуют Егору быть осторожным с Лизаветой и обратить внимание на Оксану. Егор рассказывает о своих отношениях с Лизой, о ее травме и о том, что она находится под присмотром Оксаны. Завхоз и Митрич предостерегают Егора от необдуманных поступков и советуют ему быть внимательным к чувствам Оксаны. В конце главы Егор, получив поддержку и советы, решает обустроить новый дом для Лизы и обещает присматривать за ней, а также прислушивается к советам старших товарищей.
В мастерской после душевного разговора с товарищами о политике и культе личности, главный герой, Егор Александрович, остаётся один. Он прислушивается к спорам о сталинизме и всеобщей воинской повинности, понимая, что суть разногласий – в чувствах, а не в логике. После ухода товарищей, Егор принимается за работу над светильником для юбилея Октября.
Егор разрабатывает схему лампы, вдохновляясь идеей двойной экспозиции и привлекая к работе учеников. Он планирует создать лампу в форме костра, изобразив на ней символы советской эпохи. В процессе работы он размышляет о важности труда, его роли в воспитании и формировании личности, вспоминая своё детство и сравнивая его с современными тенденциями.
Егор, увлеченный работой, полностью погружается в процесс, забывая о времени. Он готовит материалы, делает наброски и предвкушает совместную работу с учениками. Закончив работу, он запирает мастерскую и идёт сдавать ключи, довольный проделанной работой и предвкушая новые творческие свершения.
Егор, вернувшись с работы, узнает от физрука Гриши о том, что его друг Степан Григорьевич и его напарник Василь Дмитрич, возможно, затеяли очередную авантюру. Гриша также сообщает, что в село приехала "невеста" Егора, и все обсуждают слухи о брошенном в Москве ребенке. Егор, совершенно не ожидавший такого поворота, отправляется домой, чтобы разобраться в ситуации. По дороге он сталкивается с библиотекаршей Лидией Сергеевной, которая, представляя "общественность", пытается выяснить подробности его личной жизни и обвиняет в аморальном поведении. Егор, устав от сплетен, отшивает библиотекаршу и, придя домой, обнаруживает, что дверь в его дом не заперта.
В начале главы рассказчик обнаруживает в своем доме незваных гостей – дядю Васю и Митрича. Выясняется, что дядя Вася проник в дом, чтобы достать веревку. Он объясняет, что ему срочно нужна веревка для спасения Григорича, который упал в недостроенный колодец. Рассказчик, получив ключи от дома, соглашается помочь.
Выясняется, что Григорич и Борода поспорили на конфеты "Птичье молоко" и Григорич, пытаясь выиграть, упал в колодец. Рассказчик и дядя Вася отправляются к месту происшествия.
У колодца рассказчик оценивает ситуацию и организует спасательную операцию. Он дает указания Григоричу, который, несмотря на недовольство, соглашается на помощь. Рассказчик и дядя Вася, используя веревку, начинают поднимать Григорича из колодца.
В этой главе группа мужчин, включая рассказчика, пытается вытащить завхоза Степана Григорьевича из колодца. Спасательная операция проходит тяжело из-за упрямства и травмы ноги завхоза. После успешного извлечения, мужчины подшучивают друг над другом, вспоминая прошлые истории. В итоге, из-за неловкости и нетрезвости, мужчины падают, а рассказчик теряет сознание.
В это время в фельдшерском пункте Оксана Игоревна, фельдшерица, вынуждена терпеть капризы пациентки Лизаветы, бывшей невесты Егора. Оксана раздражена поведением Лизы и беспокоится о Егоре, который должен был забрать девушку. Не выдержав, Оксана решает оставить Лизу одну и найти транспорт, чтобы перевезти ее к себе домой.
В этой главе председатель Звениконь, выслушав фельдшерицу Оксану, соглашается помочь с доставкой недовольной невесты учителя Егора, Лизаветы, к нему домой. Однако, обнаружив, что Егора нет, Звениконь решает поселить Лизавету в новый дом учителя, а сам уезжает, оставив ее на попечение Оксаны. Лизавета, возмущенная таким решением, вынуждена подчиниться.
Звениконь, по пути к дому учителя, выражает сомнения в серьезности отношений Егора и Лизаветы, а также симпатию к спокойной жене. Он и Оксана пытаются успокоить Лизавету, предлагая чай и заботу, но та продолжает капризничать. Председатель, предчувствуя проблемы, пытается сгладить ситуацию, а Оксана, напротив, с интересом наблюдает за происходящим.
В новом доме Лизавета, несмотря на недовольство, вынуждена смириться с гостеприимством Оксаны и Звениконя. Председатель, уехав за травами для чая, оставляет девушек наедине. Оксана, размышляя о причинах отсутствия Егора, предполагает, что с ним могло что-то случиться. Лизавета же, сосредоточившись на написании письма Егору, не обращает внимания на заботу Оксаны, продолжая строить планы по возвращению отношений.
Егор приходит в себя в больнице после травмы головы. Он не помнит, как оказался здесь, но выясняет, что его нашли после падения в колодец. Рядом находятся его друзья, Митрич и дядя Вася, которые встревожены его состоянием. Врач диагностирует сотрясение мозга и назначает постельный режим на неделю, что вызывает недовольство Егора, у которого много дел, включая подготовку к юбилею Октября.
Егор пытается выписаться, но врач непреклонен. Его друзья, несмотря на запрет, остаются в палате, вызывая недовольство медсестры Марины. Егор просит их передать жене, что он пострадал, спасая товарищей. Марина делает ему укол, после чего Егор засыпает.
Во сне Егор видит странную картину: море пшеницы, лодку в форме лампочки Ильича, семиклассников с салютами и своих друзей, оправдывающихся за его состояние.
Егор Александрович, молодой учитель, попадает в районную больницу после несчастного случая. В больнице он быстро находит общий язык с медсестрой Зиночкой, которая оказывает ему знаки внимания, и с пожилыми соседями по палате, которые навещают его. Скучая от безделья, Егор помогает санитарке Марие Семеновне, за что она угощает его домашней выпечкой.
Вскоре Егора навещают его друзья-разбойники, которые рассказывают ему, что его отсутствие в селе объяснили командировкой. Его невеста, Мария Федоровна, в ярости, но друзья стараются ее успокоить. Егор решает использовать время в больнице с пользой и разрабатывает проект для школьников.
К Егору в больницу приходит весь его класс. Он поручает им создать конструкцию для демонстрации к годовщине Октября. Полина будет рисовать сцены из советской жизни, а Федор выжигать их по дереву. Егор помогает ученикам поверить в свои силы и преодолеть сомнения. После обсуждения проекта ученики уезжают, а Егора ждет новый визит, вызвавший недовольство Зиночки.
Егор, находясь в больнице, сталкивается с кокетливой медсестрой Зиночкой, которая пытается привлечь его внимание. Вскоре к нему приходит Оксана, и Егор понимает, что Зиночка ревнует. Они уединяются на улице, где Оксана рассказывает, что Лиза, бывшая невеста Егора, находится в его доме и считает, что он скоро вернется. Оксана также сообщает, что Лиза отказывается от ее помощи и верит в версию о его поездке в другой город. Егор и Оксана проводят время вместе, но их идиллию прерывает Зиночка, недовольная вниманием Егора к Оксане. В конце концов, Оксана уходит, оставив свои вещи, а Егор остается в смятении, понимая, что ему предстоит разобраться со сложной ситуацией с Лизой и отношениями с Оксаной.
В больницу, где лечится Егор, неожиданно приезжает его бывшая невеста Лиза, устроив скандал и требуя внимания. Егор, притворяясь потерявшим память, разыгрывает Лизу, вызывая у неё гнев и истерику. Оксана, фельдшер, осуждает его поведение, но Егор настаивает на своём. Лиза, поняв, что её разыгрывают, пытается манипулировать Егором, но он непреклонен и выгоняет её.
Лизу подвозит председатель колхоза Лиходед, который пытается помирить Егора и Лизу, намекая на неизбежность брака. Лиза, воспользовавшись ситуацией, заявляет о беременности, но Егор понимает, что это ложь. Он грубо прогоняет Лизу, а затем замечает, как она и Лиходед о чём-то договариваются.
Егор, вернувшись в палату, сталкивается с недовольством медсестры Зины, которая тоже пытается выяснить отношения. Егор, уставший от происходящего, отшучивается и, получив укол, засыпает, надеясь, что завтра всё закончится.
В больнице Егор Александрович, учитель, страдает от наплыва посетителей, связанных с подготовкой к празднованию Октябрьской революции. Его ученица Полина Гордеева представляет эскизы для оформления школьной выставки, изображающие историю советской страны. Егор восхищен талантом Полины и вместе с учениками обсуждает детали.
Затем приходит пионервожатая Нина Кудрявцева с идеями для сценария праздника, которые Егор дополняет, предлагая организовать конкурс рисунков и поделок. После этого появляется завхоз Степан Григорьевич с неудачной попыткой воплотить идею Егора о трехмерной лампе Ильича. Егор объясняет ему принцип работы, рисуя подробную схему.
Несмотря на усталость и личные переживания, Егор продолжает работать над организацией праздника, давая указания и советы. Его мысли прерывает новый сосед по палате, который удивляется популярности Егора. Егор же, утомленный, мечтает о покое, но его тревожат новости о беременности Лизы и подозрительные разговоры.
Егор Александрович, вернувшись из больницы, обнаруживает, что его ждет неприятный сюрприз. Директор школы, Юрий Ильич Свиридов, сообщает ему о поступившем заявлении от бывшей возлюбленной Егора, Лизаветы Бариновой, обвиняющей его в отцовстве. Свиридов, смущенный и обеспокоенный, информирует Егора о предстоящем товарищеском суде, на котором будет присутствовать даже местный чиновник.
Егор, уверенный в своей невиновности, спокойно выслушивает директора, предполагая, что Баринова пытается оказать на него давление. Он предполагает, что за этим стоит Лиходед, который хочет навредить ему. Егор уверен, что ребенок не его, и не собирается поддаваться на шантаж. Он также упоминает о своих усилиях по перевоспитанию отца Володи Свирюгина, который, как и Лиходед, является его противником.
Несмотря на предстоящие неприятности, Егор сохраняет спокойствие и уверенность в себе. Он планирует разобраться с ситуацией, не собираясь отступать. Он также обсуждает с директором школьный проект, над которым работает с учениками, и получает одобрение. В конце главы Свиридов сообщает, что собрание состоится на следующий день после уроков, что еще больше усложняет ситуацию для Егора.
В главе описывается подготовка к товарищескому суду над Егором Зверевым, обвиняемым в недостойном поведении. Егор, узнав о суде, меняет свои планы и отправляется в мастерские, где его ждет встреча с учительницей рисования Верой Павловной. Она помогает ему в реализации его идеи, связанной с праздничной демонстрацией, и делится своими наблюдениями о влиянии Егора на школу. Завхоз Степан Григорьевич и другие ученики также активно участвуют в подготовке, выражая поддержку Егору и сомневаясь в его виновности.
В ходе разговоров выясняются подробности личной жизни Зои Аркадьевны, которая, вероятно, является инициатором суда. Вера Павловна и Степан Григорьевич выражают свою веру в невиновность Егора, а также обсуждают его отношения с Лизой Бариновой, которая, возможно, беременна. Егор, в свою очередь, заявляет о своем нежелании участвовать в фарсе и намерен положить конец этой истории.
Егор активно участвует в подготовке к демонстрации, собирая "люминацию" для лампочки Ильича. Он получает поддержку от коллег и учеников, которые верят в его невиновность. В конце главы Зоя Аркадьевна начинает собрание, на котором будет рассматриваться дело Егора, подчеркивая важность морального облика советского учителя и осуждая недостойное поведение.
Егор Зверев, молодой учитель, оказывается в центре скандала, когда московская девушка Лиза Баринова обвиняет его в нежелании признать отцовство. На товарищеском суде, организованном завучем Зоей Аркадьевной, Егор, вопреки ожиданиям, перехватывает инициативу. Он раскрывает подлог: Лиза, при поддержке председателя Лиходеда, подделала справку о беременности.
Егор, используя информацию, полученную от свидетелей, разоблачает Лизу, показывая, что она не беременна от него. Парторг Валентина Ивановна, изначально настроенная против Егора, признает его правоту и осуждает попытку обмана. В ситуацию вмешивается местный парторг Третьяков, который, несмотря на разоблачение, требует от Егора объяснительную, но Егор отказывается, демонстрируя свою принципиальность.
В итоге, Лиза уезжает, а Егор остается, понимая, что в сельской местности доброта не всегда ценится. Он делает вывод, что в будущем ему придется действовать более жестко, чтобы защитить себя от подобных ситуаций.
Егор, учитель школы, после бурного расставания с невестой Елизаветой, сосредоточился на подготовке к празднованию годовщины Октябрьской революции. Главной задачей было создание лампы Ильича для демонстрации. Однако, из-за проблем с Елизаветой и другими обстоятельствами, работа над лампой затягивалась. В мастерской обнаружили, что кто-то повредил пульт управления и саму лампу, сломав провода и вытащив начинку.
После выяснения обстоятельств, Егор и его ученики решили починить пульт и восстановить лампу. Завхоз Степан Григорьевич пообещал найти виновных. Накануне праздника, Егор и его команда договорились о сборке лампы на грузовике.
В праздничное утро Егор обнаружил, что лампу полностью уничтожили, оставив лишь коробку. Полина плакала, а Свирюгин держал в руках починенный пульт. Егор был в ярости, осознав, что кто-то намеренно сорвал их работу.
В школе произошёл акт вандализма: неизвестные разрушили экспонаты, предназначенные для демонстрации к юбилею Октябрьской революции. Егор Александрович, учитель, организует эвакуацию ребят и уцелевших материалов, чтобы спасти праздник. Он решает использовать запасной вариант – заранее подготовленную копию экспоната.
Собрав ребят, Егор Александрович и его команда отправляются к его дому, где находится запасная копия. Там они быстро собирают и украшают грузовик, чтобы успеть на демонстрацию. Учитель вызывает участкового для расследования, а сам, вместе с учениками, готовится к выступлению.
Демонстрация проходит успешно, запасная копия экспоната производит фурор. После праздника класс собирается в кафе, где обсуждают произошедшее. Егор Александрович призывает ребят к ответственности и выбору, подчеркивая важность самостоятельных решений. Завхоз Степан Григорьевич поддерживает учителя, напоминая о необходимости следовать своим убеждениям и брать на себя ответственность за свои поступки.
Осень сменилась зимой, и главный герой, учитель, планирует будущее, стремясь воспитать поколение, преданное Родине. Он видит потенциал в советских детях и вдохновляется достижениями 60-х годов: освоением космоса, масштабным строительством, развитием промышленности. Он понимает, что попал в переломный момент истории, когда можно направить страну в нужное русло.
Учитель решает действовать, предлагая провести областную техническую олимпиаду, чтобы дать шанс талантливому ученику Володе Свирюгину. Параллельно он помогает Володе и его семье, предоставляя им жилье. Также он участвует в расследовании хулиганства, связанного с повреждением памятника, и помогает восстановить справедливость.
Володя соглашается участвовать в олимпиаде, и начинается подготовка. Учитель заручается поддержкой коллег и организует дополнительные занятия. Школа активно готовится к праздникам, создавая подарки для ветеранов. Учитель разрабатывает концепцию нового образования, стремясь укрепить свой авторитет.
В конце года коллектив школы взбудоражен новостями о предстоящей свадьбе завуча и ее переезде. Учитель же сосредоточен на подготовке к олимпиаде, вместе с Володей и завхозом разрабатывая проект для презентации. Вдохновленный опытом, они решают создать пульт от телевизора.
В мастерских завхоза Егор Александрович помогает юному изобретателю Володе Свирюгину создать пульт дистанционного управления для олимпиады. Егор объясняет принцип работы, а Володя, вдохновленный идеей, берется за дело. Егор подогревает амбиции юноши, помогая ему систематизировать работу и подготовить доклад.
Володя, несмотря на сомнения, усердно работает, фиксируя каждый этап. Егор подчеркивает важность самостоятельной работы и подготовки к выступлению перед академиками. Он верит в талант Володи и его способность изменить свою жизнь и, возможно, будущее страны.
Володя побеждает на олимпиаде, и его замечает профессор Лапшин, предлагая ему возможности в науке. Егор рад успеху Володи, понимая, что его задача – находить и направлять таланты. Он уверен, что победа Володи – это начало новой, успешной жизни для юного изобретателя.
Вдохновленный идеей увековечить память о героях Великой Отечественной войны, Егор Александрович, учитель из сибирского села, предлагает организовать "Бессмертный полк". Он заручается поддержкой директора школы и обращается к местному куратору, Аделаиде Артуровне, для помощи в реализации задумки. Идея быстро находит отклик у школьников и жителей села, которые с энтузиазмом готовятся к шествию, создавая портреты погибших и живых ветеранов.
Параллельно Егор Александрович инициирует высадку парка Победы вокруг мемориала павшим героям, сталкиваясь с сопротивлением председателя колхоза. Он находит поддержку у известного селекционера Леонида Колесникова, который предлагает высадить саженцы сирени сорта "Ветка мира". Эта идея символизирует мир и становится важной частью празднования Дня Победы.
Идея "Бессмертного полка" получает широкую огласку в СМИ, что приводит к всенародной поддержке и превращению шествия в общероссийскую акцию. Егор Александрович успешно съездил за саженцами сирени, а также выступил на общепедагогическом собрании, где озвучил идею единого государственного экзамена. В день празднования 9 мая село объединяется в торжественном шествии, отдавая дань памяти героям войны.
В доме Бариновых, где царят строгие правила и порядок, Елизавета (Лиза) в ярости из-за публикации в газете, где восхваляют ее бывшего возлюбленного Егора Зверева. Мать, Ирина Владимировна, советует Лизе держать лицо и не показывать слабости, напоминая о важности репутации. Отец, Юрий Георгиевич, чиновник из Министерства образования, узнав о ситуации, видит в Звереве перспективного молодого человека, которого можно использовать в своих целях. Он поручает Ирине Владимировне наладить отношения с Егором, пригласив его в Москву для обмена опытом, чтобы использовать его таланты для продвижения своей карьеры и карьеры дочери.
Тем временем, завуч школы Зоя Аркадьевна Шпынько, решив переехать к жениху на Дальний Восток, сообщает куратору Аделаиде Артуровне о своем решении. Она рекомендует на свою должность Егора Зверева, отмечая его новаторский подход и способность объединять коллектив. Шпынько видит в Звереве потенциал и считает, что он соответствует требованиям партии.
Аделаида Артуровна, заинтересованная в продвижении по службе, задумывается о поддержке Зверева, видя в нем перспективного молодого специалиста, который может помочь ей достичь ее собственных карьерных целей. Она планирует использовать его талант и энергию для укрепления своей позиции и достижения должности начальника образования области.
В школе готовились к последнему звонку. Егор Александрович, учитель, предложил сделать праздник особенным, организовав вальс для выпускников и запуск шаров с мечтами. Семиклассники, под присмотром учителя физкультуры, должны были подготовить конфетти. Настал день праздника. Выпускники танцевали вальс, а семиклассники должны были запустить конфетти. Однако, Егор Александрович заподозрил неладное, когда обнаружил у семиклассников конфетти "про запас".
Во время линейки Егор Александрович узнал, что семиклассники планируют устроить "салют" из пистонов. Он пресёк их затею, конфисковав оружие и приказав разобрать конструкцию. После линейки выпускники и жители села высаживали деревья в парке Победы. Внезапно Егор Александрович узнал, что семиклассники планируют устроить салют из пистонов. Он снова предотвратил их затею, конфисковав оружие и приказав разобрать конструкцию.
Праздник завершился успешно, но Егор Александрович понимал, что сюрпризы от семиклассников ещё впереди.